СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Берегите воду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Берегите воду"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное казенное учреждение

«Закаменское районное управление образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»








Открытый урок по окружающему миру

Тема: Берегите воду.




Выполнила: учитель начальных классов

МАОУ «Баянгольская СОШ»

Ахинова С.Г




Открытый урок окружающего мира

в 3 классе на тему: « Берегите воду.»


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».

Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.

Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе», плакат.


Ключевые слова: вода.

Рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, тесты для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» .

Автор учебника:А.А. Плешаков.











№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

Мотивирует учащихся на работу.


«Добрый день!

Я рада видеть каждого из вас.

Вот опять звенит звонок, начинается урок.

Встали ровно и красиво…

Тихо сели вы сейчас.

Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час!

2. Прошу сесть на свои места

  • Руки?

  • Ноги?

  • Локти?

  • Спина?

3. Минутка погоды.

- Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня.

Приветствуют учителя.















Рассаживаются на свои места и отвечают хором:

  • На месте!

  • На месте!

  • У края!

  • Прямая!


Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода»

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Проверить знания по теме «Вода».



  1. Организует проверку домашнего задания Проверка д/з.

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Предлагает поработать с тестом «Превращения и круговорот воды в »(Окружающий мир.Тесты.с.15-16)


2.Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки.

- Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.


«Сказка о самом великом чуде на Земле »


Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО.Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.


- Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя?

Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать?


Учитель: Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал. Послушайте экологическую сказку.











































Спрашивает, почему такая беда случилась с речкой?


Отвечают на вопросы .Работают с тестом «Превращения и круговорот воды»с.15-16


Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.





















Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы.










Высказывают предположения,

называют тему урока. Ставят учебные задачи.



Инсценируют сказку.

Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.

Плачет малая речонка.

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки. А друг друга узнать не могут

- Соседка, почему ты такая красная?



- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.- А ты почему жёлтая, как лимон?

Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…

-Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

Отвечают, высказывают свои мнения


Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и Б)Согласовать цель и тему урока.


Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

-А теперь несколько интересных фактов о воде.(Выводит на экран сведения о воде)

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы

чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.

Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо.( на экране)

«Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

- От кого могло быть это письмо?

_-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.


  1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов .

  2. Работа с учебником (с 58-60 «Почему воду нужно беречь»рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").



Слушают учителя.





















Читают письмо.












Выдвигают предположения, от кого оно могло быть.







Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1)

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.












































4

Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка (на экране)



5

Игра « Экологический светофор».

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде.

Организует игру, помогает сделать вывод. (Игра «Светофор»)

-А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный.

Ситуация 1.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.

- Почему красный цвет?

Ситуация 2.

На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше.Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».

- Почему зелёный кружок?

- Как же надо расходовать воду?


Готовят «Светофорчики»




Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.


Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6

Практическая работа.

Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей)


Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку. А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории.

-Кто такой исследователь?

-Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:

  • прозрачность,

  • наличие живых существ,

  • запах.

  • А свои результаты будем записывать в лист исследований .(Приложение 2)





Предлагает учащимся рассказать о своих исследованиях.

-Какие выводы сделаем?

-Как вы можете помочь воде в нашем озере?

Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ. Формулируют выводы наблюдений,

записывают результаты в лист исследований.

Договариваются между собой, выступает делегат от группы.


















Высказываются, предлагают способы очистки воды.








Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.





7

Закрепление «Роль воды в жизни человека и охрана вод».


Цель:

Показать значение воды для живых организмов.



Учитель: Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду?

  1. Проблемный вопрос:

-Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле? (показываю глобус)

Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые?

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.












Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны.






Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.


Уточняют свои знания по данному вопросу.


Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.


Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме.

8

Рефлексия учебной деятельности..

Цель:

А)Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание































Итог урока


Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!»

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.


1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах


2.«Дерево успеха»

а)Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. б) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  цветок. в) Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек.

Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.

(Приложение 4)

-Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

А теперь прошу, ребятки,

Быстро встаньте по-порядку.

И нетрудно всем понять,

Что урок пора кончать.

Все старались, не ленились

И многому научились.












Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.






Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде.

Представляют свои работы.




Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)























Убирают свои рабочие места.










Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную








самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.








Рабочий лист №1.

Мы узнали, что вода это __________, которое входит в состав любого ____________.

В природе вода встречается в трёх состояниях:










Вода - вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.

Вода обладает ___________________ .


Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.

Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.




Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .




Рабочий лист №2.

Мы познакомились с текстом _______________________________.


Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .

Вода содержится в клетках растений, _____________, _________________.


Вода составляет больше половины массы тела ______________ и ____________ .

Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____ л воды.


Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.


Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.

Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .




Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.





Рабочий лист №3.

Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .

Человеку для питья и для жизни нужна ____________ вода.

Кроме человека, в воде нуждаются ____________, ______________,

Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.

Вода нужна людям для _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Например, чтобы получить ______________________ необходимо 150 тонн воды.

Каждый год _______________ расходуется _____________________________________

пресной и чистой воды.


Мы сделали вывод, что вода основа жизни и поэтому воду надо ________________. Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:

1.

2.

3.







Рабочий лист №4.

Мы прочитали текст о защите ___________ .


Глобальнаяпроблема человечества - это нехватка _____________, _____________ воды.

Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы _________________ воду.

Воду загрязняют заводы, _________, люди, которые не берегут природу и выбрасывают _________.

Мы, молодое поколение нашей страны, должны ______________ воду, так как понимаем о значении воды для всего _____________________________________


Мы призываем всех ___________ воду, так как ПОНИМАЕМ великое значение воды.


Чтобы защитить воду, надо:


1.

2.

3.

4.




Карта исследования воды из озера нашего села.


Вид исследования

Выводы

1.

Прозрачность



2.

Наличие живых существ



3

Запах





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!