МКОУ Инзенская сш №3 им.Д.П. Ознобишина
Открытый районный урок по биологии в 5 классе
Тема: «Три среды обитания»
Подготовила:
Учитель биологии
Багрянская Т.В.
Г.Инза,2015
Цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах обитания животных.
Планируемые результаты
Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.
Метапредметные: умения структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Предметные: умение характеризовать приспособленность организмов к среде обитания
Оборудование: учебники; электронное приложение; рисунки животных; карточки с текстами и программированным заданием.
Ход урока:
Определение темы урока
Определение задач урока (Необходимо узнать, какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих средах и варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях.
Учебно-познавательная деятельность
Объяснение темы
А) Дом живых существ
Б) Наземно – воздушная среда. Особенности жизни. Достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги.
Положите перед собой карточки с тестом №1.
Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течении минуты он не догонит добычу, то прекращает погоню.
-Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к быстрому бегу?
Обобщение ответов учащихся.
В) Водная среда. Самостоятельная работа с тексом учебника.
Карточка №2. Какие утверждения верны? Поставьте знак + или –
Чтобы легче передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.
Дельфины как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют
В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает
Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, создавать себе подобных.
Обобщение ответов учащихся.
Г) Почвенная среда. Основные свойства почвы. Главные типы почв. Обитатели почв.
Работа с рисунком учебника с.107. Определите, какие животные изображены. Что в изображенной части их тела свидетельствует о приспособленности к этой среде.
4.Интеллектуально – преобразовательная деятельность
Игра «Кто здесь лишний» (по средам обитания).
1.дождевой червь, крот, бактерии гниения, летучая мышь.
2.Майский жук, бражник, шмель, акула.
По такому же принципу оставьте сами четверки слов, обозначающих название животных, где одно слово лишнее. Обменяйтесь заданиями с соседом. Решите его задачу.
5.Контрольно рефлексивная деятельность.
Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Среды обитания организмов».
Среда обитания | Особенности среды | 2-3 примера обитателей среды | Черты приспособленности организмов к среде. |
| | | |
| | | |
| | | |
6.Самоонализ и оценка ученика
Если я правильно заполнил(а) таблицу, то значит, я хорошо работал(а) на уроке.
Мне не удалось……..
Мне следует почитать……………
Я могу еще раз поработать…………….
7.Домашнее задание.