Классный час «Семья и семейные ценности». 10.02.2017
2 а класс, МОУ СОШ № 4 г. Раменское, МО.
Учитель высшей категории Мещерякова Н.Н.
Цель: определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи:
Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности».
Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях.
Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности.
Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, плакаты- слова, компьютер, презентации, памятки, рисунки «Моя семья».
Ход классного часа
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: сегодня, мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех до конца урока сохранится прекрасное настроение.
2. Постановка проблемной ситуации.
По загадкам прошу определить тему классного часа.
* Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит? (Мама).
* Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - …(папа).
* Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее,
И кому в семье почёт? (Бабушка).
*С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко! (Дедушка).
* Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
3. Сообщение темы классного часа.
Учитель:
Кто догадался, о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего классного часа? (Открывается слово «Семья»).
А что в вашем понятии означает это слово?
Учитель: из толкового словаря С.И. Ожегова: открывается -
Учитель: Прочитайте слова великого педагога В. А. Сухомлинского: открывается -
«Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро».
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Мнения детей).
Учитель:
«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».
«Семья – это родные друг другу люди».
«Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
4. Открытие нового. Что такое «Семейные ценности»?
Учитель: совершенно верно. Люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»? Приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (Мнения детей).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
«Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске открываются слова:
Понимание
Любовь
Уважение
Доверие
Доброта
Забота
Помощь
Дружба
Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Учитель: Ребята, какими качествами можно дополнить этот список?
(Правдивость, справедливость, внимание - открываются).
А вашей семье каких качеств придерживаются? (Всегда говорят правду, любят друг друга, с уважением относятся к старшим...)
А вам бы хотелось чтобы ваша будущая семья была похожа на ту, в которой вы живете? (Почему?)
Учитель: Совершенно верно, счастливая семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности (открываются). Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь.
«В давние времена жила многодетная семья – и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”. Значит семья – это понимание.
Учитель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
-Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью. «Какой хороший вечер». Читают мальчики.
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
* Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Высказывания детей).
* Выберите слова, которые «живут» в такой семье?
Открываются слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость.
5. Физкультминутка.
* Давайте мы с вами немного отдохнем.
«Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в ряд и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
6. Закрепление.
Учитель: предлагаю (детям и родителям) закончить пословицы о семье:
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
Учитель:
В современной песне поётся (звучит песня):
«Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет».
* Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
*Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?
* Я предлагаю вам поиграть в «Строителей» (участвуют и дети, и родители).
Учитель: Строительство дома начинается
- с фундамента.
Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).
- строительство стен дома:
Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
- покрыть дом крышей :
*Что нужно для крепости семейных отношений? (Понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие).
(Открывается доска с нарисованным домом).
Кого не хватает в этом доме? (Семей).
Я предлагаю вам заселить наш дом семьями, вашими семьями. (Дети прикрепляют свои рисунки).
В конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье:
«Что можно»…, «Что нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью; помогать.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
7. Итог урока. Рефлексия.
1). Закончи предложения, ответив на вопросы.
Ваши родные и близкие люди пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.
На доске записаны незаконченные предложения.
Мама и папа для меня - самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
2). Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
* Интересно вам было строить дом?
* Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
* Что на свете всего дороже?
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
3). Чтение стихов детьми.
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, где счастлива полностью.
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
4). Учитель:
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
«Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство».
*«Семья - один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. *Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
5). Учитель в конце классного часа раздаёт детям памятки.
ПАМЯТКА
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
-Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.