МКОУ «Островновская СОШ»
Конспект
открытого урока по русскому языку
«Падеж имен прилагательных»
4 класс
Учитель начальных классов:
Ерофеева Ольга Александровна
с. Суслово.
Тема: «Падеж имен прилагательных». Дата: 19.01 2022г.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: Сформировать знания, умения и навыки обучающихся по теме «Падеж имени прилагательного»
Задачи:
Образовательная: формировать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Коррекционная: Развивать межполушарные связи, развивать внимание, память мышление.
Воспитательная: воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку, культуру общения и поведения.
Здоровьесберегающая: развитие крупной моторики тела.
Оборудование: учебник «Русский язык-4кл»- 2 ч./ В.П. Канакина , В. Г. Горецкий, тетрадь, пенал с принадлежностями, презентация, образцы соединения букв, карточки, таблица «Падежи», словарь Ожегова.
Ход урока:
1.Оргмомент
Ребята, вы готовы начать урок?
«Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам прийти!»
-Садитесь, ребята. Начнём урок. Прочитайте слова «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют». М.Ломоносов. Как вы понимаете данное выражение? Слайд 2.
-Ребята, откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Слайд 3
II. Актуализация имеющихся знаний
Пальчиковая гимнастика
Минутка чистописания: Игра «4-й лишний»
Белка, баран, берёт, белёк
Больной, босой, беговой, белизна
«Найдите одинаковый звук» в словах Слайд 4 === будем прописывать Бб бб (вывесить образец)
Анаграммы (полученное слово должно начинаться с буквы Б )
Бадан (банда), банка (кабан), бокал (колба), бантик (батник), баня (баян).
Слайд 5 (слайд 6 - проверка)
- Есть ли слова, значение которых вы не знаете? Давайте обратимся к словарю Ожегова (батник–приталенная рубашка или кофта с отложным воротником и застёжкой на планке )
- Составьте 2 предложения с любым образованным словом: 1 предложение, чтобы это слово было главным членом предложения, 2- второстепенным. Сделайте синтаксический разбор предложений самостоятельно (2 ученика у доски.)
3)
- Предлагает прочитать стихотворение на слайд 7 Что необычного? (задания выполняют устно, кроме разбора по составу)
1 - к первой и четвертой строчкам подобрать сущ. ( небо, платье) слайд 8
2 - разобрать по составу слова шестой строчки (сахарное, малиновое)
3 – к словам тринадцатой строчки подобрать синонимы (лесные-лесопарк, лесополоса; грибные-грибок, грибковый; походные-полевой, прогулоччный.)
4 – к словам двенадцатой строки подобрать антонимы ( летние- зимние, прошлогодние – нынешные)
-Интересно, как «прикладываются», как связываются имена прилагательные с именами существительными, и есть ли в их связи какая-то закономерность?
-Сегодня на уроке мы выступим в роли исследователей и продолжим открывать особенности этой части речи.
III. Формулирование проблемы
- Откройте учебник на с. 10. слайд 9
- Попробуйте, опираясь на эту таблицу сформулировать тему урока.
-Значит, цель нашего урока…
-Давайте составим план урока, который поможет нам ответить на основной вопрос.
-Что мы сейчас с вами делали?
- Узнать, как изменяются имена прилагательные.
Дети вместе с учителем составляют план.
Возможный вариант: слайд 10
1.Что такое имя прилагательное?
2.С какой частью речи оно связано?
3.Как изменяется?
4. Выводы
Физминутка слайд 11
«Какой? Какая? И какое?», - шагаем
Дружно хором повторяем.
Мы вопросы эти знаем. – плечи поднимаем, опускаем
И на них мы отвечаем:
«Какой?» - классный наш урок, -руки вверх
«Какая?» - классная доска,
«Какое?» - классное настроение - руки вниз
У меня, и у тебя.
Прилагательные знаем, - шагаем
Хором дружно повторяем:
«Не забудем никогда
Эти классные слова!»
IV. «Открытие» новых знаний
1. Что вам уже известно об изменении имён прилагательных? (Изменяются по числам, а в ед.числе и по родам).
Докажите.
- От чего зависит род и число прилагательных?
- Вспомните, как изменяется имя существительное.
- Что значит изменить по числам и падежам?
- Раз прилагательное так тесно связано с существительным, то, что можно предположить?
Сформулируйте гипотезу, предположение
Пробуют просклонять одно прилагательное… сущ + прил (СВОЁ, 1 вариант в ед.числе, второй вариант – во мн.числе)
-Наблюдения сосновая шишка, сосновые шишки (2 ученика у доски). слайд 12
-Все согласны?
-Одинаковые или разные окончания имён прилагательных вы написали при склонении?
-От чего это зависит?
-Какой вывод вы можете сделать?
-Так как же согласуются, т.е. как связаны имена прилагательные и имена существительные?
2. Работа по учебнику
стр. 11 упр.17 1 пара - овощной суп, 2 пара – ночное небо, 3 пара – земная кора.
стр 11 упр 18 – по заданию ( + морфологический разбор слова «инеем») ( для слабых учеников – Памятка 1 в учебнике стр. 146)
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-Обмен работами, проверка.
-Наши выводы подтверждаются?
2.Закрепление нового знания.
Физминутка для глаз (видео)
Карточка слайд 13
Зимние каникулы я провел у дяди Сережи. Однажды мы вышли из лесной сторожки. Ночью занесло лес пушистым снегом. Надо расчистить тропинку к сторожке. Весело работать вместе. А потом на лыжах скользить по гладкой дорожке. Над нами синее небо. С него глядят лучи солнца. Красивы деревья в зимней одежке. Задень ветку – и полетит тебе в лицо мягкий снежок.
-Выпишите из текста словосочетания сущ. (x) + прил. , укажите род, число, падеж, выделите окончания в сущ. и прил.
-Как мы это будем делать? слайд 14
Образец записи: каникулы (какие?) зимние; сторожке (какой?) лесной….
V.Итог урока. Рефлексия
-Вот и подходит к концу наш урок. Какие задачи перед нами стояли? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока). По вашему мнению, цель урока достигнута?
- Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное. Учитель записывает слова на доске.
Урок (какой?)…( Отличный, хороший или плохой, скучный или интересный, бесполезный или поучительный…)
-Всем спасибо за плодотворную работу! Вы хорошо потрудились. Приобрели новые знания.
Домашнее задание - стр 12 упр 20 , стр 11-12 – выучить правила Слайд 15