Ход урока
I.Организационный момент
Учебно – познавательные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Создавать условия для активизации познавательной деятельности | Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока (задает загадку) | Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради |
Контроль: педагогическое наблюдение |
II. Постановка проблемного вопроса
Учебно – познавательные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий | Учитель спрашивает учащихся о том, какие грибы они знают? Учитель сообщает о том, что мир грибов очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации. Учитель формулирует проблемный вопрос о том, почему такие разные грибы относятся к одному царству? | Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради группы грибов. Высказывают свои версии и пути решения проблемы |
Контроль: фронтальный и индивидуальный |
III. Изучение и закрепление нового материала
Учебно – познавательные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия | Учитель организует групповую работу с учебником по составлению общей характеристики грибов, консультирует учащихся. Подводит итоги работы, корректирует работу. Предлагает найти ответ на проблемный вопрос. По заданным критериям просит оценить работу. | Работают в группах по плану, данному учителем, результаты заносят в таблицу. Отчитываются о проделанной работе Пытаются ответить на проблемный вопрос, используя результаты своей работы. |
Контроль: групповой, самопроверка, взаимопроверка |
IV. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания
Учебно – познавательные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Формирование регулятивных универсальных учебных действий | Предлагает ученикам оценить (выбор смайликов) свою работу на уроке. Установить причины затруднений. | Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений. |
| Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания. | Записывают, обсуждают домашнее задание. |
Контроль: педагогическое наблюдение, самоконтроль |
БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС ФГОС ООО
Тема: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе знакомства с общей характеристикой Царства Грибы.
2. Предметно – дидактическая: познакомиться с характерными признаками грибов.
Планируемые результаты обучения:
1. Метапредметные: учатся работать с текстом, добывать необходимую информацию, работать в группе.
2. Предметные: выделяют существенные признаки грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.
3. Личностные: осознают важность бережного отношения к природе.
Тип урока: Вводный (Урок – знакомство)
Методы обучения: проблемного изложения; частично-поисковый
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Приветствие
Проверка Домашнего задания.
Проверь себя – хорошо ли ты разобрался в строении бактериальной клетки
- Какое строение имеет бактериальная клетка?
- При наступлении неблагоприятных условий многие бактерии образуют ……. ?
- Размножаются бактерии …..?
- Какова роль бактерий в природе и жизни человека?
I.Организационный момент
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
Совершенно верно - это гриб
Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика грибов
(запись в тетради)
II. Постановка проблемного вопроса
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – Царство Грибы.
- Ребята, а какие грибы знаете вы? (перечисляют)
Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства
Факт 1: в природе известно более 100 тысяч видов грибов. Они обитают везде, где есть органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, и даже на телах живых организмов, на теле человека, животных, растений.
Факт 2: Грибы похожи и на растения, и на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.
Факт 3: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами как животные.
У грибов есть признаки, которые сближают их с растениями, но есть и признаки, сближающие их с животными.
Так что же такое гриб? Почему же грибы выделили в отдельное царство?
Это мы попытаемся выяснить на уроке. Вы получите задания и будете работать в парах.
III. Изучение и закрепление нового материала
Вспомним правила работы в группах. План работы групп таков:
-прочитать задание, обсудить, выполнить.
ГРУППА №1
Прочитайте П.13, абзац «Питание грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1и 2:
Какими веществами питаются грибы?
На какие две группы делятся грибы по характеру питания?
Ответьте устно. Какие особенности питания грибов сближает их с животными, а какие с растениями?
ГРУППА №2
Прочитайте П.13, абзац «Строение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:
На какие две группы делятся грибы по строению?
Какое вещество, характерное для насекомых, содержат оболочки клеток грибов?
3. Из чего состоит тело гриба? Как оно называется?
ГРУППА №3
Прочитайте П.13, абзац «Размножение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:
Какими двумя способами размножаются грибы?
Назовите два способа бесполого размножения?
Назовите два способа вегетативного размножения?
СХЕМА СПОСОБОВ РАЗМНОЖЕНИЯ ГРИБОВ
Размножение грибов
бесполое половое
спорами вегетативное
частями почкование
грибницы
ГРУППА №4
Прочитайте П.13, абзац «Роль грибов в природе и жизни человека», рассмотрите рис.39 на с.68.
Запишите в таблицу положительную «+» и отрицательную « - » роль грибов в природе и жизни человека.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
«Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».
А теперь давайте представим итоги вашей работы.
Учащиеся дают ответы на вопросы.
IV. Рефлексия. Обсуждение домашнего задания
Так что же такое гриб? Почему ученые выделили грибы в отдельное царство?
Учащиеся дают ответы на вопросы.
- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Учитель: Растёт гриб подберёзовик в лиственных лесах, преимущественно в березняке. Попадаются грибы в парках и молодых порослях берёзок вблизи лесов, любят края полянок, заросшие старые дорожки в светлых смешанных лесах и по краю оврагов. Появляется подберезовик в конце мая одновременно с маслятами и белыми или чуть раньше. Подберёзовик любит тепло и растёт там, где солнышко хорошо прогревает почву с грибницей.
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
Учитель: Опята появляются в конце августа, а собирать их можно до осенних морозов. По многочисленности плодовых тел опенок осенний превосходит все съедобные шляпочные грибы. Грибы годятся для жарки, варки, засола, маринования и сушки.
А какие несъедобные грибы вы знаете? (перечисляют)
Давайте подведём итоги нашей работы. Выясним, хорошо ли вы поработали на уроке.
Перед вами лежат смайлики. Ответь с их помощью:
Я доволен своей работой на уроке.
Я не прилагал усилий для работы на уроке.
Я не доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание
Параграф 13, вопросы устно. Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
Приложение 1
Приложение 2
ГРУППА №1
Прочитайте П.13, абзац «Питание грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1и 2:
Какими веществами питаются грибы?
На какие две группы делятся грибы по характеру питания?
Ответьте устно. Какие особенности питания грибов сближает их с животными, а какие с растениями?
ГРУППА №2
Прочитайте П.13, абзац «Строение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:
На какие две группы делятся грибы по строению?
Какое вещество, характерное для насекомых, содержат оболочки клеток грибов?
3. Из чего состоит тело гриба? Как оно называется?
ГРУППА №3
Прочитайте П.13, абзац «Размножение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:
Какими двумя способами размножаются грибы?
Назовите два способа бесполого размножения?
Назовите два способа вегетативного размножения?
ГРУППА №4
Прочитайте П.13, абзац «Роль грибов в природе и жизни человека», рассмотрите рис.39 на с.68.
Запишите в таблицу положительную «+» и отрицательную « - » роль грибов в природе и жизни человека.
Приложение 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ
ПРИЗНАКИ ГРИБОВ | ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ |
1. Питание | 1. 2. |
2. Строение | 1. 2. 3. |
3. Размножение | 1. 2. 3. |
4. Роль в природе и жизни человека | «+» | «-» |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ
ПРИЗНАКИ ГРИБОВ | ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ |
1. Питание | 1. 2. |
2. Строение | 1. 2. 3. |
3. Размножение | 1. 2. 3. |
4. Роль в природе и жизни человека | «+» | «-» |