СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по теме "Правонарушения и ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для работы с подростками во внеурочном занятии в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по теме "Правонарушения и ответственность"»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат № 23»













Открытое занятие

в 7 «г» классе по теме

«Правонарушения и ответственность»



Выполнила:

Моисеева О.М., воспитатель 7 г класса

























Белгород

2024-2025 уч. год







Цели и задачи:

- Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,

-Воспитание правового сознания учащихся

-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;

-Ознакомление подростков с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»; 





Ход занятия: 


Вступительное слово



Воспитатель: Вы сейчас большие и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо только знать закон и соблюдать его.




Воспитатель: Ребята, вспомните что вы изучали на прошлом занятии?



Учащиеся: На прошлом занятии мы изучали виды правонарушений.



Воспитатель: А что такое правонарушение?



Учащиеся: Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.



Воспитатель: Какие виды правонарушений вы знаете? Вспомните, что такое: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.



(На доске учащиеся соотносят вид правонарушения с его определением)



1. Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

2. Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

3. Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

4. Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.



Воспитатель: Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить что это: проступок, шалость, злонамеренный поступок или преступление.



(Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций в таблицу)

Ситуации:

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку (преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку (в ответ) ударил ее и сломал нос (преступление).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет (шалость).



Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно или нет?

Воспитатель: Сейчас новая тема: «Правонарушение и ответственность».



(Речевая зарядка)

Воспитатель: За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Корень слова “Ответственность” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П. Коэльо (Ответственность)





- Существует 4 вида ответственности:

- уголовная

- административная

- дисциплинарная

- гражданско-правовая.



(Показ презентации. Виды ответственности с их определениями)



1.Уголовная ответственность – ответственность за тяжкие нарушения, предусмотренные Уголовным кодексом. Наступает с 16 лет (за все преступления).

Преступления, за которые предусматривается уголовная ответственность с 16 лет:

  • убийство

  • изнасилование

  • грабеж

  • оскорбления

  • хищение

  • хулиганство

  • террористический акт

  • поджог

  • вандализм

  • ложное сообщение об террористическом акте или о заложенной бомбе



С 14 лет наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества, хулиганство, вандализм.



 Виды наказаний для несовершеннолетних:

  • штраф

  • лишение права заниматься определённой деятельностью;

  • исправительные работы

  • обязательные работы

  • лишение свободы на срок не более 10 лет

  • арест



            2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

К административным нарушениям относятся:

  • нарушение правил дорожного движения

  • нарушение противопожарной безопасности

  • распитие алкогольных напитков, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

  • мелкое хулиганство

  • мелкое хищение

  • ложный вызов специализированных служб – пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, МЧС.

  • нарушение «комендантского часа» (Общими правилами является разрешение лицам 16- 18 лет находиться в ночное время на улице или в заведении до 22.00 часов)

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.



Наказание:

  • административный штраф,

  • предупреждение,

  • лишение водительских прав,

  • исправительные работы,

  • административный арест или конфиксация имущества

  • административный арест на срок до 15 суток





            3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства. К дисциплинарной ответственности привлекаются с 14 лет.

Например:

  • опоздание на работу,

  • прогул без уважительной причины и т.д.



Наказание:

  • предупреждение

  • строгий выговор

  • увольнение.

 

            4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. К гражданско-правовой ответственности привлекаются с 14 лет.

Например:

затопление квартиры соседями сверху,

незаконное завладение территорией и т.д.



Наказание:

  • возмещение вреда

  • уплата ущерба.



Воспитатель: Вы узнали, какие бывают виды ответственности.



Воспитатель: А сейчас вы должны определить вид ответственности. (поднять карточку).



  • Ученик порвал классный журнал? (Г)

  • Появление подростка на улице в нетрезвом виде? (А)

  • Ученик избил воспитателя? (У)

  • Совершил кражу мобильного телефона? (У)

  • Совершил прогул в школе? (Д)

  • Ушел из школы без предупреждения? (Д)

  • Переходил дорогу в неположенном месте? (А)

  • Разбил мячом окно соседа? (Г)

  • Мужчина нецензурно выражался в общественном месте? (А)

  • Пятнадцатилетняя девушка убила случайно человека? (У)

  • Двадцатилетний парень спаивал своего несовершеннолетнего друга спиртным напитком? (У)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Верно или нет?



Воспитатель: Завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания, работу в группе, умение творчески мыслить.

Воспитатель: А теперь мы будем смотреть фоторепортаж из зоны для малолетних преступников в самарской области. Внимание на экран!

(Просмотр фоторепортажа)

Воспитатель: Вот просмотрели, как живут малолетние узники. А теперь вы сами выбирайте: свободу или жизнь в неволе.

Воспитатель: Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона:

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»