СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,   

           «быть патриотом».

 

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать   

              выводы, отстаивать свою точку зрения;

              учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

              деятельности;

              воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

              развивать творческие способности учащихся;

 

Подготовительная работа:

составить вопросы для обсуждения;

подобрать цитаты по теме;

выступление по вопросам; 

написать сочинение “С чего начинается Родина”;

подготовить презентацию по теме.

 

ЦИТАТЫ:

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

                                                                                            Пётр Багратион

 А что такое  гражданин?

Отечества достойный сын.

                                                                                          Н.А. Некрасов.

«Поэтом можешь ты не быть,…

НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

Н.А. Некрасов.

 

“Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

                                                                                           Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

                                                                                         Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

                                                                                        Владимир Путин

Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»»

Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»


Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,

«быть патриотом».


Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать

выводы, отстаивать свою точку зрения;

учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

деятельности;

воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

развивать творческие способности учащихся;


Подготовительная работа:

составить вопросы для обсуждения;

подобрать цитаты по теме;

выступление по вопросам;

написать сочинение “С чего начинается Родина”;

подготовить презентацию по теме.


ЦИТАТЫ:

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н.А. Некрасов.

«Поэтом можешь ты не быть,…

НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

Н.А. Некрасов.


“Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Ход урока


Социальный ролик «Россия – это мы!»


Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. По словам президента Российской Федерации В. В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме»

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Видео «Путин. Национальная идея России»

  Учитель:  Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
    Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
    Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
    Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране отмечались большие народные праздники и проходили политические события.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать гражданином?

Ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране: Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.


Гражданин, кто это? (распечатки)



1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Гражданин:


«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.)

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам по определению определить качества гражданина, которыми он должен обладать.


Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм) 

Если люди тебя уважают, 
Часто просят дать им совет. 
И тебя очень многие знают 
Значит, завоевал ты… (Авторитет) 

Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость) 

Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение) 

Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность) 

Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность) 

Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность) 

Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность) 

Представьте, вам поручили оформить кабинет к Новому году: 
А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета. 
Б) Оформили бы кабинет, когда будет свободное время. 
В) Перепоручили бы другому однокласснику. 
(при ответе А, учитель задает вопрос)  Каким качеством обладает каждый из вас? (Ответственность) 

Учитель:  - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Вывод
- Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих, быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы. 

Учитель: у каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшиеся буквы соберите слово:

ЯНСТИЦУТИО (конституция)

  

 Учитель:  Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Дополните до фразы, пользуясь словами для справок

знать (права)

выполнять (обязанности)

любить (свою Родину)

охранять (территорию)

беречь (природу)

гордиться (культурой, языком)

приумножать (богатства)


Задание «Составь пословицу о Родине» (работа в парах)- дано начало пословицы, надо найти вторую часть. Прочитать.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Чужбина — калина, родина — малина.

Родной край – сердцу рай.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.


3.Послушайте одну историю.

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».


-Давайте подумаем: когда так говорят?

(дети отвечают)

-Почему же человек заскучал?

(выслушиваются ответы детей)

-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.


Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.


-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?

(дети отвечают)


4.Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина”.


Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.


Вы родились в России.

Какие ассоциации у вас с этим словом?

На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию (структура «РАУНД ТЭЙБЛ»)

Ученики:

Р – родина
О – особенная,одна,огромная
С – славная,сильная
С – смелая,свободная
И – искусная, историческая ,идеальная
Я – ясная,яркая,я.

- Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

-А какова ваша главная обязанность? Хорошо учиться.

Видео «Мульти Россия»

Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?.

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края - он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины.

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

Вывод: Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Вопросы для обсуждения:

1.      С чего начинается Родина?

-Как вы понимаете слова ‘’Родина’’ ‘’Патриотизм’’?

-Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

-Какие поступки надо совершить, что бы их считали патриотическими?

-Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

2. Гордитесь ли вы своей страной?

-В какие моменты испытываете национальную гордость?

-Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?

-Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

-Что такое национализм?

3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

-Нужны ли стране профессиональные военные?

- Кто из вас хочет поступить в военные училище?

-Престижна ли профессия офицера?

-Вы за или против службы в армии?

4. С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

-Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

-Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

-Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

- Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

- Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?


Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.


Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.




Заполнение листков.


соблюдение Конституции и законов

уважение прав и свобод других лиц.

обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании

обязан платить законно установленные налоги и сборы

обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества.



Игра «Нас с тобой объединяют обязанности» (Если останется время)

Кидают друг другу мяч со словами: «Нас с тобой объединяют обязанности…(хорошо учиться, бережно относиться к природе, проявлять уважение к старшим, изучать историю и культуру страны). Если принимающий мяч согласен с обязанностью, он говорит: «Спасибо, я согласен». Если не согласен : «Спасибо, я подумаю».


Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского:

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.


9.Взгляд в будущее. Цветик-семицветик.

Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.

– Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?

Давайте заглянем в будущее.

Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем.

Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.

– Кто доволен увиденным образом будущего?
– Что там больше всего понравилось?

Все ваши планы обязательно сбудутся

Берегите Россию – нет России другой.

Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг



Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Подведение итогов

Вернемся к началу классного часа. Что же ставить в предложении «Я - гражданин России»: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восклицательный знак?

Видео «Флаг моего государства»



“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ”

(Конфуций)

“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?”

(Пифагор)

“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ”

(пословица)

“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ”

(Монтескье)

“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ”

(Сенека).

“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”

(Ш. Руставели)

“ГОСУДАРСТВО - ЭТО Я”

(Людовик XIV)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!