СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Движение крови по сосудам"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятия о движении крови в результате деятельностного подхода к обучению. Раскрыть причины движения крови, строение кровеносных сосудов. уметь находить пульс и по пульсу определять работу сердца.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Движение крови по сосудам"»

Урок в 8 классе

Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь».

Цель: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

Задачи урока:

1.Раскрыть причины движения крови

2.Выяснить природу пульса

Оборудование:

1.Таблица с изображение сердца.

2.Схема кровообращения

3.Датчики для измерения давления, пульса и скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа

4.Презентация на тему: «Движение крови».

Основные термины

Гемодинамика – движение крови по сосудам.

Артериальное давление – давление, с которым кровь давит на стенки артериальных сосудов после сокращения предсердий и желудочков.

Гипотония – стойкое понижение АД, менее100/60 мм.рт.ст.

Гипертония - стойкое повышение АД, более130/90 мм.рт.ст.

Пульс – ритмические колебания стенок артерий.

Ход урока:

1.Организационный этап.

  1. Актуализация темы:

Итак, для быстрого погружения учеников в учебную деятельность начинаю с фокуса. Вызываю желающего поучаствовать ученика к доске, даю ему монетку и заявляю, что легко угадаю, в какой руке он ее зажмет. Отворачиваюсь и прошу ученика поднять руку с монетой над головой и произнести небольшую речь.

Это может быть аргументированное мнение ученика насчет того, что учителю ни за что не угадать, в какой руке монета. А может и ответ по изученному материалу. Как вы уже догадались, что именно скажет ученик – неважно. Важно, чтобы кулак с монетой хотя бы полминуты находился над головой.

Затем я разворачиваюсь обратно, прошу ученика опустить руку и обе руки положить на стол. «Здесь», - говорю и не промахиваюсь.

«Мы сейчас рассмотрим механизм фокуса»

И сегодня мы продолжаем знакомство с кровообращением в организме человека.

Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков.

Задание2

1.Какова продолжительность систолы предсердий сердца, если известно, что продолжительность всего сердечного цикла составляет 0,8с, общей диастолы - 0,41с, систолы желудочка -0,27с? Ответ дайте в секундах.

2. Мужчина, сердце которого сокращается в среднем 75 раз в минуту, ехал в поезде в течение 4 часов. За этот период времени при таком ритме желудочки его сердца находились в состоянии диастолы:

1) 1 час 30 минут;

2) 2 часа;

3) 2 часа 30 минут;

4) 3 часа 30 минут.

Пояснение.

Диастола сердца длится 0,5 с.

За одну минуту у данного мужчины желудочки сердца находятся в диастоле 75 · 0,5  =  37,5 с.

Таким образом, в течение 4 часов сердце находится в состоянии диастолы 37,5 · 240  =  9000 мин.

 Правильный ответ указан под номером 3.

Изучение нового материала.

Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов…» эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю.Майером

Вспомните что такое кровообращение? (кровообращение процесс непрерывного движения крови в организме)

Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке.

Какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пойдет с кровью до мышц ног лекарство, если его ввести в мышцы руки?

Объясните и нарисуйте цветным карандашом схему. Стенки сосудов и сердца обозначьте одной черной линией, артериальную кровь – красным цветом.

Тема нашего урока сегодня" тесно переплетается с теми знаниями, которые вы

получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами

сегодня закономерности движения крови по телу человека.

По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».

Исходя из этого высказывания сформулируйте тему нашего урока?

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( о движении крови)

У – Я помогу вам сегодня:

-Раскрыть причины движения крови

-Выяснить природу пульса

Создание проблемной ситуации: Наше сердце ритмически сокращается, выбрасывая кровь в сосуды, но кровь течет непрерывно и всегда в одном направлении. Почему? (Какие есть в нашем организме механизмы, позволяющие крови непрерывно течь по сосудам? (Предлагают свои версии: из-за непрерывной работы сердца, из-за способности стенок сосудов растягиваться и др.)

1.Какой процесс обеспечивает непрерывное движение крови по сосудам? (Сокращение сердца). Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы.

Первая причина непрерывного движения крови по сосудам - непрерывная работа сердца в течение жизни.

2.А почему она возможна? (1.Чередование систолы и диастолы предсердий и желудочков не позволяет сердцу уставать. 2. Сердце хорошо снабжается кровью)

3.А почему кровь течет только в одном направлении? (Работа клапанного аппарата сердца обеспечивает движение крови в одном направлении). Створчатые и полулунные клапаны сердца обеспечивают ток крови в одном направлении.





1.Какой процесс обеспечивает непрерывное движение крови по сосудам? (Сокращение сердца). Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы.

Первая причина непрерывного движения крови по сосудам - непрерывная работа сердца в течение жизни.

2.А почему она возможна? (1.Чередование систолы и диастолы предсердий и желудочков не позволяет сердцу уставать. 2. Сердце хорошо снабжается кровью)

3.А почему кровь течет только в одном направлении? (Работа клапанного аппарата сердца обеспечивает движение крови в одном направлении). Створчатые и полулунные клапаны сердца обеспечивают ток крови в одном направлении.

Теперь рассматриваем виды кровеносных сосудов (фото выше), ищем различия между ними. Выясняем, почему артерии и вены выполняют сугубо транспортную роль, и только капилляры могут обеспечить обмен веществ между кровью и окружающими тканями. Осталась самая малость – понять, каковы особенности внутреннего строения вены и разгадать фокус.

В чем особенность их строения? (слайд 7)

(Вены и артерии имеют трехслойное строение. Толстые стенки артерий выдерживают большое давление крови в них. У артерий мощная соединительнотканная наружная оболочка: при наполнении кровью она растягивается, а потом в силу своей эластичности давит на содержимое сосуда. Стенки вен тоже эластичны и легко сдавливаются скелетными мышцами.

Движение крови подчиняется законам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика

Вены имеют кармановидные клапаны, которые препятствуют обратному току крови. Ответ на фокус: Поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты. В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Вывод: побледнение свидетельствует о прекращении тока крови, а покраснение – о её притоке. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз.

Задаю следующий вопрос (фото ниже).

Для этого к доске вызываю ученика, который готов продемонстрировать у доски эксперимент «на человеке»).

Задача такова: прощупать мышцы плеча, не напрягая их, затем десять раз энергично отжаться. И снова прощупать мышцы плеча, не напрягая их.

- Они стали тверже! – говорит изумленный ученик – Так быстро?

Обсуждаем результат с классом, приходим к выводу, что мышцы уплотнились не за счет моментального развития мышечной ткани, а за счет притока крови.

Вторая причина непрерывного движения крови по сосудам – особенности строения кровеносных сосудов (эластичность артерий и клапаны вен).

Что такое давление? (Давление крови на стенки сосудов )

Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно неодинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте. По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.

Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам, из области большего давления в область меньшего.

Кровь по сосудам малого и большого круга кровообращения проходит за 27 с. Однако по различным участкам кровяного русла кровь течет с разной скоростью.

Мак­си­маль­ное ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние – дав­ле­ние крови в мо­мент со­кра­ще­ния же­лу­доч­ков. Еще его на­зы­ва­ют си­сто­ли­че­ским или верх­ним дав­ле­ни­ем. Ми­ни­маль­ное дав­ле­ние – дав­ле­ние крови в мо­мент диа­сто­лы же­лу­доч­ков. Еще его на­зы­ва­ют диа­сто­ли­че­ским или ниж­ним дав­ле­ни­ем.

Для измерения АД применяется тонометр



(Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давление равно110-126 мм рт ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 мм рт ст. Если кровяное давление поднимается свыше 150 ммртст, это уже заболевание- гипертония, если же ниже 110 ммртст – гипотония.

Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью танометра.

Впер­вые это сде­лал ита­льян­ский врач Ри­ва-Роч­чи. Он изоб­рел при­бор, ко­то­рый поз­во­лял из­ме­рять ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние в мо­мент сжа­тия же­лу­доч­ков.

В 1905 году рус­ский врач Ко­рот­ков усо­вер­шен­ство­вал этот при­бор. И он стал поз­во­лять из­ме­рять не толь­ко си­сто­ли­че­ское, но и диа­сто­ли­че­ское дав­ле­ние. )

Задание для учащихся: измерение давления датчиком

  • Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.

Формула расчета давления

АД верхнее = 1,7* возраст + 83

АД нижнее = 1,6* возраст + 42

(Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.)

Итак, артериальное давление является показателем гемодинамики, показателем работы кровеносной системы.

Опыт: учитель в плоскую тару с водой бросает маленький твёрдый предмет. В месте удара образуются волны, которые распространяются по поверхности воды.

После каждого сокращения сердца в артерии выбрасывается кровь, и стенки артерий колеблются подобно тому, как распространяются волны на поверхности воды от брошенного в неё камня.

Итак, третья причина движения крови по сосудамразница давлений между артериями и венами и скорость кровотока.

Кроме АД о работе кровеносной системы можно судить и по пульсу.

А как вы думаете – Что такое пульс? ( толчки сердца, сокращения сердца)

Работа с учебником

Прочитайте текст на с. 82 (1 абзац) «Пульс»

Сформулируйте определение и запишите в Рабочий лист

(Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, возникающие при гидродинамическом ударе во время сердечного выброса.)

При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 мин.

Нормой для взрослого человека является частота пульса 60-90 ударов в минуту.

Если частота пульса выше 90 уд. в мин. – тахикардия,

если меньше 60 уд. в мин. – брадикардия.

Опыт: учитель в плоскую тару с водой бросает маленький твёрдый предмет. В месте удара образуются волны, которые распространяются по поверхности воды.

После каждого сокращения сердца в артерии выбрасывается кровь, и стенки артерий колеблются подобно тому, как распространяются волны на поверхности воды от брошенного в неё камня.

Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи и другим местам, прощупываются ритмические колебания стенок сосудов, называемые пульсом.

Проведем небольшую физразминку. Измерить свой пульс в состоянии покоя и после приседаний. Приседания выполняются на счет учителя.

  1. Сделать вывод

Во время физической нагрузки – увеличивается частота ударов пульса – соответственно увеличивается ЧСС

Четвёртая причина движения крови по сосудам –На проталкивание крови через систему капилляров затрачивается много энергии, а кровоток испытывает при движении сопротивление, зависящее от вязкости крови и диаметра сосуда. Благодаря медленному току крови в капиллярах кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ поступить в кровь.

В аорте она наибольшая – примерно 0,5 м/с, а в капиллярах она наименьшая – примерно 0, 5 – 1,2 мм/с.

Как вы думаете, по каким сосудам кровь двигается быстрее - по широким или узким? Где скорость течения воды больше в реке или в ручье? (По узким. Скорость течения больше в ручье.)

 Выводы: 1.Первая причина непрерывного движения крови по сосудам - непрерывная работа сердца в течение жизни.

2. Вторая причина непрерывного движения крови по сосудам – особенности строения кровеносных сосудов (эластичность артерий и клапаны вен).

3. Итак, третья причина движения крови по сосудамразница давлений между артериями и венами.

4. Четвёртая причина движения крови по сосудам – скорость кровотока



Закрепление

Тип 16 № 24219 

Установите правильную последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке уменьшения скорости движения крови в них. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 1)  нижняя полая вена

2)  аорта

3)  артериолы кисти руки

4)  капилляры

5)  плечевая артерия

Пояснение.

Последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке уменьшения скорости движения крови в них:

2)  аорта → 5) плечевая артерия → 3) артериолы кисти руки → 1) нижняя полая вена → 4) капилляры

 Ответ: 25314

Примечание.

Чем больше общая площадь сечения сосудов, тем меньше скорость движения крови, самая большая площадь сечения в капиллярах, поэтому скорость в них меньше. Наименьшим просветом обладает аорта, в связи с чем скорость движения крови здесь наибольшая  — 50−70 см/сек. В средних артериях она равна 10−40 см/сек, в артериолах  — 10 см/сек. Наибольшей суммарной площадью просвета обладают капилляры (у человека она примерно в 800 раз больше, чем просвет аорты). Скорость движения крови в капиллярах  — меньше 0,1 см/сек. Очень низкая скорость движения крови по капиллярам  — один из важнейших механизмов, позволяющих протекать обменным процессам между кровью и тканями. По мере приближения вен к сердцу их суммарный просвет уменьшается, следовательно, постепенно растет скорость движения крови. В полой вене скорость равна 5 - 20 см/сек.





Задание: По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественна, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?

1.По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественна, чем венозная, но в донорской крови важны плазма и клетки.

2.Артериальную кровь у доноров брать невозможно, так как в артериальных сосудах кровь течет под значительным давлением, вследствие чего не формируется сгусток крови в отверстии от иголки.

Рефлексия.

На слайде вопросы:

- Меня удивило на уроке _____________________

- Больше всего мне понравилось ________________

- Самым сложным для меня было _______________

Оценки:

Домашнее задание : &18

4.Расположите в порядке увеличения кровяного давления следующих животных: жираф, курица, лягушка, собака и муравей. Свой ответ объясните.

Итог урока

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Самым ярким проявлением движения является река с её чистой, прозрачной водой. Которую не в силах остановить никто. И я вам желаю, чтобы вы подобно реке двигались вперед по дороге знаний, чтобы вам все удавалось в этом нелегком пути и эта дорога для вас была чистой и прозрачной, подобно воде в реке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!