МКУДО Нижнечирский Дом пионеров и школьников
Открытое занятие
кружка «Азбука экологии»
«УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Педагог доп.образования
1 категории
Саливончик Е.М.
2016-2017 уч.г.
Ст.Нижний Чир
Цели:
учить детей ухаживать за комнатными растениями; познакомить со способами размножения комнатных растений;
развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, вырабатывать практический навык в пересадке и посадке комнатных растений;
воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их жизнь, интерес к уходу за растениями.
Тип занятия – комбинированное.
Методы занятия: словесные, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, с элементами здоровьесберегающих технологий, мультимедиа.
Оборудование: живые комнатные растения, изображения растений;
предметы для ухода за растениями (лейка с водой, палочки);
предметы для посева растений (горшочки пластиковые, земля для комнатных растений, посадочный материал);
ТСО: Презентация мультимедиа.
Ход урока
1.Орг.момент
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
Взмахнуло Лето шляпкой и рассыпало свои цветы повсюду. Куда ни глянешь – везде колокольчики, клевер, васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли. Повела Осень багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза сад на подоконнике. За стеклом цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

- Ребята, как называются все растения, которые растут и цветут в домах? (комнатные)
Сегодня мы продолжим изучать раздел «Уход за комнатными растениями».
На занятии мы будем ухаживать за ними, познакомимся со способами размножения комнатных растений.

2.Основная часть
2.2. Живая выставка.
- Дома у вас тоже есть комнатные растения, я просила вас изобразить и рассказать нам о них.

2.3.Беседа.
- Почему эти растения называются комнатными?
- Какую пользу приносят комнатные растения?
- Назовите, пожалуйста, жизненные потребности комнатных растений. Что необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?
- Растения могут стать вашими друзьями только в том случае, если они здоровы и хорошо себя чувствуют.
2.4.Игры на выявление знаний о растениях.
Игра «Зачем я нужен?»
- Я называю часть растения, а вы объясняете его значение.

Игра «Угадай растение по описанию»
- Ведущий описывает растение, остальные угадывают название.
1.Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют “денежное дерево”.
(Толстянка)
2.Это комнатное растение рекомендовано для школ, так как хорошо очищает воздух. Выглядит оно забавно: из высоко подвешенных горшков от материнского растения свисают дугами плети – стрелки. На них расположены пучки молоденьких растений – дочек с толстенькими белыми корешками.
(Хлорофитум хохлатый)
3.Говорят, что это не растение, а просто заколдованный карлик, состарившийся, съежившийся, заросший щетиной. Немногим приходилось видеть, как он зацветает. Растение называют “зеленым верблюдом” за свойство стеблей накапливать воду. Может долго жить без полива. В Мексике из него делают пастилу, сыр, сироп. Что это?
(Кактус)
4.В Англии его называют “тещин язык”, в США – “змеиная кожа”, у нас в стране – “щучий хвост”. Это неприхотливое растение заслужило репутацию практически неистребимого. Листья могут достигать в длину 1 м. Существует много разновидностей. Как оно называется?
(Сансевьера)
5.Цветки этого растения могут быть разного цвета. Один из видов, душистый, рекомендован для школ, так как хорошо очищает воздух от микробов. В народе считается, что аромат листьев лечит от головной и ушной боли. Что это за растение?
(Герань)
6.Считается, что расцветает он один раз в сто лет. Оттого и называют его столетником. Это не так. На Родине, в Африке, цветет ежегодно. У нас в комнатах почти не цветет. Его другое название в переводе с арабского означает “горький”. Горький сок этого растения с медом – лекарство. Как называют столетник иначе?
(Алое)
Игра «Угадай растение по силуэтам»
- Я покажу вам черно-белый рисунок, а вы угадайте, что это за растение?
2.5.Практическая работа
- Какие способы размножения растений вы знаете?
- Размножение семенами – это генеративный способ размножения растений. А размножение частями растений – это вегетативный способ размножения:
Стеблевыми черенками (бальзамин, традесканция, фикус, бегония и т.д.);
Листовыми черенками (фиалка);
Луковицами (гиппеаструм);
Делением куста (амариллис);
Отпрысками (усы, цветочная стрелка у хлорофитума, «детки» на краях листьев каланхоэ)
2.5.1. Составление алгоритма посадки комнатного растения
- Перед тем, как мы с вами приступим к практической части нашего занятия, давайте вспомним, как правильно сажать и поливать растения. Перед вами части алгоритма посадки и пересадки комнатных растений. Части все перепутались, вам нужно разместить их в правильном порядке. Одна группа работает с алгоритмом посадки растения, а другая – с алгоритмом пересадки.
Дети работают в группах, затем показывают готовые алгоритмы.

2.5.2. Посадка комнатного растения в горшки.

2.6. Подведение итогов
- Ребята, давайте вспомним тему сегодняшнего занятия. (ответы детей)
Давайте подведем итог: чему же мы сегодня научились?
(мы узнали о способах размножения растений, правилах ухода, посадки и пересадки комнатных растений)
Просмотр видеоролика.
- Ребята, давайте вспомним, какие растения мы выращивали здесь, в Доме пионеров и школьников в разное время.

- Итак, ребята, мы с вами видим, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.