СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок биологии в 5 классе "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного урока:  изучить особенности строения бактериальной клетки, процессы жизнедеятельности, формировать умения находить сходство и различие между растениями, животными и бактериями, различных групп бактерий.формировать понятия о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок биологии в 5 классе "Бактерии"»

08.12.2017г.

Открытый урок биологии

Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий».

Класс: 5

Учитель: Небогина Т.В.

УМК: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. –М.: Дрофа,2016.

Цели:

  1. изучить особенности строения бактериальной клетки, процессы жизнедеятельности.

  2. формировать умения находить сходство и различие между растениями, животными и бактериями, различных групп бактерий.

  3. формировать понятия о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм.



Оборудования: Компьютер, интерактивная доска, рабочие листы, карточки с заданиями, мягкая игрушка «бактерия», пластилин, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сели ровно, приготовились к уроку.



-Посмотрите на изображение, что вы видите? Слайд1

-Каким одним словом можно объединить все эти изображения?

-Послушайте и определите о каком царстве живой природы идет речь?

(Эти организмы ни на что не похожи, ни на растения, ни на животных. Но они живые и сопровождают нас повсюду, без них невозможна жизнь на земле, они приносят человеку, как пользу, так и вред. Ученые для них специально создали отдельное царство. )

-Как называются эти организмы? Бактерии.

-Чтобы узнать второе слово в теме урока мы ответим на вопросы:

(за правильный ответ-листик)

  1. наука о живых организмах?

  2. Растения по способу питания?

  3. Элементарная структурная единица живых организмов?

  4. Клетки, не имеющие ядра?

  5. Прибор, при помощи которого можно рассмотреть клетку и изучить ее строение?

  6. Главный органоид клетки?

  7. Совокупность клеток, имеющих общее строение и выполняющие одну функцию?

  8. В клетках листа пластиды зеленого цвета?

  9. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку?

  10. Кто впервые рассмотрел клетку и увидел маленькие организмы?

-Второе слово в теме урока вы узнали, а еще одно вы смоделируйте из карточек конверта1. (на доске слова: Бактерии, жизнедеятельность, строение)

-Сформулируйте тему урока. (Строение и жизнедеятельность бактерий) Слайд2

В рабочих листах записываем число, тему урока.

-Что хотели бы узнать о бактериях? Сформулируйте критерии, по которым мы

будем изучать бактерии Слайд3

- Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.



2.Изучение нового материала.

Учитель: В 1676 г. Антони Ван Левенгук увидел впервые бактерии, но он назвал их «анималькули», т.е. по латыни «зверушки», а вот название «Бактерии», что в переводе с греческого обозначает палочка, ввел Христиан Эренберг в 1828г.Слайд4

Бактерии существа совершенно удивительные. Если бы была такая книга рекордов живых организмов бактерии были бы чемпионами сразу по нескольким направлениям. Поэтому мы поместим бактерию на пьедестал почета и будем сегодня в течение урока разбираться почему они являются чемпионами и как каждому чемпиону вручать ей медали.

- За что же бактерии прославились: во-первых, бактерии самые древние на Земле Слайд5. Они появились 3,5 млр. лет назад и были самыми первыми живыми организмами на нашей планете. Для сравнения Земля возникла 4 млр.лет назад. Значит нашему рекордсмену полагается медаль.

-Как вы думаете, за что подпишем медаль? (за древность)

-Бактерии-это еще и самые мелкие существа среди всех живых организмов. Вы уже знаете, что клетку растений можно увидеть только в микроскоп, так вот клетки бактерий примерно в 10 раз меньше клетки растений.

-вручаем медаль? За что? (за мелкие размеры)

Так вот, ребята, из-за такой крошечности, бактерий очень и очень много. Например, в 1г почвы могут находиться сотни миллионов бактерий. Их очень много и в воздухе, так сейчас в нашем классе бактерий увеличилось в несколько раз, поэтому после окончания урока что необходимо сделать? Значит бактерии — это самые многочисленные организмы.

-Вручаем медаль (за многочисленность).

-Бактерии- это и самые выносливые организмы на Земле. Они могут жить практически в таких местах, где больше никто не живет, например, в кипящих гейзерах или нефтяных подземных озерах, кислотных озерах. А некоторые бактерии, по мнению ученых могут выживать даже в космосе.

-Вручаем медаль (за выносливость)

-Конечно, бактериям не всегда комфортно жить в каких-либо местах, поэтому они приспособились к выживанию в неблагоприятных условиях. Они образуют спору.

-Что же такое спора? Откройте учебник и найдите определение.

-Запишите определение в рабочий лист. (Спора-это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях)



Итак, спора- это особая, спящая бактерия. Перед тем как образовать спору бактерии начинают высыхать, удалять из себя воду. Бактерия остается внутри своей оболочки и может даже образовывать еще одну оболочку и в таком виде она может жить очень долго не погибая. Слайд6

3 Самостоятельная работа (7 мин.)

А другие заслуги бактерии мы узнаем, работая в группах. (распределение по группам на основе выбора осенних листочков:

1-я группа- оранжевые листочки

2-я группа-зеленые листочки

3-я группа-желтые листочки





Учитель: Задания для работы в группах:

1-я группа- рассмотреть клетку в микроскоп, определить строение бактериальной клетки, смоделировать клетку, найти различия между бактериальной клеткой и растительной.

2-я группа- Определить формы бактериальной клетки, смоделировать формы бактерий

3-я группа- Как происходит питание бактериальной клетки, размножение

Учитель оказывает помощь учащимся во время самостоятельной работы.



  1. Отчет работы групп. Выступление и запись в рабочие листы. (6-7мин)

1 группа. Как называются организмы без ядра?

Вручаем медаль (за простоту)

2 группа. Форм бактерий очень много. Мы рассмотрели самые главные

Вручаем медаль (за разнообразие).

3 группа.

Просмотр видеоролика «Размножение бактерий»

Так как бактерии могут употреблять в пищу практически все, за что вручаем медаль?

Вручаем медаль (за всеядность)

Дыхание бактерии – смотрим видео урок (в рабочий лист записываем аэробы и анаэробы)

  1. Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело.

Представьте- вы птицы, вы вдруг полетели.

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели.

Открыли глаза и снова за дело.



  1. Закрепление изученного

Возвращаемся к целям урока. Все мы узнали на уроке, добились поставленных задач? Слайд 3

Посчитаем количество медалей, можем назвать бактерию чемпионом?

Работа с тестом (индивидуальная)

Проверка по компьютеру. Слайд 7 (сертификаты за «5»)

  1. Рефлексия. Домашнее задание.

Саморефлек­сия «Пять пальцев»

  • После урока я стал знать больше.

  • Свои знания могу применить на практике.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.

  • Работал добросовестно и достиг цели урока

Оценка работы учащихся во время урока, комментирование оценок.

Выставление оценок.



Д/З §11, рабочая тетрадь

2. По желанию изготовить из пластилина модели разных форм бактерий

3. По желанию подготовить ответ на вопрос, используя дополнительные источники и интернет ресурсы: Как образуются дырки в сыре?

Где обитают светящиеся бактерии?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!