СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема урока: «Двоичный мир»
Класс: 10б
Учитель: Привезенцева Варвара Сергеевна
Цель урока: Проверить усвоение основных понятий, овладение основными умениями по теме
Задачи урока:
образовательные:
актуализация знаний по теме «Представление чисел в ПК»;
дифференциация материала, изученного по теме «Представление чисел в ПК»;
стимулирование интереса к изучаемой теме;
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
развитие мышления учащихся при решении логических задач;
воспитательные:
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Общее время: 40 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Используемые методы и приемы: фронтальная работа, самостоятельная работа, дидактический раздаточный материал, рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие обучающих. Проверка отсутствующих.
Ребята, на доске прикреплены 4 изображения: фото зебры, шахматы, черно-белая фотография Петропавловской крепости, кадр из к,ф «Броненосец Потемкин» (можно распечатать их или вывести на интерактивную доску)
Вопрос: Вот перед вами 4 изображения. Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, что объединяет их?
Правильно, их объединяет два цвета: черный и белый. Как информатика трактует эти два цвета? Правильно, как 0 и 1. Смотрим на эти изображения и понимаем, что мир двоичен. Черный и белый, позитив и негатив, добро и зло, активный и пассивный, светлый и темный. Смотрим видеоролик, слушаем музыку, например, в телефоне, в нас рождаются чувства. А что в телефоне? А внутри у него цифры: нули и единицы.
Итак, о чем у нас будем наш урок? Правильно, о кодировании. Точнее, о двоичном кодировании.
2.Актуализация знаний.
1. Что такое кодирование и декодирование?
2. Почему в компьютере используют двоичное кодирование информации?
3. Что такое система счисления? Каких видов они бывают?
4. Какие системы счисления используются в компьютере?
5. Что такое основание позиционной системы счисления? Какое основание у двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления?
6. Каков алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую позиционную?
7. Каков алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления? И наоборот?
8. Каким образом осуществляется кодирование графической
информации?
3. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме
Задание 1. Теперь разбиваемся на команды (учителю лучше заранее разбить учащихся на команды, чтобы их составы по силе более-менее одинаковы).
Вывешивается новое изображение: «Жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь всё зависит от вашего хода!»
14 заданий связаны непосредственно с информатикой (приложение 1), 15е задание – творческое: надо составить выражение, предложение (приложение 2: разрезать на полоски со словами; верхняя часть таблицы одной команде, нижняя часть – второй команде)
ЗАДАНИЕ В1 | ОТВЕТ |
Перевести число 3310 в двоичное | 0010 0001 |
Перевести число 548 в двоичное | 0010 1100 |
Перевести число А316 в двоичное | 1010 0011 |
Перевести число 101001112 в восьмеричное | 247 |
Сложить двоичные числа 10110 и 111 | 0001 1101 |
Сложить числа и записать в 2СС: 1116 и 108 | 00011001 |
Какое число следует за 378? | 40 |
Декодируйте код в изображение: 11101011101111101101110111100011 | смайлик |
Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС? | 10 |
Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС? | египетская |
Сколько в байте бит? | 8 |
Сколько в 4 Мб бит? | 225 |
Основание десятичной системы счисления равно …? | 10 |
Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система …. | позиционная |
ЗАДАНИЕ В2 | ОТВЕТ |
Перевести число 3110 в двоичное | 0001 1111 |
Перевести число 528 в двоичное | 0010 1010 |
Перевести число А416 в двоичное | 1010 0100 |
Перевести число 101100112 в восьмеричное | 263 |
Сложить двоичные числа 10111 и 110 | 0001 1101 |
Сложить числа и записать в 2СС: 1216 и 118 | 0001 1011 |
Какое число следует за 278? | 30 |
Декодируйте код в изображение: 10111110110111011110101111110111 | Буква V |
Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС? | десятичная |
Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС? | египетская |
Сколько в байте бит? | 8 |
Сколько в 8 Мб бит? | 226 |
Основание десятичной системы счисления равно …? | 10 |
Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система …. | позиционная |
ЗАДАНИЕ В3 | ОТВЕТ |
Перевести число 3510 в двоичное | 0010 0011 |
Перевести число 568 в двоичное | 0010 1110 |
Перевести число А116 в двоичное | 1010 0001 |
Перевести число 110011012 в восьмеричное | 315 |
Сложить двоичные числа 11110 и 110 | 100100 |
Сложить числа и записать в 2СС: 1416 и 118 | 0001 1101 |
Какое число следует за 178? | 20 |
Декодируйте код в изображение: 11111111011111011011101111000111 | улыбка |
Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС? | десятичная |
Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС? | египетская |
Сколько в байте бит? | 8 |
Сколько в 2 Мб бит? | 224 |
Основание десятичной системы счисления равно …? | 10 |
Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система …. | позиционная |
Задание 2. Творческое. Надо из слов составить предложение, выражающую мысль. Зачитайте его вслух всем. Все вместе определим лучшее получившееся и точнее к исходному.
Не делите жизнь на черное и белое… лучше умножайте на белое, вычитая черное, так жить лучше!
Источник: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-chernoe-i-beloe-200-tsitat
4. Подведение итогов:
Наш урок подошел к концу. Все молодцы, хорошо поработали. Надеюсь, что тема «Представление чисел в ПК» освоена нами в полном объеме.
Продолжите предложение: Теперь я знаю … Мне понравилось …