Интегрированный урок по литературе и истории
«Исторические образы в литературе»
Звучит увертюра (начало) из оперы «Иван Грозный» Прокофьева
Под музыку демонстрируется слайд-шоу портретов Грозного различных художников
После ребятам задается вопрос: вы узнали, какая историческая личность изображена на портрете? ответы ребят
Выступления ребят, читают отрывок из «Песни о купце Калашникове»
3 ученика по ролям
1) И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо своё.
Как возговорил православный царь:
2) «Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волей или нехотя
Ты убил мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
3) «Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольною волей,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Прикажи меня казнить – и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью..».
2) «Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.
Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, безпошлинно.
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью..»
Ученик. Прозвучал отрывок из поэмы «Песня про… купца Калашникова».
Она была написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 30х годах 19 века. В поэме Лермонтов возвращается в историческое прошлое, чтобы разобраться в настоящем. Ведь жил поэт в период правления Николая I — императора, которого называли «настоящим деспотом» и «Николаем Палкиным» - кстати, это прозвище пришло из русской литературы, его автор - Лев Николаевич Толстой.
Просмотр видеофильма «Москва 16 века»
Ученик. XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. 25 лет дружины опричников, с притороченными к седлам собачьими головами и метлами, наводили ужас на русские города.
Ученик. Иван Грозный, с детства столкнувшийся с предательством и жестокостью, не доверял никому, только своему войску -опричникам
Ученик.
В стране царь выстроил дворцы –
Ряды палат просторных,
Где все вершили молодцы
В своих кафтанах черных.
Засучивая рукава,
Они брались со страстью
За все. На что им дал права
Сам царь своею властью.
И в знак отличья – у седла
Метла и пёсья голова
С оскаленною пастью.
Измену грызла пёсья пасть,
Метла врагов сметала,
И каждый мог пропасть,
И сколько пропадало!
Учитель истории. 16 век, эпоха Грозного, это средневековье: время религиозных фанатиков, юродивых, жестокой борьбы за власть боярских кланов. Никто, даже царь, не мог рассчитывать на безопасность и спокойную жизнь. Тяжкий физический труд, никакой медицины, постоянные войны с соседними странами, невежество и жестокость — вот что окружало людей с самого детства. Человеческая жизнь ничего не стоила, средняя продолжительность жизни составляла 35 лет. Чтобы держать бояр и народ в повиновении, царям приходилось править, надеясь только на силу и Бога.
Учитель литературы. Но вернемся к жуткой и сказочной истории, написанной Лермонтовым.
Ученик. Представим, что мы находимся в белокаменных палатах царя на пиру. Один из его любимых опричников Кирибеевич опустил головушку. Царь нахмурил брови черные и обратился к нему с вопросами, или думу он затаил нечестивую, или славе завидует, или служба честная прискучила.
Ученик. Кирибеевич рассказал царю о причине его грусти, но утаил, что его зазнобушка - мужняя жена, ведь такое нарушение правил «Домостроя» царь бы точно не одобрил.
Ученик. Что испытывает Кирибеевич к Алене Дмитриевне: страсть или глубокое чувство? И не возникают ли у нас сомнения в искренности чувств Кирибеевича? ….
Ученик. Но завязка готова, действие уже зародилось. Любовь Кирибеевича… страсть сильной натуры… для этого человека не существует середины: или получить или погибнуть, но безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в царе Иване Грозном. С другой стороны удалой купец Калашников, вставший на защиту чести своей семьи.
Ученик. Эти две силы схлестнутся. С одной стороны - опричник, у которого всесильный покровитель, с другой - купец, на стороне которого честь, праведный гнев против обидчика. Калашников не даст себя в обиду, он хорошо знает, в чем его достоинство и честь. Нет у него такого покровителя, как у Кирибеевича, он сам себе защитник и судья.
Ученик. Читают обращение к братьям
Ученик. И вот он - поединок! ЧЕСТЬ против БЕСЧЕСТИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО против ПРОИЗВОЛА.
Демонстрация слайд-шоу иллюстраций к произведению под музыку Прокофьева.
Ученик. И боя, после своей победы Степан Парамонович не сказал всей правды, не попытался спасти свою жизнь. Ведь честь дороже жизни!
Учитель литературы. Почему, несмотря на то, что Калашникова казнили «смертью лютою, позорною», народ поёт ему славу? Потому что при всей дикости и варварстве средневековья в народе всегда жила мечта о свободе, о торжестве справедливости. А того, кто восставал против зла и жестокости властей, чтили как героев.
Ученик. Михаил Юрьевич Лермонтов создал в «Песне о купце Калашникове» неповторимые образы эпохи Ивана Грозного, строки из этой поэмы действительно стали песней, её поют и разносят по свету, а это значит, что она вошла в память нашего народа, стала духовным достоянием нации.
Ученик. Но образы купца и опричников вымышленные , а вот царь в поэме - реальная историческая личность. И Лермонтов не щадит своего героя: он страшен в гневе, болезненно мнителен и подозрителен. И в то же время есть в нем величественность, масштабность.
Учитель литературы:
Ребята, посмотрите на картину М.В.Васнецова “Иван Грозный”. Удалось ли художнику передать “грозность” царя? (Ответы учащихся).
Вы правы, царь показан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках. Он смотрит на нас как бы сверху. Все это создает впечатление величественности царя. Он запечатлен на полотне как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей.
Ученик. Образ грозного царя привлекал художников и поэтов, композиторов и режиссеров. В 1944 году великий советский режиссер Эйзенштейн закончил съемки 1 серии художественного фильма Иван Грозный.
Демонстрация отрывка (Молодость царя)
Учитель истории. Первая часть фильма чрезвычайно понравилась руководителю СССР Иосифу Сталину, как вы думаете ребята, почему?
Ответы ребят
Учитель истории. А вот вторую часть Сталин запретил к показу. Почему? Думаю вы поймете.
Демонстрация отрывка (Финал фильма)
Ученик. И вновь кинематографический образ Ивана Грозного перекликается с литературным послушайте отрывок из романа В. Костылева “Иван Грозный”
Ученик. “Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоявшую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам - высокий, слегка сутулый, сухой, с желтым морщинистым лицом! Большой крючковатый заострённый нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ, вместе со всей мрачной осанкой его фигуры, привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдалённых уездов пушкарей. Тут же вспомнилось и всё то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе.”
Учитель литературы. Ребята, а каким Вам запомнился образ Ивана Грозного из уроков литературы и истории?
Учитель литературы. Более 400 лет отделяют нас от эпохи Ивана Грозного, но благодаря искусству, через образы, созданные великими российским поэтами, режиссерами, композиторами, мы вновь и вновь можем окунуться в нашу историю и каждый из нас найдет в ней что-то свое: интересное и поучительное, загадочное и увлекательное.