Тема: Повторение пройденного. 4 класс
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации
Задачи:
образовательные: способствовать умению работать с текстом; выделять главную мысль; находить средства художественной выразительности;
развивающие: способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, развитию у учащихся культуры речи, интереса к предмету, творческой активности; развивать умение учащихся работать в группах; способствовать развитию умения аргументировать;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности; способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения выводы, обобщения;
Расширение собственного кругозора;
Обогащение своей речи выразительными средствами языка.
Коммуникативные:
Оформление устной и письменной речи в форме текста;
Умение работать группе (выстраивание диалога, умение слышать мнение других и корректно отстаивать свою точку зрения).
Регулятивные:
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий;
Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
- Проверим готовность к уроку.
- Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните что-нибудь очень-очень хорошее и улыбнитесь!
- Каждый из вас, улыбнувшись вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Ведь главное – доброе начало.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Посмотрите внимательно на изображение, подумайте и скажите, о чём мы с вами будем говорить
- А если точнее?
- Попробуйте определить, по какому признаку я собрала эти растения на полянке.
Ведь лес – как сказочное царство!
Здесь кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
- Сегодня речь пойдёт об одном из лекарственных растений. Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?
2. ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Растёт зелёною стеной,
Её обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?.. (Крапива)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он лёгок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что вдыхаешь? – Запах … (мяты).
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвёшь листочек осторожно.
Кто нас излечит?.. (Подорожник)
Он сорняк. Он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню жёлтый … (одуванчик)
Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой … (зверобой).
Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком?.. (Ромашка)
- Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Многие лекарственные растения вы знаете. А сегодня мы более подробно узнаем об одном из них.
3. РАБОТА С ТЕКСТОМ
Прочитайте текст, подберите к нему заголовок
Случилось это давно. Земля в ту пору была много богаче и прекрасней. Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный одуванчик. Он очень рад был послужить людям. Люди замочат его листочки в подсоленной воде и целебный салат из них сделают. Для повышения аппетита и снятия жара это лучшее средство. А из солнечных цветочных головок сварят душистое варенье. Люди ласково говорят об одуванчике: «Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится». И действительно, чуть чёрная тучка появится на небе и подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, будто его и нет. Матушка-природа подарила его семенам пушистые парашютики, чтобы ветер мог унести их в дальние страны. С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света.
- Подберите заголовок. («Скромный одуванчик»)
4. ПРИЁМ ««ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ»
- Составьте и запишите по одному «тонкому» и «толстому» вопросу по содержанию текста «Скромный одуванчик», используя таблицу.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать |
Что? Когда? Может…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно…? | Дайте три объяснения, почему…? Почему вы думаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что если…? Согласны ли вы…? |
5. ПРИЁМ «ЭИЗ»
- Заполните таблицу. Работать будете в парах.
Элемент (объект) | Имя признака (вопрос) | Значение признака (ответ) |
Одуванчик | Сколько слогов? | |
Какой слог ударный? | |
Сколько букв? | |
Сколько звуков? | |
Сколько звонких согласных? | |
Сколько глухих согласных? | |
Сколько твёрдых согласных? | |
Сколько мягких согласных? | |
- Давайте проверим выполненное задание.
Элемент (объект) | Имя признака (вопрос) | Значение признака (ответ) |
Одуванчик | Сколько слогов? | 4 |
Какой слог ударный? | 3 |
Сколько букв? | 9 |
Сколько звуков? | 9 |
Сколько звонких согласных? | 3 |
Сколько глухих согласных? | 2 |
Сколько твёрдых согласных? | 3 |
Сколько мягких согласных? | 2 |
6. РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА
- Найдите в тексте и выпишите 3 словосочетания, которые употреблены в переносном значении.
Случилось это давно. Земля в ту пору была много богаче и прекрасней. Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный одуванчик. Он очень рад был послужить людям. Люди замочат его листочки в подсоленной воде и целебный салат из них сделают. Для повышения аппетита и снятия жара это лучшее средство. А из солнечных цветочных головок сварят душистое варенье. Люди ласково говорят об одуванчике: «Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится». И действительно, чуть чёрная тучка появится на небе и подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, будто его и нет. Матушка-природа подарила его семенам пушистые парашютики, чтобы ветер мог унести их в дальние страны. С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света.
- Итак, проверяем. Вы должны были выписать следующие словосочетания:
могучие дубравы,
скромный одуванчик,
целебный салат,
из солнечных головок,
душистое варенье
глазок золотой,
солнце хмурится,
закрывает лепестки,
пушистые парашютики,
матушка-природа подарила,
детки одуванчика.
7. ИГРА «ВЕРШКИ – КОРЕШКИ»
- Давайте отдохнём и поиграем. Вам необходимо угадать, какую часть лекарственного растения используют в народной медицине.
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы, семена
Ромашка – цветы
Лопух – листья, корни
Шиповник – плоды
Мята – листья
Подорожник – листья
8. РАБОТА В ГРУППАХ
- Давайте разделимся на три группы. Двум группам нужно составить загадку по схеме.
1-ая группа
На что похоже? | Слова-связки | Чем отличается? |
| Но не… | |
| Как… | |
| | |
Пример:
На что похоже? | Слова-связки | Чем отличается? |
Цветок | Но не… | пахнет |
Лекарство | Как… | таблетки |
Семена | | парашютики |
2-а группа
Какой? | Слова-связки | Чем отличается? |
| Как… | |
| Но не… | |
| | |
Пример:
Какой? | Слова-связки | Чем отличается? |
Жёлтый | Но не… | солнце |
Белый | Как… | вата |
Целебный | | лекарство |
9. РАБОТА С ЗАГАДКОЙ
- Пока 1-ая и 2-ая группы составляют загадки, задание для 3-ей группы: найдите в тексте загадку и выпишите её.
- Подчеркните изученные орфограммы.
Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится.
10. ПРИЁМ «САМОЕ ГЛАВНОЕ»
- Найдите в тексте «Скромный одуванчик» «секрет», особенность, то, без чего он был бы лишён смысла.
- Вы правильно определили, что это предложение: «Он очень рад был послужить людям».
11. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
По периметру класса размещены изображения шля разного цвета:
белая – шляпа информации (Теперь я знаю…);
зелёная – шляпа творчества (Я смогу…);
синяя – шляпа мудрости (Новые знания мне нужны для…);
жёлтая – шляпа оптимизма (Больше всего мне понравилось…);
чёрная – шляпа осторожности (Я сомневаюсь… Мне было трудно…).
Обучающиеся выбирают соответствующую шляпу, с помощью которой дают оценку своей работе, формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Учитель объясняет домашнее задание.
- Во время урока вы побывали теоретиками и практиками, проводили наблюдения. Дома я предлагаю вам продолжить исследовательскую работу.
1. Составить предложения или рассказ о каком-нибудь лекарственном растении.
2. Узнать о происхождении названия какого-нибудь лекарственного растения.
3. Нарисовать иллюстрацию какого-нибудь лекарственного растения.
4. С помощью программы Power Point создать презентацию о каком-нибудь лекарственном растении и продемонстрировать его в младших классах в рамках проведения декады русского языка.
5. Найти в тексте остальные словосочетания, которые употреблены в переносном значении
Учитель проводит рефлексию настроения на доске:
- Поместите букву О на то облако, которое соответствует вашему настроению на уроке.
Моё настроение
скука
грусть
наслаждение
злость
равнодушие
уверенность
радость