СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Десятичная запись дробных чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики общеметодологической направленности по теме "Десятичная запись дробных чисел"

При разработке данного урока использованы следующие интернет-ресурсы:

http://pedsovet.su/load/320 (шаблоны презентаций), 

http://festival.1september.ru/ (материал для урока)

http://nsportal.ru/ (материал для урока)

Просмотр содержимого документа
«Десятичные дроби»



Урок математики общеметодологической направленности. Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.



Класс: 5 Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации. Цели по содержанию:

- предметные: ознакомить учащихся с десятичными числами, учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

- метапредметные: развивать монологическую речь обучающихся, поддерживать интерес к уроку математики через межпредметные связи, развивать логическое мышление. - личностные: развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива. Тип урока: общеметодологической направленности. Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: Учебник: Н.Я.Виленкин, Математика 5 класс, тетрадь, доска, карточки.













План проведения урока



Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия учащихся

1. Мотивирование и самоопределение к учебной деятельности

Личностные: самоопределение,

коммуникативные: планирование,

регулятивные: целеполагание, планирование

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание,

коммуникативные: постановка вопросов, управление поведением партнёра, точностью выражать свои мысли,

познавательные: логические,

регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция

3. Выявление места и причины затруднения

Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов,

познавательные: логические, действия постановки и решения проблем,

регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция

4. Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные: общеучебные, логические, регулятивные: планирование

5. Этап реализации построенного проекта

Коммуникативные: управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли,

регулятивные: контроль, коррекция, оценка

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли,

познавательные: логические,

регулятивные: коррекция, контроль, волевая саморегуляция

Разминка


7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Личностные: нравственно-этическое оценивание,

коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли ,

познавательные: общецчебные, логические,

регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Коммуникативные: управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли,

познавательные: логические,

регулятивные: коррекция

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Коммуникативные, познавательные







Ход урока



Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Мотивирование и самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу, определить цели урока и способы взаимодействия, мотивировать обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Раздать табличку для самооценки (приложение 1) для оценивания обучающимися на каждом этапе урока своего понимания темы, карточки с буквами





Садятся, настраиваются на работу



Включаются в деловой ритм урока.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий

- Что мы изучали на прошлых уроках?



-Прочитать числа, назовите целую и дробную части каждого числа.

3 5/7, 2 8/15, 17, 1 3/10, 16/19 (слайд).

Учитель задает вопросы:

1) Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров. Среди них 25 красных. Какую часть составляют красные шары?

2) В магазин привезли 600кг картофеля. До обеда продали всего количества. Сколько картофеля продали до обеда?

5) 200 солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. было усатых. Сколько было безусых солдат? (слайды)

Рефлексия изученного материала:
ОЦЕНКА
-обратите внимание на данные дроби (слайд)


- Прочитайте дроби.

- Что интересного заметили?



Сегодня мы с вами рассмотрим особую запись чисел со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.



В XVI веке (1585 г) нидерландский математик Симон Стевин (слайд ) предложил ограничится в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись.

- Изучали обыкновенные дроби, смешанные числа и действия с ними.



Читают дроби, указывают на правильную и неправильную..

Отвечают на вопросы:

25/100



360 кг





3/10 или






























3. Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


Сегодня мы будем учиться записывать дробные числа по-новому.

Запишем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа», тему урока (слайд).



Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.

Например:

Посмотрите на слайды

- Какую закономерность вы заметили?

- Как же вы запишите последние числа?

Делают соответствующие записи в тетради.



Дети записывают пример в тетрадь.









Ответ: количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой.


4. Построение проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому (слайд )

  • Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой

  • Записать целую часть (она может быть равна нулю)

  • Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной

  • Записать числитель дробной части.



5. Этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

В России в первые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математике – «Арифметика».

Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями.

(Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби – на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово) (слайд )

Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д.



Магницкий Леонид Филиппович – автор первого учебника математики в России «Арифметика» (1703 г), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд) Михаил Васильевич

ОЦЕНКА



Магницкий


















6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби «Живая запятая». На доске записаны цыфры 834965, запятая крепится на магните и может перемещаться учителем. Обратить внимание на большое значение запятой в записи числа. Выполним упражнение № 1144 на стр. 181 письменно. Заранее написаны примеры на двух досках. ОЦЕНКА Выполняют самостоятельно, двое у доски, проверка по слайду. Читают, осуществляют контроль за читающим.




Разминка


Учитель показывает табличку с выполненным заданием.

Если запись верна, то учащиеся вытягивают руки вперед, если нет-вверх

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Учащиеся самостоятельно выполняют № 1146 в парах. Один-а, второй б, ОЦЕНКА

(Исключить при недостатке времени)

Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Работа с учебником. Стр. 181, № 1147/

Математический диктант

ОЦЕНКА

двое учащихся выполняют у доски с магнитами, остальные в тетради.




9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.





Д.З.


Учащиеся отмечают ответы символами





Делают вывод по достаточности полученных знаний.





Приложение 1

М

Г

И

К

Й

А

Н

Ц

И

П



М

Г

И

К

Й

А

Н

Ц

И

П







834965













2,7

31,4

567,39

6,005

42,78

0,64

0,60

0,07

0,99

2

7

10

31

4

10

567

39

100

6

5

100

42

78

100

64

100

60

100

7

100

99



100

– – –– ––––– –– ––

–– ––



2


Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Лист самооценки

ФИ учащегося

___________________


Оценка

Повторение изученного материала


Изучение новой темы


Закрепление изученного


Самостоятельная работа


Математический диктант


Работа на магнитной доске


Количество баллов


Уровень усвоения. Оценка


Лист самооценки

ФИ учащегося

___________________


Оценка

Повторение изученного материала


Изучение новой темы


Закрепление изученного


Самостоятельная работа


Математический диктант


Работа на магнитной доске


Количество баллов


Уровень усвоения. Оценка


Лист самооценки

ФИ учащегося

___________________


Оценка

Повторение изученного материала


Изучение новой темы


Закрепление изученного


Самостоятельная работа


Математический диктант


Работа на магнитной доске


Количество баллов


Уровень усвоения. Оценка


Лист самооценки

ФИ учащегося

___________________


Оценка

Повторение изученного материала


Изучение новой темы


Закрепление изученного


Самостоятельная работа


Математический диктант


Работа на магнитной доске


Количество баллов


Уровень усвоения. Оценка




Просмотр содержимого презентации
«Презентация4»

305

305

Кабинет математики 305

Кабинет математики

305

Кабинет математики 305

Кабинет математики

305

Прочитайте числа, назовите целую и дробные части каждого числа

Прочитайте числа, назовите целую и дробные части каждого числа

Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров. Среди них 25 красных. Какую часть составляют красные шары?

Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров. Среди них 25 красных. Какую часть составляют красные шары?

360 кг В магазин привезли 600кг картофеля. До обеда продали всего количества. Сколько картофеля продали до обеда?

360 кг

В магазин привезли 600кг картофеля.

До обеда продали всего количества. Сколько картофеля продали до обеда?

60 безусых солдат 200 солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. было усатых. Сколько было безусых солдат?

60 безусых солдат

200 солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. было усатых. Сколько было безусых солдат?

Прочитайте дроби. Какую особенность в них можно заметить?

Прочитайте дроби.

Какую особенность в них можно заметить?

Си́мон Сте́вин Нидерландский математик, механик и инженер Стал известен прежде всего своей книгой «Десятая». Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей.

Си́мон Сте́вин

Нидерландский математик,

механик и инженер

Стал известен прежде всего своей книгой «Десятая».

Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей.

2 марта  Классная работа.  Десятичная запись дробных чисел.

2 марта Классная работа. Десятичная запись дробных чисел.

Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. 3 , 2 Читают: «Две целых, три десятых»

Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.

3

,

2

Читают: «Две целых, три десятых»

3 , 6 Читают: «Шесть целых, три десятых»

3

,

6

Читают: «Шесть целых, три десятых»

17 , 4 Читают: «Четыре целых, семнадцать сотых»

17

,

4

Читают: «Четыре целых, семнадцать сотых»

Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной дроби

Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной дроби

Если дробь правильная, то перед запятой пишут 0 57 , =0 Читают: «Ноль целых, пятьдесят семь сотых»

Если дробь правильная, то перед запятой пишут 0

57

,

=0

Читают: «Ноль целых, пятьдесят семь сотых»

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. 5 =0 0 , Читают: «Ноль целых, пять сотых»

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.

5

=0

0

,

Читают: «Ноль целых, пять сотых»

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. Какой является дробь?  403 = , 2008 = ,

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.

Какой является дробь?

403

=

,

2008

=

,

Заполнить пропуски в таблице Дробное число Количество нулей в знаменателе 1 Десятичная дробь Количество цифр после запятой 0,6 2 1 3 0,115 3 2 2,008 3 5 4,03 3 4 4 0,0037 5 0,35216

Заполнить пропуски в таблице

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

1

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

0,6

2

1

3

0,115

3

2

2,008

3

5

4,03

3

4

4

0,0037

5

0,35216

Выяснить количество цифр после запятой. Записать целую часть (она может быть равна нулю) Записать числитель дробной части Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
  • Выяснить количество цифр после запятой.
  • Записать целую часть (она может быть равна нулю)
  • Записать числитель дробной части
  • Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
Задание . Прочитайте дроби. Запишите в виде десятичных дроби МАГНИЦКИЙ

Задание .

Прочитайте дроби.

Запишите в виде десятичных дроби

МАГНИЦКИЙ

Магницкий Леонтий Филиппович – автор первого учебника математики в России «Арифметика» (1703 г) По этому учебнику учился М.В. Ломоносов

Магницкий

Леонтий Филиппович

– автор первого учебника математики в России «Арифметика» (1703 г)

По этому учебнику учился

М.В. Ломоносов

№ 1146. Проверка а)7,8; 5,45; 0,59; 78,01; 4,601; 76,32 б) 6,0006; 0,02; 9,003; 785,005; 33,0008

№ 1146. Проверка

а)7,8; 5,45; 0,59; 78,01; 4,601; 76,32

б) 6,0006; 0,02; 9,003; 785,005; 33,0008

Проверка

Проверка

§6, п.30, стр. 180,  1166, 1158(а), 1162 (устно)

§6, п.30, стр. 180, 1166, 1158(а), 1162 (устно)

Кабинет математики 305

Кабинет математики

305

Кабинет математики 305

Кабинет математики

305

305

305

© 2016 1666 121