СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 6 класс натюрморт

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изображение предметного мира – натюрморт.

Цель: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства.

Задачи:

  • научить основам композиции и правилами построения натюрморта;
  • развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности;
  • воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок 6 класс натюрморт»

Конспект урока

«Изображение предметного мира - натюрморт»

Тема урока:


Изображение предметного мира - натюрморт

Цель урока:


Расширить знания учащихся о жанре натюрморта.


Задачи урока:

1. Формировать эстетическое восприятие произведений искусства в жанре натюрморта посредством различных видов искусства.

2. Учить получению художественного изображения способом силуэтной аппликации.

3. Способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

Формы, методы обучения

Фронтальная, в парах; рассказ, беседа, наглядные методы обучения. Личностно-ориентированные технологии.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Личностные УУД:

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД:

  • формировать умение анализировать, оценивать прочитанное,

  • отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения предметов,

  • осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

Регулятивные УУД:

  • формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию


Основные понятия

Натюрморт, эмоциональное воздействие, композиция, композиционный центр, аппликация

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

Учебник Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс;

рассказ А.Лопатиной «Целебный натюрморт»;

дидактическое пособие «Я – подсказка твоя»;

репродукции натюрмортов Караваджо "Ваза с фруктами", А. Осмёркина «Натюрморт с белой пиалой», Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств»;

музыкальный фрагмент из концерта для флейты «Одинокий пастух» в исполнении оркестра Джеймса Ласта.

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание и мотивация.

4. Выявление места и причины затруднения.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

6. Первичное усвоение новых знаний.

7. Первичная проверка понимания.

8. Первичное закрепление.

9. Рефлексия.

10. Информация о домашнем задании.

Содержание этапов урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап


Проверка организации рабочего места.


Актуализация знаний

Познавательные общеучебные: умение структурировать знания.

- На прошлом уроке вы узнали какую роль в творчестве имеют реальность и фантазия, анализировали картину М.Шагала "Прогулка". Попрошу вас сдать свои "Словарики юного художника" с мини сочинениями.


- Обратите внимание на тему урока «Изображение предметного мира – натюрморт» и на эпиграф к уроку «Натюрморт – это воплощение любви к дарам жизни». Встречались ли вы раньше с изображением натюрморта?

Что означает слово «натюрморт»?

Сдают учителю свои "Словарики юного художника" с мини сочинениями.


Отвечают на вопросы.

Целеполагание и мотивация

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель, планировать её реализацию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Как выдумаете, если вы ранее уже встречались с жанром натюрморта, то какие цели и задачи вы можете преследовать на этом уроке?

Формулируют цели и задачи:

  • углубить и расширить знания о натюрморте,

  • понять язык натюрморта, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу человека,

  • учиться изображать предметный мир.

Выявление места и причины затруднения

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Личностные: ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций, сочувствие, сопереживание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Натюрморт – это один из жанров изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, снеди, цветов и др. представителей предметного мира.

Для многих несведущих в искусстве людей натюрморт – это просто изображение каких-то предметов.

Но так ли это? Разве не может натюрморт влиять на чувства зрителя, как, например, пейзаж?

Послушайте рассказ «Целебный натюрморт» (Приложение: отрывок для инсценировки выделен), попробуйте ответить на мои вопросы, уловить главный смысл произведения.

Прослушивание рассказа.


Инсценировка небольшого фрагмента на фоне мелодии «Одинокий пастух» (флейта) с использованием репродукции Караваджо "Ваза с фруктами".

Построение проекта выхода из затруднения

Личностные: действие смыслообразования, умение соотносить понятия и поступки героев с нравственными нормами.

Познавательные логические: анализ, выбор оснований для сравнения.

- Так всё же, доказывает ли этот рассказ, что натюрморт – не просто набор предметов для украшения интерьера? Как он может влиять на эмоциональную сферу человека?


Докажем это с помощью произведений живописи.

Что вы можете сказать о хозяевах этих предметов, об их духовном мире?

Аргументированные ответы школьников (повышает духовные силы человека, предметы могут рассказать о своём хозяине, отразить его духовный мир).


Анализируют эмоциональный фон натюрмортов А. Осмёркина «Натюрморт с белой пиалой», Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств»

Реализация построенного проекта

Первичное усвоение новых знаний


- Чтобы понимать произведения искусства, нужно знать их образный язык. Рассмотрим правила композиционного расположения масс (пятен) на плоскости, вспомним, что такое композиционный центр и как его можно выделить.

Для этого воспользуемся пособием «Я – подсказка твоя» (Приложение).


Сегодня вы будете создавать натюрморт в технике силуэтной аппликации.

Работают с дидактическим пособием «Я – подсказка твоя» (правила №4,5,6)

Первичная проверка понимания

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной проблемы.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

- Откройте учебники на стр. 61, прочитайте задание.

На основе задания составьте план работы.

(После составления учитель фиксирует план на доске)

Читают задание к уроку.

Совместно составляют план работы (Приложение).

Первичное закрепление

Регулятивные: умение работать по предложенному плану.

- Перед выполнением задания повторим правила работы с ножницами и клеем, правила работы в паре.


Совершает целевой обход.

Повторяют правила работы с ножницами и клеем, правила работы в паре.


Самостоятельная работа в парах над созданием натюрморта из силуэтов простых домашних предметов в технике аппликации.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Познавательные общеучебные: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: самостоятельно делать выводы, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций, сочувствие, сопереживание.

1. Выставка натюрмортов. - Ребята, как вы думаете, почему к уроку я выбрала именно этот эпиграф: «Натюрморт – это воплощение любви к дарам жизни»?


2. Что нового вы узнали на уроке? Что вам на уроке понравилось?

- Какой натюрморт и почему повесили бы вы в школе, детской больнице?

- Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (бабушки, папы), что вы на нём изобразили бы?


- Сегодня вы познакомились с правилами расположения предметов на листе, а на последующих уроках узнаете много сведений, которые помогут вам в создании своего собственного натюрморта.

1. Анализируют работы друг друга с точки зрения композиционного расположения на листе.


2.Аргументированные ответы учащихся

Домашнее задание


1. Параграф на стр. 58 - 61.

2. Создадим три рабочие группы. Первая группа готовит рисунки или силуэты геометрических фигур, вторая - геометрических тел вращения, третья - геометрических плоскогранных тел.

3. Для работы на уроке приготовить простой карандаш и ластик.


Записывают домашнее задание


Приложения к уроку

Целебный натюрморт

А.Лопатина

Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасённых из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасённым детям в первую очередь требовался медицинский уход.

В маленьком городке почти не ощущалось войны. Конечно, хлеба не хватало, но картошку и капусту выращивали все. Поэтому к больнице потянулись люди. Кто вёз на санках мешок картошки, кто нёс ведёрко солёных грибов, кто пучки целебной травы для чая. Ребятишки понемногу начали поправляться.

Однажды в больницу зашёл старичок, директор местного музея, и сказал:

- Хочу тоже ребятишкам вашим помочь.

Медсестра засмеялась:

- Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живёте, чем же вы нам поможете!?

- Это верно, ответил старичок, - огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провёл в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба.

- Не думаю, - хмыкнула в отрет медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице. Потому что она не вставала с постели.

В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок директор подвёл их к портрету знаменитого учёного и увлечённо стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет. Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом ещё несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек.

- Не до картин сейчас детям, - вздохнул директор.

Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз.

- Почему зелёные ягодки светятся? – тихо спросил маленький мальчик.

- Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают, - шёпотом объяснила девочка постарше.

- Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати, - мечтательно протянул малыш.

- Молчи, не мешай смотреть, одёрнули его другие ребята.

Дети ещё минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться.

Через час директор музея с большим пакетом в руках зашёл в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживлённо разговаривали:

- А виноград от солнца слаще мёда!

- Знаете, а груши от солнца жёлтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие.

Врач, увидел старичка директора, с благодарностью сказал:

- Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник.

- Я вот картину принёс, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов, - ответил директор музея.

Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. Н а следующее утро врач зашёл в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит:

- Я опять лимон выбираю.

- Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела, - уговаривал её малыш.

- Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю…

Врач тихонько закрыл дверь и подумал:

«Хорошо бы во всех больницах висели картины».




Дидактическое пособие "Я - подсказка твоя"


сторона 1


сторона 2


План работы:

1. Подберите по цвету бумагу для изображения силуэтов предметов, определи, каким будет фон.

2. Вырежьте несколько силуэтов простых домашних предметов, фруктов, овощей.

3. Составьте из них натюрморт, разложив на плоскости листа.

4. Подклейте все силуэты предметов за уголки не передвигая.


Литература

1. Забелина Е.И. . Изобразительное искусство в школе. Программа и методические разработки уроков в начальной школе. Орёл. Издательство Социально-Образовательного центра, 1996.

2. Лопатина А. , Скребцова М. . Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. М: Издательство «Амрита – Русь», 2004.

3. Неменская Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М.: Просвещение, 2010





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!