Методическая разработка урока «Голосеменные»
Класс – 5; Предмет – биология; УМК Пасечник В.В. [1,2]
Глава – Царство Растения; Тип урока – открытие новых знаний/
Цели урока:
познакомить учащихся с новой группой растений, особенностями строения голосеменных растений и их многообразием
отработать навыки логического мышления и работы с текстом
продолжить формирование умения работать с образцами живой природы
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке: разнообразие методов контроля на уроке реализует функцию учителя по управлению учебной деятельностью учеников. Они позволяют проводить комплексную оценку результатов как усвоения предметных аспектов, так и предполагают оценивание метапредметных результатов с учетом личностного развития. Разнообразие методов оценивания также положительно влияет на сознание обучающихся, когда кроме традиционной пятибалльной системы оценивания конкретного задания, есть возможность зарабатывать бонусы/баллы на протяжении всего урока. Это стимулирует детей активнее работать на уроке, дает возможность проявить себя в разных видах деятельности и при этом повлиять на собственную успеваемость. Балльная градация также готовит детей к государственной итоговой аттестации.
Система оценивания в рамках представленного урока выстраивается таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность с самого начала урока, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. При этом предложена обязательная часть заданий для оценивания и бонусная, где ученик может проявить свои личностные качества в течение всего урока и даже выбрать оценку. Для того, чтобы критерии оценивания были понятны учащимся, на регулярной основе на уроках применяются карточки самооценки, представленные на рисунке [1]. В ней четко прописаны критерии оценивания заданий и градация выставления оценок. Эти карточки сдаются учителю в конце урока, и ученик понимает уже к моменту проведения рефлексии, как он поработал на уроке. Методы самоконтроля используются учеником прежде всего при выполнении заданий на время, что также поощряется бонусными баллами.
Для ученика в рамках такого оценивания появляется возможность вариативного выбора выставления бонусной оценки: он сам может выбрать, ставить ему или нет бонусную оценку, если он заработал не 5, а 4 или 3 бонуса. Оценивание в 3 или 4 балла в журнал становится тоже престижным, ведь это бонусы и показатель активности на уроке. Слабые ученики в этот момент начинают чувствовать уверенность в своих силах. В то же время сильным ученикам дана возможность избежать плохой (4!) для них оценки. Важно отметить, что инструментом формирующего оценивания учащихся является рефлексия, представленная в двух видах – эмоциональная и качественная.
Образовательные результаты урока:
Предметные: повторить основные определения, ввести и закрепить новые понятия, уметь работать с образцами живой природы.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь согласовывать действия в паре, группе, тренироваться устно формулировать определения по теме.
Регулятивные: уметь распределять рабочее время; выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии повторения и рефлексии); продолжить формирование навыков и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей.
Познавательные: уметь систематизировать материал от общего к частному, уметь переводить текст в символьную форму (таблица).
Личностные: осознать необходимость учения, осознавать необходимость ценить и беречь растения, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, развить духовно-нравственные ценности восприятия растений и их роли на Земле, ценить историю России и ее великих деятелей, работать над осознанием ответственности за общее дело, понимать свой индивидуальный вклад, учиться выражать и отстаивать свое мнение.
Образовательная среда урока
у учителя: презентация, видео [3], бонусы в виде шишек, плакат для рефлексии.
у ученика: учебник, тетрадь-конспект, карточки самооценки, образцы шишек ели, сосны, лиственницы, кипариса, мужских и женских шишек сосны обыкновенной, дидактические карточки с описанием представителей голосеменных, рисунок [2], Ступеньки - рисунок [3].
Технологии, применяемые на уроке: элементы ТРКМ (игра да-нет), технология здоровьесбережения (физкультминутка, задания с двигательной активностью), ИКТ-технологии (работа с презентацией и видео фрагментом), авторский прием Ступеньки [4]. Важным элементом методической разработки является использование авторского приема Ступеньки. Этот прием метапредметный, с его помощью автором систематизируются понятия не только на уроках биологии, но и физики, внеурочных занятиях. Системное использование Ступенек развивает способность к выстраиванию иерархии понятий от частного к общему и наоборот. Дети работают с ним практически с первых уроков биологии в 5 и 6 классах, продолжают и закрепляют на уроках физики.
Формы работы: работа в парах, индивидуально, группах нарастающего состава.
Формируемые УУД в рамках данного урока позволяют:
понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
осуществлять самоконтроль; аргументировать свою точку зрения; определять уровень самооценки; работать в группе.
преобразовывать информацию из одного вида в другой; представлять информацию в сжатом виде.
На этапе актуализации жизненного опыта затрагивается очень важные межпредметные связи. Основными подсказками служат фотографии на слайдах презентации. В рамках беседы учитель в фронтальной беседе с детьми выступает модератором и наводит на экологические проблемы вырубки тайги, замену символа нового года ели на ее искусственную копию, др.
Обязательно при обсуждении медицины (скипидар, эфирные масла) детям кратко рассказывают авитаминоз в блокадном Ленинграде, про цингу, ее лечение настоями из лапок хвойных растений. Дети с помощью иллюстраций представляют, как каждое утро истощенные женщины блокадного города тянулись в лес, состригали хвойные лапки, набивали ими мешки и на колясках, санках, лошадях переправляли на заготовительные пункты. Это был тяжелый труд. Военный Совет фронта дал женщинам-заготовщицам тыловой армейский паек.
При обсуждении темы использования древесины в строительстве обязательно делается краткий обзор и историческая справка про кораблестроение в эпоху Петра Великого. Не все знают, что корабельный лес «про запас» решили выращивать в Ленинградской области, в Линдуловской роще. Почти триста лет назад Петр I приказал основать место для выращивания корабельного леса, и тогда же здесь были высажены первые семена лиственницы, собранные в Архангельской губернии. Однако, годом основания рощи считается 1738, уже после смерти царя. Тогда лесной знатель Фердинанд Фокель провел посадку первых двух участков рощи, высадив здесь даурскую и сибирскую лиственницы.
Содержание учебного материала урока |
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный 1 мин | Отмечает отсутствующих. Приветствие, представление урока. Объяснение правил оценивания работы (карточки самооценки). | Слушают, задают вопросы по работе. Так как с карточками ученики сталкиваются не первый раз, то основными будут вопросы по дополнительным оценкам. |
Повторение 2 мин | Предлагает для закрепления материала обратный диктант по вариантам: Объясняет правила обратного диктанта. Начинает диктант с простого определения. Предлагает оценить работу друг друга в парах. | |
Целеполагание 5 мин | На слайдах презентации предлагает отгадать ключевое слово урока. Подсказками будут служить пройденные ранее термины. | | | | | 1 | г | р | и | б | | | | | | | | | | | | 2 | о | к | у | л | я | р | | | | | | | | | 3 | к | л | е | т | к | а | | | | | | | | 4 | я | д | р | о | | | | | | | | | | | | | | | 5 | с | п | о | р | а | | | | | | | | 6 | с | л | о | е | в | и | щ | е | | | | | | | | | | | 7 | м | х | и | | | | | | | | | | | | 8 | ц | е | л | ю | л | л | о | з | а | | | | | | | | 9 | н | а | б | л | ю | д | е | н | и | е | | 10л | и | ш | а | й | н | и | к | | | | | | | | | 11к | р | а | с | н | ы | е | | | | | | | | | | | 12 | м | и | ц | е | л | и | й | | | | | | | | Отгадывают кроссворд, получая бонусы: Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство. Часть микроскопа. Наименьшая часть всего живого. Хранитель наследственной информации. С помощьи этого размножаются плауны. Тело низшего многоклеточного растения. Группа споровых растений. Молекула, входящая в состав клеточной оболочки растительной клетки. Метод познания. Симбиоз грибов и одноклеточных водорослей. Группа водорослей. Грибница. Формулируют по отгаданному ключевому слову тему урока «Голосеменные». Формулируют цели урока. |
Систематизация знаний 3 мин | Предлагает вспомнить все пройденные группы растений и сначала самостоятельно заполнить Ступеньки. Поощряет самых быстрых учеников с правильным ответом, демонстрирует слайд с заполненными Ступеньками. | Заполняют Ступеньки, первые справившиеся с заданием получают бонусы. Анализируют свою работу и исправляют ошибки. |
Отработка понятий 4 мин | Формулирует задание: «Что такое голосеменные?». Озвучивает правильное определение: «Голосеменные – это группа высших растений, которые характеризуются наличием шишек с развивающимися семянами внутри, но не образующие цветков и плодов». Оценивает работу колонок карточками. Рассказывает про происхождение голосеменных. | Работа происходит в группах нарастающего состава, детям дана возможность подвигаться во время задания: сначала индивидуально (10 секунд), потом в парах (30 секунд), потом в малых группах (1 минута) и в конце концов колонкой (1 минута) ребята пытаются сформулировать определение. В конце задания ответственный от колонки формулирует общее определение, суммируются все высказывания и формулируется итоговое, которое записывают в тетрадь-конспект. Бонусы выдают всей колонке, которая оказалась ближе всего к правильному определению термина Голосеменные. |
Закрепление определения и представление нового материала 5 мин | Демонстрирует видео (часть №1) со звуком ставит вопросы по просмотренному видеофрагменту, оценивает ответы бонусами (с помощью чего размножаются голосеменные, какие у них есть преимущества перед споровыми, только ли хвоей представлены листья голосеменных?). Демонстрирует видео (часть №2) без звука с собственными комментариями, демонстрирует образцы мужских и женских шишек пока идет видео. | |
Актуализация жизненного опыта 4 мин | Является модератором беседы, используя слайды презентации в качестве подсказок. Обязательно затрагивает темы экологии, блокадного Ленинграда, историю основания Линдуловской рощи, если дети сами не рассказали об этом. | Заполняют карточку самооценки по мере развития беседы. При этом бонусы могут получить те, кто вспомнил самое интересное/оригинальное/малоизвестное применение хвойных в жизни человека и природе. |
Физкультминутка 1 мин | ПОТЕШКА нарастающей скорости, 4 раза: Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, в дырочку пар идет! Пар идёт в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, а крышечка на чайничке, в чайничке чай! | Пытаются правильно сделать упражнение, повторяя движения за учителем. При этом у учеников развивается внимательность, координация движений, улучшается настроение. |
Работа с текстом 7 мин | Предлагает по вариантам выполнить задание в карточке самооценки, используя текст выданных карточек. | Читают предложенный по вариантам текст (6 вариантов). Заполняют соответствующий раздел карточки самооценки. Эта часть проверяется учителем. |
Работа с образцами Работа в парах 6 мин | Предлагает рассмотреть предложенные образцы шишек и семян голосеменных растений. Объясняет, как в паре сделать работу по описанию шишек различных деревьев. | Слушают задание, задают вопросы. Работают с образцами шишек ели, сосны и лиственницы. Вносят полученные результаты в таблицу карточки самооценки. |
Закрепление 2 мин | Предлагает утверждения в стиле «ДА-НЕТ». Оценивает только первых и только дослушавших задание до конца. Верный ответ выделен: Папоротники более высокоорганизованы, чем голосеменные. Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист. Хвойные растения не распространены на территории нашей страны. В семенах запас питательных веществ больше, чем в спорах. Листья у большинства хвойных растений - узкие, игольчатые. Сосна - тенелюбива. Ель любит плодородную почву. У Лиственницы – хвоинки живут 5-6 лет. Можжевельник часто встречается в наших лесах. Образование семян – важный этап в эволюции растений. | Поднимают обе руки, если утверждение верно, не поднимают руки, если не верно. Настроение улучшается, т.к. задействована двигательная активность. |
Домашнее задание 1 мин | | Записывают в дневник домашнее задание. |
Рефлексия 4 мин | Учитель просит кратко ответить учащихся на вопросы в карточке самооценки: что было самым интересным на уроке и самым трудным. С помощью смайликов (раздает шаблоны шишек) просит оценить атмосферу на уроке. Собирает карточки самооценки, карточки-шишки. | Ученики мысленно анализируют все этапы урока, своё участие в работе и делятся своими впечатлениями. Рисуют смайлики и отвечают на вопросы. Прикрепляют свои ответы на заготовленную заранее елку. Сдают карточки самооценки и бонусные карточки-шишки. |
Рисунки
№1 КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ
ФИ _________________________________ Оценка: 3 = 9-13 обязательных баллов, 4 = 14 - 17, 5 = 18 - 20 Бонус – количество шишек – дополнительная оценка по желанию | Виды баллов (максимум за задание) |
ОБРАТНЫЙ ДИКТАНТ, вариант______, проверял _____________ 1 ____________________________ 2 ____________________________ 3 ____________________________ 4 ____________________________ 5 __________________________ | Обязательное (5) за диктант Обязательное (2) за проверку |
КРОССВОРД | Бонус |
ЦЕЛЬ УРОКА | Бонус за формулировку |
Голосеменные - определение | Бонус всей колонке |
СТУПЕНЬКИ | Бонус первым 3 |
ПРИМЕНЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ (по 2 примера) Медицина Строительство Другое | Обязательное (5) |
РАБОТА С ТЕКСТОМ, растение _________________ | Обязательное (5) |
1 Отношение к свету | |
2 Отношение к почве | |
3 Способ распространения семян | |
4 Форма кроны | |
5 Продолжительность жизни хвоинок | |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ____________ Размер шишки______________ см Форма шишки______________ Форма чешуи шишки_________________ | Обязательное (3) |
ДА-НЕТ: только самый первый ответ после высказывания учителя | Бонус |
Оцени свою работу на уроке одним цветочным словом! | |
Какое задание было самым интересным, а какое самым трудным | |
№2 дидактические материалы ученика и учителя
Карточки-бонусы в виде шишек для учителя
Плакат для рефлексии
Наборы для выполнения лабораторной работы, образцы шишек и хвои
Дидактические карточки для работы с текстом (пример)
№3 Ступеньки
Расставь термины от общего понятия (изучаемое царство), до частных понятий (группы изучаемых растений в текущей главе учебника): папоротники, бурые, семенные, водоросли, низшие, растения, споровые, мхи, красные, голосеменные, покрытосеменные, хвощи, зеленые, одноклеточные, плауны, многоклеточные, высшие.
| | | | Растения | | | | | |
| | | низшие | высшие | | | | |
| | водоросли | споровые | семенные | |
| многоклеточные | одноклеточные | мхи | плауны | хвощи | папоротники | голосеменные | покрытосеменные |
зеленые | бурые | красные | зеленые | | | | | | |
Список литературы
Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11классы. – М.: Дрофа, 2009 (авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов)
Пасечник В.В. ««Биология. Бактерии. Грибы. Растения»». 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2017;
Видео «Отдел Голосеменные», https://www.youtube.com/watch?v=JugWXP2aDDY
Новоженова, М.В. Развитие навыков систематизации материала от частного к общему. // журнал «Физика. Все для учителя.»., – Издательская группа «Основа», – 2015г., №3(51).
3