СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Голосеменные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным замыслом урока было создать условия для формирования умений структурировать и систематизировать информацию из разных источников (текст, видео, гербарные образцы) в рамках рассмотрения абсолютно нового для детей материала. Содержание урока также направлено на формирование духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ходе урока организована межпредметная связь с уроками экологии, истории Санкт-Петербурга и истории России.

Особенность урока заключается, во-первых, в уникальной выстроенной системе оценивания. Во-вторых, в частой смене видов деятельности учащихся: работа с текстом, гербарными образцами, систематизация понятий. При этом постоянно меняются формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, группа нарастающего состава. Это позволяет все время удерживать внимание детей. На уроке применяются и разные обучающие технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегающая, элементы ТРКМ, авторский прием Ступеньки. Важно отметить, что инструментом формирующего оценивания учащихся является рефлексия, представленная в двух видах – эмоциональная и качественная.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Голосеменные»

Методическая разработка урока «Голосеменные»

Класс – 5; Предмет – биология; УМК Пасечник В.В. [1,2]

Глава – Царство Растения; Тип урока – открытие новых знаний/

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новой группой растений, особенностями строения голосеменных растений и их многообразием

  • отработать навыки логического мышления и работы с текстом

  • продолжить формирование умения работать с образцами живой природы

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке: разнообразие методов контроля на уроке реализует функцию учителя по управлению учебной деятельностью учеников. Они позволяют проводить комплексную оценку результатов как усвоения предметных аспектов, так и предполагают оценивание метапредметных результатов с учетом личностного развития. Разнообразие методов оценивания также положительно влияет на сознание обучающихся, когда кроме традиционной пятибалльной системы оценивания конкретного задания, есть возможность зарабатывать бонусы/баллы на протяжении всего урока. Это стимулирует детей активнее работать на уроке, дает возможность проявить себя в разных видах деятельности и при этом повлиять на собственную успеваемость. Балльная градация также готовит детей к государственной итоговой аттестации.

Система оценивания в рамках представленного урока выстраивается таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность с самого начала урока, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. При этом предложена обязательная часть заданий для оценивания и бонусная, где ученик может проявить свои личностные качества в течение всего урока и даже выбрать оценку. Для того, чтобы критерии оценивания были понятны учащимся, на регулярной основе на уроках применяются карточки самооценки, представленные на рисунке [1]. В ней четко прописаны критерии оценивания заданий и градация выставления оценок. Эти карточки сдаются учителю в конце урока, и ученик понимает уже к моменту проведения рефлексии, как он поработал на уроке. Методы самоконтроля используются учеником прежде всего при выполнении заданий на время, что также поощряется бонусными баллами.

Для ученика в рамках такого оценивания появляется возможность вариативного выбора выставления бонусной оценки: он сам может выбрать, ставить ему или нет бонусную оценку, если он заработал не 5, а 4 или 3 бонуса. Оценивание в 3 или 4 балла в журнал становится тоже престижным, ведь это бонусы и показатель активности на уроке. Слабые ученики в этот момент начинают чувствовать уверенность в своих силах. В то же время сильным ученикам дана возможность избежать плохой (4!) для них оценки. Важно отметить, что инструментом формирующего оценивания учащихся является рефлексия, представленная в двух видах – эмоциональная и качественная.

Образовательные результаты урока:

Предметные: повторить основные определения, ввести и закрепить новые понятия, уметь работать с образцами живой природы.

Метапредметные:

Коммуникативные: уметь согласовывать действия в паре, группе, тренироваться устно формулировать определения по теме.

Регулятивные: уметь распределять рабочее время; выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии повторения и рефлексии); продолжить формирование навыков и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей.

Познавательные: уметь систематизировать материал от общего к частному, уметь переводить текст в символьную форму (таблица).

Личностные: осознать необходимость учения, осознавать необходимость ценить и беречь растения, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, развить духовно-нравственные ценности восприятия растений и их роли на Земле, ценить историю России и ее великих деятелей, работать над осознанием ответственности за общее дело, понимать свой индивидуальный вклад, учиться выражать и отстаивать свое мнение.

Образовательная среда урока

  • у учителя: презентация, видео [3], бонусы в виде шишек, плакат для рефлексии.

  • у ученика: учебник, тетрадь-конспект, карточки самооценки, образцы шишек ели, сосны, лиственницы, кипариса, мужских и женских шишек сосны обыкновенной, дидактические карточки с описанием представителей голосеменных, рисунок [2], Ступеньки - рисунок [3].

Технологии, применяемые на уроке: элементы ТРКМ (игра да-нет), технология здоровьесбережения (физкультминутка, задания с двигательной активностью), ИКТ-технологии (работа с презентацией и видео фрагментом), авторский прием Ступеньки [4]. Важным элементом методической разработки является использование авторского приема Ступеньки. Этот прием метапредметный, с его помощью автором систематизируются понятия не только на уроках биологии, но и физики, внеурочных занятиях. Системное использование Ступенек развивает способность к выстраиванию иерархии понятий от частного к общему и наоборот. Дети работают с ним практически с первых уроков биологии в 5 и 6 классах, продолжают и закрепляют на уроках физики.

Формы работы: работа в парах, индивидуально, группах нарастающего состава.

Формируемые УУД в рамках данного урока позволяют:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

  • осуществлять самоконтроль; аргументировать свою точку зрения; определять уровень самооценки; работать в группе.

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой; представлять информацию в сжатом виде.

На этапе актуализации жизненного опыта затрагивается очень важные межпредметные связи. Основными подсказками служат фотографии на слайдах презентации. В рамках беседы учитель в фронтальной беседе с детьми выступает модератором и наводит на экологические проблемы вырубки тайги, замену символа нового года ели на ее искусственную копию, др.

Обязательно при обсуждении медицины (скипидар, эфирные масла) детям кратко рассказывают авитаминоз в блокадном Ленинграде, про цингу, ее лечение настоями из лапок хвойных растений. Дети с помощью иллюстраций представляют, как каждое утро истощенные женщины блокадного города тянулись в лес, состригали хвойные лапки, набивали ими мешки и на колясках, санках, лошадях переправляли на заготовительные пункты. Это был тяжелый труд. Военный Совет фронта дал женщинам-заготовщицам тыловой армейский паек.

При обсуждении темы использования древесины в строительстве обязательно делается краткий обзор и историческая справка про кораблестроение в эпоху Петра Великого. Не все знают, что корабельный лес «про запас» решили выращивать в Ленинградской области, в Линдуловской роще. Почти триста лет назад Петр I приказал основать место для выращивания корабельного леса, и тогда же здесь были высажены первые семена лиственницы, собранные в Архангельской губернии. Однако, годом основания рощи считается 1738, уже после смерти царя. Тогда лесной знатель Фердинанд Фокель провел посадку первых двух участков рощи, высадив здесь даурскую и сибирскую лиственницы.

Содержание учебного материала урока

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Организационный

1 мин

Отмечает отсутствующих. Приветствие, представление урока. Объяснение правил оценивания работы (карточки самооценки).

Слушают, задают вопросы по работе. Так как с карточками ученики сталкиваются не первый раз, то основными будут вопросы по дополнительным оценкам.

Повторение

2 мин

Предлагает для закрепления материала обратный диктант по вариантам:

  • Объясняет правила обратного диктанта.

  • Начинает диктант с простого определения.

  • Предлагает оценить работу друг друга в парах.

  • Пишут диктант

      1. 1 вариант: низшие растения, царство Растения, хламидомонада, хвощ, мох.

      2. 2 вариант: высшие растения, царство Бактерии, хлорелла, плаун, папоротник.

  • Меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Результат фиксируют в карточки самооценки.

Целеполагание

5 мин

На слайдах презентации предлагает отгадать ключевое слово урока. Подсказками будут служить пройденные ранее термины.






1

г

р

и

б












2

о

к

у

л

я

р









3

к

л

е

т

к

а








4

я

д

р

о















5

с

п

о

р

а








6

с

л

о

е

в

и

щ

е











7

м

х

и












8

ц

е

л

ю

л

л

о

з

а








9

н

а

б

л

ю

д

е

н

и

е


10л

и

ш

а

й

н

и

к









11к

р

а

с

н

ы

е











12

м

и

ц

е

л

и

й








  • Отгадывают кроссворд, получая бонусы:

    1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.

    2. Часть микроскопа.

    3. Наименьшая часть всего живого.

    4. Хранитель наследственной информации.

    5. С помощьи этого размножаются плауны.

    6. Тело низшего многоклеточного растения.

    7. Группа споровых растений.

    8. Молекула, входящая в состав клеточной оболочки растительной клетки.

    9. Метод познания.

    10. Симбиоз грибов и одноклеточных водорослей.

    11. Группа водорослей.

    12. Грибница.

  • Формулируют по отгаданному ключевому слову тему урока «Голосеменные».

  • Формулируют цели урока.

Систематизация знаний

3 мин

Предлагает вспомнить все пройденные группы растений и сначала самостоятельно заполнить Ступеньки. Поощряет самых быстрых учеников с правильным ответом, демонстрирует слайд с заполненными Ступеньками.

  • Заполняют Ступеньки, первые справившиеся с заданием получают бонусы.

  • Анализируют свою работу и исправляют ошибки.

Отработка понятий

4 мин

  • Формулирует задание: «Что такое голосеменные?».

  • Озвучивает правильное определение: «Голосеменные – это группа высших растений, которые характеризуются наличием шишек с развивающимися семянами внутри, но не образующие цветков и плодов».

  • Оценивает работу колонок карточками.

  • Рассказывает про происхождение голосеменных.

Работа происходит в группах нарастающего состава, детям дана возможность подвигаться во время задания: сначала индивидуально (10 секунд), потом в парах (30 секунд), потом в малых группах (1 минута) и в конце концов колонкой (1 минута) ребята пытаются сформулировать определение. В конце задания ответственный от колонки формулирует общее определение, суммируются все высказывания и формулируется итоговое, которое записывают в тетрадь-конспект. Бонусы выдают всей колонке, которая оказалась ближе всего к правильному определению термина Голосеменные.

Закрепление определения и представление нового материала

5 мин

  • Демонстрирует видео (часть №1) со звуком ставит вопросы по просмотренному видеофрагменту, оценивает ответы бонусами (с помощью чего размножаются голосеменные, какие у них есть преимущества перед споровыми, только ли хвоей представлены листья голосеменных?).

  • Демонстрирует видео (часть №2) без звука с собственными комментариями, демонстрирует образцы мужских и женских шишек пока идет видео.

  • Смотрят видеофрагменты.

  • Отвечают на вопросы, зарабатывая бонусы.

  • Рассматривают предложенные образцы.

Актуализация жизненного опыта

4 мин

Является модератором беседы, используя слайды презентации в качестве подсказок. Обязательно затрагивает темы экологии, блокадного Ленинграда, историю основания Линдуловской рощи, если дети сами не рассказали об этом.

Заполняют карточку самооценки по мере развития беседы. При этом бонусы могут получить те, кто вспомнил самое интересное/оригинальное/малоизвестное применение хвойных в жизни человека и природе.

Физкультминутка

1 мин

ПОТЕШКА нарастающей скорости, 4 раза:

Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, в дырочку пар идет!

Пар идёт в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, а крышечка на чайничке, в чайничке чай!

Пытаются правильно сделать упражнение, повторяя движения за учителем. При этом у учеников развивается внимательность, координация движений, улучшается настроение.

Работа с текстом

7 мин

Предлагает по вариантам выполнить задание в карточке самооценки, используя текст выданных карточек.

Читают предложенный по вариантам текст (6 вариантов). Заполняют соответствующий раздел карточки самооценки. Эта часть проверяется учителем.

Работа с образцами

Работа в парах

6 мин

  • Предлагает рассмотреть предложенные образцы шишек и семян голосеменных растений.

  • Объясняет, как в паре сделать работу по описанию шишек различных деревьев.

  • Слушают задание, задают вопросы.

  • Работают с образцами шишек ели, сосны и лиственницы.

  • Вносят полученные результаты в таблицу карточки самооценки.

Закрепление

2 мин

Предлагает утверждения в стиле «ДА-НЕТ». Оценивает только первых и только дослушавших задание до конца. Верный ответ выделен:

  • Папоротники более высокоорганизованы, чем голосеменные.

  • Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.

  • Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.

  • В семенах запас питательных веществ больше, чем в спорах.

  • Листья у большинства хвойных растений - узкие, игольчатые.

  • Сосна - тенелюбива.

  • Ель любит плодородную почву.

  • У Лиственницы – хвоинки живут 5-6 лет.

  • Можжевельник часто встречается в наших лесах.

  • Образование семян – важный этап в эволюции растений.

Поднимают обе руки, если утверждение верно, не поднимают руки, если не верно. Настроение улучшается, т.к. задействована двигательная активность.

Домашнее задание

1 мин

  • Параграф 23, словарь.

Записывают в дневник домашнее задание.

Рефлексия

4 мин

  • Учитель просит кратко ответить учащихся на вопросы в карточке самооценки: что было самым интересным на уроке и самым трудным.

  • С помощью смайликов (раздает шаблоны шишек) просит оценить атмосферу на уроке.

  • Собирает карточки самооценки, карточки-шишки.

  • Ученики мысленно анализируют все этапы урока, своё участие в работе и делятся своими впечатлениями.

  • Рисуют смайлики и отвечают на вопросы.

  • Прикрепляют свои ответы на заготовленную заранее елку.

  • Сдают карточки самооценки и бонусные карточки-шишки.



Рисунки

1 КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ

ФИ _________________________________

Оценка: 3 = 9-13 обязательных баллов, 4 = 14 - 17, 5 = 18 - 20

Бонус – количество шишек – дополнительная оценка по желанию

Виды баллов (максимум за задание)

  1. ОБРАТНЫЙ ДИКТАНТ, вариант______, проверял _____________

  2. 1 ____________________________ 2 ____________________________

  3. 3 ____________________________ 4 ____________________________

  4. 5 __________________________

Обязательное (5) за диктант

Обязательное (2) за проверку

  1. КРОССВОРД

Бонус

  1. ЦЕЛЬ УРОКА

Бонус за формулировку

  1. Голосеменные - определение

Бонус всей колонке

  1. СТУПЕНЬКИ

Бонус первым 3

ПРИМЕНЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ (по 2 примера)

Медицина

Строительство

Другое

Обязательное (5)

РАБОТА С ТЕКСТОМ, растение _________________

Обязательное (5)

1 Отношение к свету


2 Отношение к почве


3 Способ распространения семян


4 Форма кроны


5 Продолжительность жизни хвоинок


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ____________

Размер шишки______________ см

Форма шишки______________

Форма чешуи шишки_________________

Обязательное (3)

  1. ДА-НЕТ: только самый первый ответ после высказывания учителя

Бонус

Оцени свою работу на уроке одним цветочным словом!


Какое задание было самым интересным, а какое самым трудным




2 дидактические материалы ученика и учителя

Карточки-бонусы в виде шишек для учителя

Плакат для рефлексии

Наборы для выполнения лабораторной работы, образцы шишек и хвои

















Дидактические карточки для работы с текстом (пример)

3 Ступеньки













































Расставь термины от общего понятия (изучаемое царство), до частных понятий (группы изучаемых растений в текущей главе учебника): папоротники, бурые, семенные, водоросли, низшие, растения, споровые, мхи, красные, голосеменные, покрытосеменные, хвощи, зеленые, одноклеточные, плауны, многоклеточные, высшие.






Растения









низшие

высшие







водоросли

споровые

семенные



многоклеточные

одноклеточные

мхи

плауны

хвощи

папоротники

голосеменные

покрытосеменные

зеленые

бурые

красные

зеленые









Список литературы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11классы. – М.: Дрофа, 2009 (авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов)

  2. Пасечник В.В. ««Биология. Бактерии. Грибы. Растения»». 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2017;

  3. Видео «Отдел Голосеменные», https://www.youtube.com/watch?v=JugWXP2aDDY

  4. Новоженова, М.В. Развитие навыков систематизации материала от частного к общему. // журнал «Физика. Все для учителя.»., – Издательская группа «Основа», – 2015г., №3(51).

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!