Урок математики общеметодологической направленности. Тема урока: Десятичная запись дробных чисел.
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия учащихся |
1. Мотивирование и самоопределение к учебной деятельности | Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование, регулятивные: целеполагание, планирование |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, коммуникативные: постановка вопросов, управление поведением партнёра, точностью выражать свои мысли, познавательные: логические, регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция |
3. Выявление места и причины затруднения | Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, познавательные: логические, действия постановки и решения проблем, регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Познавательные: общеучебные, логические, регулятивные: планирование |
5. Этап реализации построенного проекта | Коммуникативные: управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли, регулятивные: контроль, коррекция, оценка |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли, познавательные: логические, регулятивные: коррекция, контроль, волевая саморегуляция |
Разминка | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Личностные: нравственно-этическое оценивание, коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли , познавательные: общецчебные, логические, регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Коммуникативные: управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли, познавательные: логические, регулятивные: коррекция |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Коммуникативные, познавательные |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивирование и самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу, определить цели урока и способы взаимодействия, мотивировать обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Раздать табличку для самооценки (приложение 1) для оценивания обучающимися на каждом этапе урока своего понимания темы, карточки с буквами |
Садятся, настраиваются на работу
Включаются в деловой ритм урока. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий | - Что мы изучали на прошлых уроках?
-Прочитать числа, назовите целую и дробную части каждого числа. 3 5/7, 2 8/15, 17, 1 3/10, 16/19 (слайд). Учитель задает вопросы: 1) Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров. Среди них 25 красных. Какую часть составляют красные шары? 2) В магазин привезли 600кг картофеля. До обеда продали всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? 5) 200 солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. было усатых. Сколько было безусых солдат? (слайды) Рефлексия изученного материала: ОЦЕНКА -обратите внимание на данные дроби (слайд)  - Прочитайте дроби. - Что интересного заметили?
Сегодня мы с вами рассмотрим особую запись чисел со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.
В XVI веке (1585 г) нидерландский математик Симон Стевин (слайд ) предложил ограничится в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись. | - Изучали обыкновенные дроби, смешанные числа и действия с ними.
Читают дроби, указывают на правильную и неправильную.. Отвечают на вопросы: 25/100
360 кг
3/10 или
|
3. Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Сегодня мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа», тему урока (слайд).
Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например: Посмотрите на слайды - Какую закономерность вы заметили? - Как же вы запишите последние числа? | Делают соответствующие записи в тетради.
Дети записывают пример в тетрадь. Ответ: количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому (слайд ) Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой Записать целую часть (она может быть равна нулю) Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной Записать числитель дробной части. | |
5. Этап реализации построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | В России в первые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математике – «Арифметика». Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби – на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово) (слайд ) Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д.
Магницкий Леонид Филиппович – автор первого учебника математики в России «Арифметика» (1703 г), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд) Михаил Васильевич ОЦЕНКА | Магницкий |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби «Живая запятая». На доске записаны цыфры 834965, запятая крепится на магните и может перемещаться учителем. Обратить внимание на большое значение запятой в записи числа. Выполним упражнение № 1144 на стр. 181 письменно. Заранее написаны примеры на двух досках. ОЦЕНКА | Выполняют самостоятельно, двое у доски, проверка по слайду. Читают, осуществляют контроль за читающим.
|
Разминка | | Учитель показывает табличку с выполненным заданием. | Если запись верна, то учащиеся вытягивают руки вперед, если нет-вверх |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Учащиеся самостоятельно выполняют № 1146 в парах. Один-а, второй б, ОЦЕНКА (Исключить при недостатке времени) | Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Работа с учебником. Стр. 181, № 1147/ Математический диктант ОЦЕНКА | двое учащихся выполняют у доски с магнитами, остальные в тетради.
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Д.З. | Учащиеся отмечают ответы символами
Делают вывод по достаточности полученных знаний. |