Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бесединская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Классный час для 7 класса
«Пришла коляда — отворяй ворота»
Подготовил: учитель
Толкачева Т. В.
с. Беседино, 2016
Классный час «Пришла коляда — отворяй ворота»
Цели: пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Форма: ролевая игра «Колядки»
Подготовительная работа с детьми: распределение ролей; не получившие роли выступают в качестве зрителей.
Ход классного часа
Кругом рождественская мгла
Во мгле гудят колокола
И с ними в лад слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем»
Я чувствую, как в этот день
Жизнь городов и деревень
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастья всем».
Г.Лонгфелло.
Ведущий 1: Ночь перед Рождеством…Сочельник… Как по-волшебному звучат эти очень простые слова.
Ведущий 2: Рождественскую ночь недаром именовали ночью младенцев, а Рождество – праздником детей. В этом скрыт не только религиозный, но и вполне земной смысл: кто, как не дети способен так остро радоваться подаркам, нарядной елке, так доверчиво ждать чуда? А чудо произошло в ту Вифлеемскую ночь, когда (пауза)…
Учитель: А может ребята нам подскажут, какое чудо произошло 2006 лет назад и почему праздник называется Рождество? (Рождество – в ночь с 6 на 7 января, когда родился Иисус Христос, Бог принял облик человеческий, Рождество – великий Христианский праздник. Бог – отец послал в земной мир своего сына Иисуса –Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя наступило новое время.)
Ведущий 1: У рождества много атрибутов, а главный из них …
Учитель: Погоди, погоди, может ребята подскажут….
Ведущий 1:… – елка. Она пришла к нам при Петре 1, была поначалу в России символом западной жизни.
Учитель: Действительно, почитание ели происходит из средневековых немецких мистерий, где Парадизбаум (райское дерево) – символизировало рай. И елка стала символом рождества, так как христианская церковь признала это вечнозеленое дерево символом вечной жизни во Христе.
Ведущий 2: Существует легенда: когда Христос родился, то деревья понесли ему свои дары, яблоня – яблоки, вишня – свои плоды, только елка не приближалась, а плакала тихо – тихо, боялась уколоть младенца. А он пожалел ее и воздал ей игрушками, сластями, свечами, оттого и по сей день ее украшают…
Ведущий 1: Рождество – праздник традиционно семейный, тихий, одухотворенный, время, когда забывались распри, неприятности, обиды.
Ведущий 2: Эту тихую умиротворенность вечера часто нарушали ряженые, приходящие в дом с колядками.
Мальчики и девочки, переодетые в колядующих, входят в класс, колядуют.
Пришла Коляда
Накануне рождества!
Пришла коляда
Отворяй ворота!
Коляда, коляда
Подавай пирога.
Дай блин, дай кишку
Свиную ножку.
Всем понемножку
Неси, не тряси,
Давай, не ломай!
Дайте коровку
Масляну головку!
А дай Бог тому
Кто в этом дому!
Ведущие (в один голос): Ой, это же ряженые!
Ряженые: Щедрый вечер, славный вечер – добрым людям на весь вечер.
Учитель: Проходите гости дорогие, всегда вам рады!
Ведущие (между собой): А о чем это они пели? О коляде какой-то! А что это или кто это такая эта коляда?
Учитель: По словам русского историка и писателя 19 века Н.Карамзина, это бог пиршества и мира.
Ведущий 1: Дорогие ряженые! А как надо колядовать?
Ведущие вместе: Научите нас!
Ряженые: Колядование состоит в том, что парни, девушки, мальчишки и девчонки собираются группами, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, и переходя от одного двора к другому поют под окошками, а иногда и в избах песни, желая добра и благоденствия.
Учитель: Ребята, а что мы должны сделать с вами, чтобы не обидеть ряженых? Колядующие должны обязательно получить что-то съестное: сладости, орехи, фрукты. А еще им давали козули, каракульки или коровки – это особые обрядовые печенья, которые готовились в каждом доме на случай прихода колядующих. Эти фигурки из теста необходимо было сразу съесть, загадав при этом желание.
Ряженые: Да, действительно, считалось дурным тоном отказать колядовщикам.
Ведущий 1: А зачем нам знать колядки?
Ряженые: У обряда колядования две цели: 1) – отогнать злые силы, 2) обеспечить плодородие и процветание рода.
Ведущий 2: А зачем обеспечивать плодородие, когда на дворе зима, а не лето?
Учитель: Наши далекие предки - земледельцы, а их жизнь напрямую зависела от солнца, в самую длинную ночь года (в зимнее солнцестояние 23 декабря) стремились поддержать солнце праздником. Вы посмотрите, как темно в декабре! Это сейчас мы грамотные, и знаем, что в декабре самые короткие дни и самые долгие ночи. А раньше люди не знали этого. Они считали, что злые силы ослабили солнце и их нужно отогнать, помочь солнцу, а заодно и добрые силы привлечь, чтобы был хороший урожай и приплод скота и птицы, да и сам людской род множился, а значит жил.
Ряженые: Понятно теперь, зачем надо знать колядки?
Учитель: Дорогие ряженые, вы можете присесть.
Мне бы хотелось, чтобы вы послушали, как правильно исполняются колядки.
Звучат колядки в исполнении народных исполнителей
Обратите внимание, какая красивая музыка, как красиво поют колядующие.
Сейчас исполнение, конечно, несколько другое.
Ряженые: А теперь мы проведем конкурс: кто вспомнит больше колядок, тот и выигрывает. А исполняющие вместо фишек получат звезды.
Ряжеными проводится конкурс на знание колядок.
Ведущий 1: А вы знаете, какие подарки принято дарить на Рождество? (ответы детей)
Ведущий 2: Дорогие подарки дарить не принято, скорее они должны быть символическими – на счастье или шуточными.
Учитель: А что же это может быть?
Предполагаемые ответы детей: Это могут быть самодельные сувениры, поздравительные открытки, закладки и обложки для книг, брелки, а для ребят – сладости.
Ведущий 1: А в пакеты какого цвета надо класть подарки? (для девочек – в розовые, а для мальчиков – в голубые)
Учитель: На Руси весь день рождественского праздника сопровождался колокольным церковным звоном (звучит музыка с колокольным звоном). Правда, красиво?
Ведущий 2: А вы знаете, что дети к этому дню готовили много рисунков, а самыми красочными украшались комнаты мамы и бабушки.
Ведущий 1: А вы знаете, что в этот день приступали к еде только после того, как на небе появится первая звезда (на доске висит рождественская звезда)
Ведущий 2: А за праздничным столом дети декламировали рождественские стихи.
…..... Расскажет нам стихотворение.
Предновогодняя уборка,
И вечер с множеством затей
И обязательная елка,
В домах, где даже нет детей.
И я сочувствую сегодня друзьям,
обиженным судьбой,
Всем тем, кто в вечер новогодний
не видит елки пред собой.
Вокруг свечи сияет венчик.
И, тишина, и сладко всем…
А старый год все меньше, меньше
И вот уж нет его совсем.
И мы волненье ощущаем,
у года стоя на краю
Хотя который год встречаем
Мы Новый год за жизнь свою.
Сухим снежком, морозцем вея,
Он к нам на празднество идет.
Но с каждым годом все новее
Наш добрый гость, наш Новый год!
Ведущий 1: А еще люди очень верили, да и сейчас верят в приметы.
Ведущий 2: А кто знает рождественские приметы?
Дети называют известные им приметы.
На Рождество метель – пчелы хорошо родиться будут.
На Рождество погода – снег к урожайному году.
На Рождество иней – урожай на хлеб, небо звездисто – урожай на горох.
Учитель: Коляда бывает не только Рождественской (в ночь на 7 января) но и Васильевской (под Новый год) и крещенской (в ночь на 19 января). С Рождества до Крещения (19 января) продолжаются Святки (святые дни). В это время было принято веселиться и развлекаться.
Ведущий 1: На святки – свои порядки- обряды, обычаи да колядки. А ты знаешь, что надо сделать, чтобы узнать, например, каким будет Новый год?
Ведущий 2: Конечно, знаю. погадать надо. 31 декабря в неглубокую миску наливали воду и приговаривали:
Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми,
Через край - не лейся,
А как есть - новолетье держи,
О грядущем скажи!
Посуду с водой несли в холодные сени или ставили под небом на скамейке у крыльца. Утром глядели.
Лед горкой поднимется – будет добрый год.
Лед застынет ровно – быть жизни прямешенькой.
Лед поднимется буграми – и горе, и счастье видывать.
Лед вымерзнет лункой – ущербным будет год.
Учитель: А наш классный час подошел к концу!Скажите, пожалуйста, зачем мы вспомнили и поговорили сегодня о таком святом празднике, как Рождество Христово? Зачем вспомнили такие рождественские обряды, как колядование и гадание? Зачем вспомнили рождественские приметы?
Ответы детей ….....
Учитель: Правильно, очень много обычаев забыто, а без них жизнь была бы скучна и неинтересна. Конечно, надо чтить русские традиции. Я благодарю моих помощниц. Спасибо.
И в рождественские праздники люди стремятся быть лучше. Я надеюсь, все, что вы увидели и услышали сегодня, не пройдет мимо вас стороной! Вы будете колядовать, осознавая смысл этого прекрасного обряда, и я надеюсь, что колядовать вы будете, исполняя новые колядки. А за рождественским столом вы исполните рождественские стихи, нарисуете своим мамам и бабушкам рисунки и подарите символичные подарки.
Мы говорим спасибо нашим гостям, пришедшим на классный час.