СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 6 класс , Тема "Корень"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -исследование. Лабораторная работа. Виды корней. Корневые системы. Лабораторная работа .Микроскопическое строение корня.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 6 класс , Тема "Корень"»

Тема : Урок – исследование. « Его величество корень».

Цель урока: Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.
Виды корней, типы корневых систем.

Лабораторная работа. Изучение строения корневых систем. Изучение микропрепарата клеток корня.

Задачи:

Обучающие: способствовать формирование понятии: о видах корней, типах корневых систем. Главный корень, боковые, придаточные корни. Мочковатая, стержневая корневые системы. Клеточное строение корня : корневой чехлик, конус нарастания, корневые волоски ,зона деления, зона роста, зона растяжения, зона всасывания, зона проведения. выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем - стержневую и мочковатую.

Развивающие задачи: создать условия для формирования и развития умений:
Сравнивать биологические объекты; развивать навыки работы с натуральными объектами, придаточные
Классифицировать, обобщать;
Выделять главное Устанавливать причинно-следственные связи;

Применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения Воспитательные:

осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в ходе выполнения лабораторной работы;

привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы;

убедить школьников в необходимости бережного отношения к растениям;

использовать на уроке художественные произведения, способствующие эстетическому воспитанию учащихся

Планируемые результаты:

Ученик научится: выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативных задач.

Ученик получит возможность научиться: участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Личностные : положительная учебная мотивация к предмету, развитие творческих способностей, формирование культуры здорового ибезопасного образа жизни.

Метапредметные :

Познавательные – умение работать с раздаточным материалом, информационным материалом, объяснять значение новых понятии, понимать заданный вопрос, делать вывод.

Коммуникативные: умение слушать товарища, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе, высказывать и обосновывать свое мнение.

Регулятивные- умение самостоятельно обнаруживать и формировать проблему , оценивать результаты своей деятельности.

Предметные - умение определять корневые системы, виды корней, определять зоны корня на микропрепарате и натуральном объекте.

Оборудование: таблицы: клеточное строение корня, типы корневых систем,зоны корня. Живые объекты проросшие семена с корневой системой пшеницы, фасоли. Микроскопы, увеличительные лупы,микроскопы с готовыми препаратами клеточное строение корня, оценочные листы на каждой парте,алгоритмы заполнения таблицы,карточками с заданиями по новому материалу,гербарии растений.

Эпиграф к уроку:

Ход урока:

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно воду пьют,

Всем растениям жизнь дают.

-Отгадайте загадку, о какой вегетативном органе говорится в загадке?(корень). Как вы считаете, какому вегетативному органу посвящен сегодняшний урок? У нас сегодня необычный урок ,а научно-исследовательская лаборатория , где мы должны исследовать внешнее и внутреннее строение корня, что корень главный вегетативный орган – его величество, выполнив лабораторную работу по инструктивным карточкам, но перед этим мы выполним теоретическую часть .


-Проблема: Кто прав в данном споре ?

Верхушка говорила с похвальбою:
“Моя обитель – небо голубое,
А ты, о корень, житель подземелья”.
Но корень возмутился: “Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?”
А.Ибрагимова.

Чтобы решить данный спор ,мы изучим функции корня. 

Функции корней.

  1. Минеральное питание. Опыт????

  2. Закрепление растения в почве и удержание подземной части растения.(притча о лавре)

  3. Накопление питательных веществ.(посадил дед репку……, репка – что это такое? Морковь, свекла)

  4. Служит органом вегетативного размножения.



 Вывод:

  • с участием корней протекают основные процессы жизнедеятельности;

  • без корней растение жить не может.

  • У растения не один корень, а их несколько совокупность всех корней растения образует корневую систему.В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни. Кто же прав в данном споре?

Они идут вглубь и вширь.

Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.

2. Виды корней.

В течение жизни у растения формируется много корней. Различают 3 вида корней (учебник рис)

Схема.





3. Корневые системы(учебник рис)



  • Стержневая корневая система - хорошо развит главный корень (похож на стержень). Такая система у двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).

  • Мочковатая корневая система - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано).
    Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

Чтобы научиться различать типы корневых систем, выполним лабораторную работу, и так ,мы научно- исследовательская лаборатория, где исследователи изучают корень, виды корней и микроскопическое строение корней

4. Работа в группах.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы».

На столах гербарные экземпляры растений, инструкции.



Цель: исследовать строение корневых систем у растений.

По ходу работы заполняют таблицу.





Таблица №1. Стержневая и мочковатая корневая системы.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы


Стержневая корневая система

Хорошо виден главный корень

 

Решите данную проблему:

«Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут!?.........Уважаемые исследователи объясните , что случилось с цветами , почему они не растут как раньше?

Лабораторная работа




Исследование микроскопическое строение корня.

Учитель. Сейчас мы проникним в тайны корня. Как вы думаете, одинаковые ли клетки в корне встречаются нам на пути? Изучим их. Для того, чтобы быстрее получить необходимую и интересную информацию, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции. Вам также предлагается посмотреть препараты тканей растений, выяснить их строение.

  • 1 группа (сильные учащиеся), изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения [1, с. 92-93].

  • 2 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону всасывания [1, с. 93-94].

  • 3 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону проведения [1, с. 94-95].

  • 4 группа (слабые по способностям учащиеся), расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника (смотри приложение 2).

  • Лабораторная работа 2

Название зоны

Выполняемая функция

Особенности строения клеток

Зона корневого чехлика

Защищает кончик корня от механических повреждений.

Состоит из клеток покровной ткани, которые постоянно слущиваются и разрушаются.

Зона деления

Интенсивное деление клеток, которые перемещаются зону роста.

Состоит из мелких клеток образовательной ткани, которые постоянно делятся.

Зона роста

Обеспечивает удлинение корня.

Состоит из вытянутых клеток образовательной ткани с тонкой оболочкой, которые вытягиваются в длину и дифференцируются.

Зона высасывания

Поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ.

Представлена клетками покровной ткани, которые образуют и корневые волоски.

Зона проведения

Транспорт воды и минеральных веществ вверх к стеблю растения.

Состоит з вытянутых клеток проводящей ткани (сосуды и ситовидные трубки).

Вывод

Различия в строении клеток корня растения обусловлены, прежде всего, их функциональными особенностями в разных зонах. Например, в зоне роста клетки постоянно активно делятся и дифференцируются, что необходимо для образования новых тканей. В зоне всасывания клетки покровной ткани образуют корневые волоски, которые активно поглощают из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами. В зоне проведения происходит транспорт воды и минеральных веществ вверх по стеблю к остальным органам растения, потому она состоит из сосудов и ситовидных трубочек.

Учитель. Все справились со своим заданием. Сейчас нам необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую картину, также вам необходимо оценить каждого учащегося своей группы. (Выступление одного человека от группы).

Учитель. Хорошо! Прекрасно справились и с этим задание. Мы исследовали клеточное строение корня, можно возвращаться назад, но корень не хочет выпускать нас. Мы должны выполнить его условия – ответить на его вопросы.

Проблемные вопросы

  1. Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».

Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение».

О какой уловке природы говорит К. А. Тимирязев? При помощи чего корень «в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ребята, участвуя в эстафете «Дай жизнь дереву», готовили посадочный материал для одной из улиц города. Двое мальчиков старались выкопать побольше саженцев в питомнике. Подошла вожатая и вместо похвалы ученики услышали: «Вы же больше навредили, а не помогли!» Мальчики обиженно опустили головы, а рядом с ними лежали молодые деревца с коротенькими, обрубленными корнями, отряхнутыми от почвы.

Объясните, какую ошибку допустили ребята. Как нужно правильно выкапывать деревья? Почему нельзя отряхивать почву с корней? Какую оценку вы дадите качеству их работы?

Лабораторная работа.

Тема: Изучение микропрепарата клеток корня.

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток, образующих различные зоны корня.

Ход работы

Рисунок №1



  1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зоны корня, корневые волоски сравните с рисунком №1

  2. Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте его составные части.

3.Итоги исследований оформите в виде таблицы.

Название зоны

Выполняемая функция

Особенности строения клеток

Зона корневого чехлика



Зона деления



Зона роста



Зона высасывания



Зона проведения



Вывод

Различия в строении клеток корня растения обусловлены, прежде всего, их функциональными особенностями в разных зонах. Например, в зоне роста клетки ……..

Лабораторная работа.

Тема: Виды корней, типы корневых систем.

Цель: изучить внешнее строение корня: виды корней, типы корневых систем.

Ход работы.

1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени фасоли, пшеницы.

Измерьте его толщину, длину.

2.Определите тип корневой системы, заполните таблицу

Стержневая и мочковатая корневая системы.

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Фасоль



пшеница





  1. Рассмотрите под лупой главный корень

3.Изучите внешнее строение корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.

Зарисуйте внешнее строение корня, подпишите корневой чехлик, корневые волоски.

4.Зарисуй стержневой корень и подпишите виды корней у него.

5.Зарисуй мочковатый корень.

6.Сделай вывод и запиши в тетрадь. Я изучил внешнее строение корня и ………

Дополнительный материал

Происхождение корней.

Учитель Развитие корневой системы связано с освоением растениями суши.

Виды корней, типы корневых систем.

Учитель При прорастании семян первым развивается зародышевый корешок. Он расположен ближе к отверстию в семени, которое является остатком пыльцевхода семязачатка. В это отверстие проникает вода, воздух и зародышевый корешок быстро растет в почве, добывая из неё необходимые организму воду и минеральные соли. При дальнейшем росте он становится главным. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (АРБУЗ, ПОДСОЛНЕЧНИК, МОРКОВЬ), если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ПОДОРОЖНИК, РОЖЬ, Л

Корневой чехлик

Корневой чехлик прикрывает кончик корня. У корней многих растений его можно увидеть без увеличительных приборов. Корневой чехлик выглядит как более темное и плотное образование на кончике корня.Главная функция корневого чехлика — это предохранение верхушки корня, где находится зона деления с клетками образовательной ткани, от повреждений.Клетки корневого чехлика живые, однако живут мало. Они постепенно слущиваются. От зоны деления образуются новые клетки корневого чехлика.Те клетки, которые отделяются от чехлика, некоторое время остаются живыми и выделяют слизь, которая облегчает проникновение корня среди частиц почвы, а также растворяет минеральные вещества. Ведь только в растворенном виде они могут быть в дальнейшем поглощены корнем.В центре чехлика находятся крахмальные зерна, с их помощью корень определяет, где верх, а где — низ. Корень обладает положительным геотропизмом, т. е. растет вниз.

Зона деления корня Зона деления находится под корневым чехликом. Ее размер около 1 мм. В этой зоне клетки постоянно делятся.Клетки зоны деления мелкие, находятся близко друг к другу, их ядра достаточно большие, а цитоплазма густая. Вместе они составляют образовательную ткань. Зона роста корня Выше зоны деления находится зона роста корня, составляющая в длину несколько миллиметров. Иногда эту зону называют зоной растяжения. Здесь клетки увеличиваются в размерах, в основном за счет вытягивания в длину. Соответственно, это приводит к росту всего корня в длину. У клеток зоны роста клеточная стенка еще не жесткая, именно это позволяет им растягиваться. Зона всасывания корня

Зона всасывания находится над зоной роста, обычно ее длина более сантиметра. Здесь у каждой поверхностной клетки образуется вырост, который называют корневым волоском. Корневые волоски можно увидеть невооруженным глазом у проростков многих растений. Все вместе они выглядят как пушок, состоящий из беловатых тонких волосков. Каждый волосок обычно в длину не более 1 см.

Корневой волосок состоит из клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, лейкопластов и вакуоли.

Корневые волоски живут у большинства растений всего несколько дней. Верхние волоски являются более старыми и постепенно отмирают. Зато снизу верхние клетки зоны роста становится клетками зоны проведения. Здесь у поверхностных клеток отрастают волоски.

Главная функция зоны всасывания — это поглощение из почвы воды и растворенных в ней минеральных веществ. Осуществляется эта функция с помощью корневых волосков. Они проникают между частичками почвы, опутывают их и, таким образом, всасывают из почвы водных раствор.

После того как поверхностные клетки всосали водный раствор, он продвигается по внутренним клеткам корня к центральной оси, где находятся клетки зоны проведения.

Зона проведения корня

После зоны всасывания ближе к стеблю находится зона проведения. У этой зоны главная функция — это проведение поглощенного в зоне всасывания водного раствора вверх к стеблю. Водный раствор двигается по сосудам. С другой стороны, от стебля к корню идут органические питательные вещества, корню они нужны для роста, развития и других процессов жизнедеятельности. Органические вещества передвигаются по другим типам клеток.

Волокна проводящей системы есть не только в зоне проведения корня. Ее клетки заходят в другие зоны, расположенные ближе к кончику корня.

Проблемные вопросы

  1. Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».

Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение».

О какой уловке природы говорит К. А. Тимирязев? При помощи чего корень «в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ребята, участвуя в эстафете «Дай жизнь дереву», готовили посадочный материал для одной из улиц города. Двое мальчиков старались выкопать побольше саженцев в питомнике. Подошла вожатая и вместо похвалы ученики услышали: «Вы же больше навредили, а не помогли!» Мальчики обиженно опустили головы, а рядом с ними лежали молодые деревца с коротенькими, обрубленными корнями, отряхнутыми от почвы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!