СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок " Что такое корень слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в 3 классе . Урок построен в игровой форме . 

Просмотр содержимого документа
«Урок Корень»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г.Сасово Рязанской области


















Конспект урока по русскому языку

в 3 «Б» классе на тему: « Что такое корень слова?»















Учитель начальных классов

Ивчатова Мария Алексеевна






2017 год








Тема: Что такое корень слова?

Цели:

огранизовать учебную деятельность учащихся по:

- знакомству учеников с понятием « Корень слова»;

- формированию умения находить корень в словах;

- формированию умения подбирать и образовывать однокоренные слова;

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:


Этапы, время

Содержание

Орг. момент.




















- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Учитель : Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

- Ребята , я надеюсь и вам в нашем классе будет уютно и очень легко работать .

Но в начале давайте вспомним правила работы на уроке.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). 

Уши внимательно слушают и всё …(слышат). 

Голова хорошо … (думает).

-Я желаю вам плодотворной работы и открыть для себя что-то новое.

-Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – это урок-исследование. Все вы станете исследователями. А кто такие исследователи?

Исследователь – человек, занимающийся научным изучением чего-либо. Например, исследованием космоса, недр земли.

- Вспомните, а вы уже были исследователями?

- В прошлом году мы проводили исследовательскую работу про русское дерево « Липа». Вспомнили? Вам было тогда интересно? Вот и сегодня я предлагаю вам побыть исследователями, надеюсь , что вам будет интересно.

-Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. Сегодня так будет называться наша тетрадь.

-Откройте тетради и запишите число и классная работа.( слайд 1)




25 октября.

Классная работа.



Актуализация опорных знаний

-Чтобы узнать тему нашего исследования, нужно разгадать кроссворд. ( слайд 2-7)

1) Всегда во рту, а не проглотишь.

2) Последний осенний месяц.

3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

4) Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить.

5) Слова, противоположные по смыслу.

6) Любимая оценка учеников.

-Давайте проверим.


 

я

з

ы

к

 

 

 

 








 

н

о

я

б

р

ь

 

 

 

 

 



 

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

 

 

 

т

е

к

с

т







а

н

т

о

н

и

м

ы







 

п

я

т

ь










-Какое слово получилось по вертикали? (корень)

-Кто попробует сформулировать тему урока, поставить вопрос, на который мы должны ответить? (Что такое корень слова?) ( слайд 8)

-Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока. ( хором)

- Скажем про цели нашего урока- исследования. (Слайд 9)

Формирование ЗУН.

-Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим.

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) В языкознании: основная, значимая часть слова. ( слайд 10)

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова. Прочитаем хором правило на стр. 74.

-Так обозначается корень? ( ) ( учитель рисует на доске)

- Посмотрите на доску. ( слайд 11). Попробуйте найти в этих словах корень? ( носильщик, нос, носатый)

- Корень НОС. А как мы называем слова, у которых одинаковый корень? ( однокоренные). Кто может дать определение однокоренных слов? ( они имеют общий корень и общее лексическое значение).

- Еще раз внимательно посмотрите на эти слова, докажите , что они однокоренные ? Почему слово носильщик не однокоренное?

-А сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки. Учитель читает стих.( слайд 12)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.


- Обсудите в парах, что общего в выделенных словах? (корень и близкое значение)

-Найдите и выделите корень у этих слов . (сад)

Проверка работы в парах.

-Итак, давайте вспомним ход нашего исследования. Мы разгадали кроссворд, выяснили, что такое корень и однокоренные слова. Теперь нужно сделать остановку и немножко отдохнуть.

Физкультминутка

Слайд 13

Практическое применение.

Молодцы! А теперь поработаем с учебником.( слайд 14)

Откройте на стр. 74 упр.130. Прочитайте задание.

- Посмотрите на выделенное красным цветом слово, нам с вами что-то нужно вспомнить. Давайте прочитаем , что именно. ( хором).

-Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики).

-Как вы их определили? (имеют общую часть и близкое значение)

-Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

-Проверьте свою работу. ( слайд 15)

-Если все правильно, то на полях «+», если есть ошибки «-».

Следующее задание - упр.131.

-Вам нужно внимательно прочитать предложения и выписать только однокоренные слова, выделив в них корень.

Работаем самостоятельно.

Проверка.

- Все эти однокоренные слова имеют общую часть, в которой заключено лексическое значение . Как мы назовем эту общую значимую часть слова? ( корень). Назовите мне корень у всех выписанных слов? ( лес)

3) Мы продолжаем наше исследование.

-Одновременно в три домика приехали «родственники». Нам нужно правильно их «заселить».

-Сейчас я буду вызывать ученика, который подойдет ко мне, возьмет карточку со словом и выберет нужный домик.








-Проверьте, правильно ли вы заселили слова в домики. ( слайд 16)

-желт-

-мор-

-вод-

желток

морской

вода

желтый

моряк

водичка

желтеть

море

водный

желтизна

заморский

подводник

пожелтевший


водяной


-Давайте проверим , насколько вы хорошие исследователи. Вам нужно послушать текст, найти ошибки и назвать их.


1) В русском языке в каждом слове есть часть, без которой слово существовать не может. Эта часть называется стебель.

2) Слова, которые имеют общий корень и близкое значение называются однородственными.

3) В русском языке много похожих слов, и все они являются родственными.


  1. Подача д/з.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. ( слайд 17)

стр. 75 №132.

-В этом задании нужно найти однокоренные слова, записать их в группы и выделить корень.

-Кому задание не понятно?

  1. Итог урока.

-Итак, давайте в конце нашего исследования подведем итоги.

Мы ставили перед собой цели в начале нашего исследования. Вспомним их.( слайд 18)

- Мы теперь знаем « Что такое корень слова?»

- Мы научились подбирать однокоренные слова?

- А зачем нам эти знания о корне слова? Они нам могут где-то пригодиться? ( без знаний о корне мы не сможем грамотно писать слова и подбирать однокоренные)

-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим? ( показать жестом)

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может? ( показать жестом)

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше? ( показать жестом)

Хорошо! Спасибо за работу! Наш урок окончен.






Просмотр содержимого презентации
«Презентация Корень»

я з ы     к              

я

з

ы

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

я з ы     н к         о я     б   р ь          

я

з

ы

 

 

н

к

 

 

 

 

о

я

 

 

б

 

р

ь

 

 

 

 

 

я з ы   к н     п о   р я б   е д р   ь л   о ж     е   н   и е

я

з

ы

 

к

н

 

 

п

о

 

р

я

б

 

е

д

р

 

ь

л

 

о

ж

 

 

е

 

н

 

и

е

я з   ы     н   к   о   п я т   р е б е     к д р ь л с о   т ж   е   н     и е

я

з

 

ы

 

 

н

 

к

 

о

 

п

я

т

 

р

е

б

е

 

 

к

д

р

ь

л

с

о

 

т

ж

 

е

 

н

 

 

и

е

я з ы       к а   н н   п   о   я т т   р   е е б о   р к н д с и ь л   т о м ж ы   е   н   и   е

я

з

ы

 

 

 

к

а

 

н

н

 

п

 

о

 

я

т

т

 

р

 

е

е

б

о

 

р

к

н

д

с

и

ь

л

 

т

о

м

ж

ы

 

е

 

н

 

и

 

е

я з   ы   а   н к     о   н п   т р т п   я я е о   е б н   р к т д с и ь ь л т м   о ж ы   е   н   и   е

я

з

 

ы

 

а

 

н

к

 

 

о

 

н

п

 

т

р

т

п

 

я

я

е

о

 

е

б

н

 

р

к

т

д

с

и

ь

ь

л

т

м

 

о

ж

ы

 

е

 

н

 

и

 

е

ТЕМА: Что такое корень слова?

ТЕМА:

Что такое корень слова?

Цели:

Цели:

  • узнать , что такое КОРЕНЬ СЛОВА;
  • научиться находить корень в слове;
  • запомнить , как графически обозначается корень в словах;
  • потренироваться в образовании однокоренных слов;
Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.
  • Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) В языкознании: основная, значимая часть слова.

Носильщик, нос, носатый

Носильщик, нос, носатый

садовник садик посадка рассада садовый

садовник

садик

посадка

рассада

садовый

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы за партами сидели На учителя глядели, А теперь мы тихо встали И зарядку делать стали. Раз, два, три, четыре, пять Надо косточки размять. Мы потянемся немножко, Чтоб достать нам потолок. Глянем весело в окошко И продолжим наш урок

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы за партами сидели

На учителя глядели,

А теперь мы тихо встали

И зарядку делать стали.

Раз, два, три, четыре, пять

Надо косточки размять.

Мы потянемся немножко,

Чтоб достать нам потолок.

Глянем весело в окошко

И продолжим наш урок

Работа с учебником

Работа с учебником

Упр. 130 Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

Упр. 130

Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.

желток желтый морской вода моряк желтизна подводник пожелтевший море водяной заморский

желток

желтый

морской

вода

моряк

желтизна

подводник

пожелтевший

море

водяной

заморский

Домашнее задание: стр. 75 №132

Домашнее задание:

стр. 75 №132

Цели:

Цели:

  • узнать , что такое КОРЕНЬ СЛОВА;
  • научиться находить корень в слове;
  • запомнить , как графически обозначается корень в словах;
  • потренироваться в образовании однокоренных слов;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!