СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный урок литературы (открытый урок) 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Мужество в годы Великой Отечественной войны в лирике поэтов-фронтовиков (А. Суркова, К. Симонова и других).

Цели урока: познакомить учащихся с биографией и лирикой поэтов-фронтовиков, сформировать понятие о взаимосвязи исторических событий и литературного процесса; развивать навыки работы с поэтическим текстом, интонационную выразительность; воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную страну и её героев.

Задачи урока:

  • Предметные (формирование системы знаний по теме Великой Отечественной войны; обеспечение глубокого понимания творчества поэтов-фронтовиков; овладение навыками самопрезентации по решению учебных задач
  • Метапредметные (ставить цели и задачи к уроку; планировать способы и пути достижения учебных целей; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; оценивать правильность выполнения задач; уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы; получать информацию в результате смыслового прочтения текста; использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.
  • Личностные (воспитание патриотизма и любви к Родине; формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны; готовность к самообразованию и саморазвитию; обучение навыкам коммуникативной компетентности)

Класс: 7

Тип урока: урок усвоения новых знаний, метапредметный урок.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, тексты стихотворений «Священная война», «Жди меня», «В землянке».

Ход урока

  1. Чтение эпиграфа.

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в  отряд,

И ждем приказа нового.

И пусть

Не думают, что мертвые не слышат, 

Когда о них потомки говорят.                       

Это строки из стихотворения Николая Майорова, поэта, который в октябре 1941 года ушел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году у деревни Баранцево Смоленской области.

  1. Постановка темы и целей урока.

В годы Великой Отечественной войны воевали все. В том числе – поэты и писатели. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? (ответ).

Сегодня мы с вами будем говорить о лирике поэтов-фронтовиков. Людей, которые сами испытали ужасы войны, прошли сквозь неё – и пронесли в груди самое ценное и святое: русское слово.

Взгляните на слайд и закончите фразу: «Сегодня на уроке мы хотим…» (отвечают). Итак, мы определились с целями сегодняшнего урока.

3. Актуализация знаний, умений и навыков

3.1. Составление ассоциативного ряда. Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужества. Подумайте, пожалуйста, и скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «мужество». Давайте составим из них облако ассоциаций. (Учитель записывает слово «мужество» на доске, а затем вокруг записывает с помощью учеников возникшие ассоциации).

3.2. Усвоение новых знаний

Как много ассоциаций у нас возникло. Действительно, мужество – это то общее, что характеризовало всех людей в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.

С первых дней войны создавались замечательные стихотворения, настоящие произведения искусства. Многие из них стали песнями. Существует песня, которая с самых первых дней войны провожала солдат в бой. Песня-гимн, песня-призыв, песня-крик души и сердца. Как вы думаете, о какой именно песне я говорю? (Ответы учеников)

3.3. Работа со «Словарем настроений». Верно, это песня «Священная война». Давайте с вами прослушаем её, а затем вам предстоит выполнить задание. (Звучит песня «Священная война»). Перед вами – словарь настроений. Посмотрите на него, пожалуйста, и выберите те, которые соответствуют настроению прослушанного произведения. (Ответы учащихся) А теперь те, которые соответствуют вашему собственному настроению после прослушивания. (Ответы учащихся).

У песен, как и у людей, есть своя судьба. Конечно, есть она и у песни «Священная война». Текст песни был написан Василием Лебедевым-Кумачем и опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда». 25 июня 1941 года к ней написал гениальную музыку композитор Александр Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, а вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Это было 26 июня 1941 года.

Вот как это было по воспоминаниям современников: «С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Очень многие молодые студенты ушли на фронт прямо со студенческой скамьи. Так появилась поэзия фронтового призыва. Этот период в литературе – период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план. Поэт Алексей Сурков в это время писал: «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…».

Такие стихи действительно появились. Они были разными – лирическими, героическими – но все они звали в бой, звали на подвиг.

Работа в тетради: Запишите, пожалуйста: Лирика о Великой Отечественной войне. Поставьте две стрелочки. Она делится на военную (1941-1945) и послевоенную (1945 до наших дней).

            Военная

Послевоенная

(1941-1945)

Основной мотив – душевный настрой на борьбу с  на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

            (1945 год – наши дни)

Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами.

Как вы думаете, к какой лирике относится стихотворение «Священная война», к военной или послевоенной? Докажите свою точку зрения. (Ответы учеников)

4.Анализ стихотворений

4.1. Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня»

Солдаты уходили в бой, веря, что победа обязательно будет за нами. Они писали не только стихотворения-призывы, но и стихотворения, в которых обращались к своим близким, родным и любимым. У вас на партах лежат тексты двух стихотворений, написанных разными людьми, поэтами Константином Симоновым и Алексеем Сурковым.

Давайте с вами обратимся к тексту стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Константина Симонова. Для начала прослушаем это стихотворение в исполнении Сергея Безрукова. (Ученики слушают аудиозапись)

Константин Симонов родился в 1915 году. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

Вопросы для учеников:

- Скажите, пожалуйста, от чьего лица ведется повествование в стихотворении «Жди меня»? (От имени автора)

- Как вам представляется лирический герой этого стихотворения? Какой он человек? Какие чувства у него в душе? (Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта)

- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства.

- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?

- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?

- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать?

- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой?

- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение?

- Какие средства худ. выразительности использует автор?

- Теперь давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно. (Чтение стихотворения учащимися)

- И снова воспользуемся нашим «Словарем настроений» Какое настроение у вас возникло во время прочтения этого стихотворения? Как вы думаете, а какое настроение было у лирического героя? У автора?

4.2. Анализ стихотворения А. Суркова «В землянке»

А теперь мы с вами взглянем на стихотворение Алексея Суркова. Это стихотворение – тоже послание любимой женщине, и называется оно «В землянке». «В землянке» – стихотворение, которое автор не собирался публиковать. Это были несколько стихотворных строчек, написанных в письме жене. Однажды композитор Константин Листов обратился к Суркову: «Нет ли у тебя что-нибудь певческого?» На что Сурков ответил: «Костюша, «что-нибудь» — нет. А вот я написал тут один стишок — письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится...»  

Листов прочел. Строки, написанные в письме жене, потрясли его. Он действительно увидел, что это стихотворение написано в белоснежных снегах под Москвой в ноябре 1941 года. Тогда, через неделю появившись в редакции газеты, Листов пришел и попросил гитару, сел и спел песню. Композитор не был уверен, что песня получилась. Ему казалось, что в этот момент нужно писать героические песни, песни, зовущие к подвигу, а это получилась лирическая и даже грустная песня. Но песня стала очень популярной среди фронтовиков. Фронтовики писали и говорили: «Мы-то действительно понимаем, что смерть ходит рядом, что до нее действительно 4 шага».

«Землянка» – песня лирическая, даже грустная, но не уныние вызывала она, она звала в бой, она вызывала на подвиг, она заставляла бросать вызов врагу и бороться за счастье, за любовь. Давайте послушаем её. (Слушаем аудиозапись песни «В землянке)

Вопросы ученикам:

- Подумайте, что объединяет стихотворения «В землянке»и «Жди меня»? (Эти стихотворения объединяет обращение к женщине. В них есть похожие слова, строки.)

- Найдите строки, которые нам говорят о том, что это обращение к близкому человеку? (Автор вспоминает улыбку, глаза, обращается к женщине на «ты», в стихотворении звучат слова любви.)

- Какие чувства испытывает герой этого стихотворения? (Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность.)

- Что дают герою воспоминания о доме? (Героя стихотворения согревает любовь: «тепло от моей негасимой любви».)

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение «В землянке» и попробуем передать ту теплоту и любовь, которую лирический герой чувствует к своей супруге.

- Скажите, какие средства художественной выразительности помогают автору нарисовать для нас картину ноябрьского вечера в землянке? Какие средства художественной выразительности вы знаете?

4.3. Работа с сопоставительной таблицей. Давайте взглянем, какие образы выбирают для своих стихотворений Константин Симонов и Алексей Сурков. Проследим, похожи они или отличаются.

Константин Симонов «Жди меня» (заполнена)

Алексей Сурков «В землянке» (пустая)

Всем смертям назло

А до смерти – четыре шага

Всем смертям назло

Пой, гармоника, вьюге назло

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет

Ты сейчас далеко-далеко

 Жди, когда снега метут

Между нами снега и снега

Ожиданием своим ты спасла меня

Мне тепло от моей негасимой любви

Найдите в стихотворении слова, образы, звучавшие также и в стихотворении Симонова. Не кажется ли вам, что такие совпадения не случайны? (Совпадения в этих стихотворениях не случайны: у авторов одни и те же мысли, образы, слова.)

- Как вы понимаете высказывание К.Симонова: «Если б не написал я, написал бы кто-то другой»? (Подобное стихотворение обязательно было бы написано. Мысли, высказанные в нём, были близки каждому солдату, бойцы и письма писали, и ждать просили, но К.Симонов и А.Сурков словно мыслями поделились друг с другом.)

5. Закрепление знаний. Мы сегодня с вами говорили о том, что такое мужество. Теперь, когда мы с вами познакомились с пронзительными и героическими строками поэтов-фронтовиков, скажите, почему так важна была на войне сила великого русского слова? (ответы учеников)

6. Творческое применение знаний в новой ситуации (работа в группах).

Теперь я попрошу тех, кто сидит на первом ряду, представить себя художниками. Ваша задача – описать, какую картину вы бы нарисовали, чтобы проиллюстрировать стихотворения, которые мы сегодня услышали. Представьте, какие используете цвета, кого нарисуете или что, какое время суток. Второй ряд, вы – композиторы. Какую музыку вы бы написали? Какой был бы темп музыки? Грустная или радостная она была бы? Третий ряд, вы – режиссеры, о чем был бы фильм по мотивам этих стихотворений? Кто бы стал главным героем этого фильма? Возможно, вы придумаете для него ключевые события?

7. Рефлексия. Вытяните руку вперёд. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию, информацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – мне особенно удалось (понравилось)

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок литературы (открытый урок) 7 класс»

Что гибель нам?  Мы даже смерти выше.  В могилах мы построились в отряд,  И ждем приказа нового И пусть  Не думают, что мертвые  не слышат, Когда о них потомки говорят.  Николай Майоров

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд,

И ждем приказа нового

И пусть

Не думают, что мертвые

не слышат, Когда о них потомки говорят.

Николай Майоров

Мужество в годы Великой Отечественной войны в лирике поэтов-фронтовиков

Мужество в годы Великой Отечественной войны в лирике поэтов-фронтовиков

«Сегодня на уроке мы хотим…»

«Сегодня на уроке мы хотим…»

«Сегодня на уроке мы хотим…» познакомиться с лирикой поэтов-фронтовиков, сформировать понятие о взаимосвязи истории и литературы ; развивать навыки работы с поэтическим текстом, интонационную выразительность; воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную страну и её героев.

«Сегодня на уроке мы хотим…»

  • познакомиться с лирикой поэтов-фронтовиков,
  • сформировать понятие о взаимосвязи истории и литературы ;
  • развивать навыки работы с поэтическим текстом, интонационную выразительность;
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную страну и её героев.
В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены.

В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены.

«Священная война»

«Священная война»

Словарь настроения Грустное Веселое Бодрое Торжественное Светлое Безмятежное Сказочное Взволнованное Равнодушное Загадочное Радостное Возвышенное Спокойное Тревожное

Словарь настроения

  • Грустное
  • Веселое
  • Бодрое
  • Торжественное
  • Светлое
  • Безмятежное
  • Сказочное
  • Взволнованное
  • Равнодушное
  • Загадочное
  • Радостное
  • Возвышенное
  • Спокойное
  • Тревожное

 «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…» Алексей Сурков

«У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…»

Алексей Сурков

Лирика о Великой Отечественной войне Военная (1941-1945) Послевоенная (1945-наши дни) Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы те помнили войну, вина перед теми, кто не вернулся, вина перед матерями и вдовами.

Лирика о Великой Отечественной войне

  • Военная (1941-1945)
  • Послевоенная (1945-наши дни)

Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких.

Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы те помнили войну, вина перед теми, кто не вернулся, вина перед матерями и вдовами.

Константин Симонов

Константин Симонов

Словарь настроения Грустное Веселое Бодрое Торжественное Светлое Безмятежное Сказочное Взволнованное Равнодушное Загадочное Радостное Возвышенное Спокойное Тревожное

Словарь настроения

  • Грустное
  • Веселое
  • Бодрое
  • Торжественное
  • Светлое
  • Безмятежное
  • Сказочное
  • Взволнованное
  • Равнодушное
  • Загадочное
  • Радостное
  • Возвышенное
  • Спокойное
  • Тревожное

От какого лица ведётся повествование в стихотворении? Каким представляется лирический герой? Какой он человек? Какие чувства у него в душе? Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»? Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?
  • От какого лица ведётся повествование в стихотворении?
  • Каким представляется лирический герой? Какой он человек? Какие чувства у него в душе?
  • Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?
  • Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?
Почему он просит ждать, даже когда близкие устанут ждать? Почему это стихотворение стало близким каждому солдату и каждой женщине? Какова основная мысль стихотворения?
  • Почему он просит ждать, даже когда близкие устанут ждать?
  • Почему это стихотворение стало близким каждому солдату и каждой женщине?
  • Какова основная мысль стихотворения?
Алексей Сурков

Алексей Сурков

Словарь настроения Грустное Веселое Бодрое Торжественное Светлое Безмятежное Сказочное Взволнованное Равнодушное Загадочное Радостное Возвышенное Спокойное Тревожное

Словарь настроения

  • Грустное
  • Веселое
  • Бодрое
  • Торжественное
  • Светлое
  • Безмятежное
  • Сказочное
  • Взволнованное
  • Равнодушное
  • Загадочное
  • Радостное
  • Возвышенное
  • Спокойное
  • Тревожное

Что объединяет эти стихотворения? Найдите строки, которые говорят нам о том, что это обращение к близкому человеку. Какие чувства испытывает лирический герой этого стихотворения?
  • Что объединяет эти стихотворения?
  • Найдите строки, которые говорят нам о том, что это обращение к близкому человеку.
  • Какие чувства испытывает лирический герой этого стихотворения?
Сравнительный анализ стихотворений «Жди меня» и «В землянке» Константин Симонов «Жди меня»  Алексей Сурков «В землянке»  Всем смертям назло Всем смертям назло  Жди, когда из дальних мест Писем не придет Жди, когда снега метут  Ожиданием своим ты спасла меня

Сравнительный анализ стихотворений «Жди меня» и «В землянке»

Константин Симонов «Жди меня»

Алексей Сурков «В землянке»

Всем смертям назло

Всем смертям назло

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет

Жди, когда снега метут

Ожиданием своим ты спасла меня

Сравнительный анализ стихотворений «Жди меня» и «В землянке» Константин Симонов «Жди меня»  Алексей Сурков «В землянке»  Всем смертям назло А до смерти – четыре шага Всем смертям назло  Пой, гармоника, вьюге назло  Жди, когда из дальних мест Писем не придет Ты сейчас далеко-далеко  Жди, когда снега метут  Между нами снега и снега  Ожиданием своим ты спасла меня  Мне тепло от моей негасимой любви

Сравнительный анализ стихотворений «Жди меня» и «В землянке»

Константин Симонов «Жди меня»

Алексей Сурков «В землянке»

Всем смертям назло

А до смерти – четыре шага

Всем смертям назло

Пой, гармоника, вьюге назло

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет

Ты сейчас далеко-далеко

Жди, когда снега метут

Между нами снега и снега

Ожиданием своим ты спасла меня

Мне тепло от моей негасимой любви

Рефлексия Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию Средний – мне было трудно…. Безымянный – оценка психологической атмосферы Мизинец – мне особенно понравилось...

Рефлексия

  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию
  • Средний – мне было трудно….
  • Безымянный – оценка психологической атмосферы
  • Мизинец – мне особенно понравилось...