Тема урока: Мужество в годы Великой Отечественной войны в лирике поэтов-фронтовиков (А. Суркова, К. Симонова и других).
Цели урока: познакомить учащихся с биографией и лирикой поэтов-фронтовиков, сформировать понятие о взаимосвязи исторических событий и литературного процесса; развивать навыки работы с поэтическим текстом, интонационную выразительность; воспитывать патриотизм, чувство гордости за родную страну и её героев.
Задачи урока:
- Предметные (формирование системы знаний по теме Великой Отечественной войны; обеспечение глубокого понимания творчества поэтов-фронтовиков; овладение навыками самопрезентации по решению учебных задач
- Метапредметные (ставить цели и задачи к уроку; планировать способы и пути достижения учебных целей; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; оценивать правильность выполнения задач; уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы; получать информацию в результате смыслового прочтения текста; использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.
- Личностные (воспитание патриотизма и любви к Родине; формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны; готовность к самообразованию и саморазвитию; обучение навыкам коммуникативной компетентности)
Класс: 7
Тип урока: урок усвоения новых знаний, метапредметный урок.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, тексты стихотворений «Священная война», «Жди меня», «В землянке».
Ход урока
- Чтение эпиграфа.
Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд,
И ждем приказа нового.
И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Это строки из стихотворения Николая Майорова, поэта, который в октябре 1941 года ушел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году у деревни Баранцево Смоленской области.
- Постановка темы и целей урока.
В годы Великой Отечественной войны воевали все. В том числе – поэты и писатели. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? (ответ).
Сегодня мы с вами будем говорить о лирике поэтов-фронтовиков. Людей, которые сами испытали ужасы войны, прошли сквозь неё – и пронесли в груди самое ценное и святое: русское слово.
Взгляните на слайд и закончите фразу: «Сегодня на уроке мы хотим…» (отвечают). Итак, мы определились с целями сегодняшнего урока.
3. Актуализация знаний, умений и навыков
3.1. Составление ассоциативного ряда. Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужества. Подумайте, пожалуйста, и скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «мужество». Давайте составим из них облако ассоциаций. (Учитель записывает слово «мужество» на доске, а затем вокруг записывает с помощью учеников возникшие ассоциации).
3.2. Усвоение новых знаний
Как много ассоциаций у нас возникло. Действительно, мужество – это то общее, что характеризовало всех людей в годы Великой Отечественной войны.
В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.
С первых дней войны создавались замечательные стихотворения, настоящие произведения искусства. Многие из них стали песнями. Существует песня, которая с самых первых дней войны провожала солдат в бой. Песня-гимн, песня-призыв, песня-крик души и сердца. Как вы думаете, о какой именно песне я говорю? (Ответы учеников)
3.3. Работа со «Словарем настроений». Верно, это песня «Священная война». Давайте с вами прослушаем её, а затем вам предстоит выполнить задание. (Звучит песня «Священная война»). Перед вами – словарь настроений. Посмотрите на него, пожалуйста, и выберите те, которые соответствуют настроению прослушанного произведения. (Ответы учащихся) А теперь те, которые соответствуют вашему собственному настроению после прослушивания. (Ответы учащихся).
У песен, как и у людей, есть своя судьба. Конечно, есть она и у песни «Священная война». Текст песни был написан Василием Лебедевым-Кумачем и опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда». 25 июня 1941 года к ней написал гениальную музыку композитор Александр Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, а вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Это было 26 июня 1941 года.
Вот как это было по воспоминаниям современников: «С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Очень многие молодые студенты ушли на фронт прямо со студенческой скамьи. Так появилась поэзия фронтового призыва. Этот период в литературе – период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план. Поэт Алексей Сурков в это время писал: «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…».
Такие стихи действительно появились. Они были разными – лирическими, героическими – но все они звали в бой, звали на подвиг.
Работа в тетради: Запишите, пожалуйста: Лирика о Великой Отечественной войне. Поставьте две стрелочки. Она делится на военную (1941-1945) и послевоенную (1945 до наших дней).
Военная
|
Послевоенная
|
(1941-1945)
Основной мотив – душевный настрой на борьбу с на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать
|
(1945 год – наши дни)
Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами.
|
Как вы думаете, к какой лирике относится стихотворение «Священная война», к военной или послевоенной? Докажите свою точку зрения. (Ответы учеников)
4.Анализ стихотворений
4.1. Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня»
Солдаты уходили в бой, веря, что победа обязательно будет за нами. Они писали не только стихотворения-призывы, но и стихотворения, в которых обращались к своим близким, родным и любимым. У вас на партах лежат тексты двух стихотворений, написанных разными людьми, поэтами Константином Симоновым и Алексеем Сурковым.
Давайте с вами обратимся к тексту стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Константина Симонова. Для начала прослушаем это стихотворение в исполнении Сергея Безрукова. (Ученики слушают аудиозапись)
Константин Симонов родился в 1915 году. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
Вопросы для учеников:
- Скажите, пожалуйста, от чьего лица ведется повествование в стихотворении «Жди меня»? (От имени автора)
- Как вам представляется лирический герой этого стихотворения? Какой он человек? Какие чувства у него в душе? (Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта)
- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства.
- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?
- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?
- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать?
- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой?
- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение?
- Какие средства худ. выразительности использует автор?
- Теперь давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно. (Чтение стихотворения учащимися)
- И снова воспользуемся нашим «Словарем настроений» Какое настроение у вас возникло во время прочтения этого стихотворения? Как вы думаете, а какое настроение было у лирического героя? У автора?
4.2. Анализ стихотворения А. Суркова «В землянке»
А теперь мы с вами взглянем на стихотворение Алексея Суркова. Это стихотворение – тоже послание любимой женщине, и называется оно «В землянке». «В землянке» – стихотворение, которое автор не собирался публиковать. Это были несколько стихотворных строчек, написанных в письме жене. Однажды композитор Константин Листов обратился к Суркову: «Нет ли у тебя что-нибудь певческого?» На что Сурков ответил: «Костюша, «что-нибудь» — нет. А вот я написал тут один стишок — письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится...»
Листов прочел. Строки, написанные в письме жене, потрясли его. Он действительно увидел, что это стихотворение написано в белоснежных снегах под Москвой в ноябре 1941 года. Тогда, через неделю появившись в редакции газеты, Листов пришел и попросил гитару, сел и спел песню. Композитор не был уверен, что песня получилась. Ему казалось, что в этот момент нужно писать героические песни, песни, зовущие к подвигу, а это получилась лирическая и даже грустная песня. Но песня стала очень популярной среди фронтовиков. Фронтовики писали и говорили: «Мы-то действительно понимаем, что смерть ходит рядом, что до нее действительно 4 шага».
«Землянка» – песня лирическая, даже грустная, но не уныние вызывала она, она звала в бой, она вызывала на подвиг, она заставляла бросать вызов врагу и бороться за счастье, за любовь. Давайте послушаем её. (Слушаем аудиозапись песни «В землянке)
Вопросы ученикам:
- Подумайте, что объединяет стихотворения «В землянке»и «Жди меня»? (Эти стихотворения объединяет обращение к женщине. В них есть похожие слова, строки.)
- Найдите строки, которые нам говорят о том, что это обращение к близкому человеку? (Автор вспоминает улыбку, глаза, обращается к женщине на «ты», в стихотворении звучат слова любви.)
- Какие чувства испытывает герой этого стихотворения? (Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность.)
- Что дают герою воспоминания о доме? (Героя стихотворения согревает любовь: «тепло от моей негасимой любви».)
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение «В землянке» и попробуем передать ту теплоту и любовь, которую лирический герой чувствует к своей супруге.
- Скажите, какие средства художественной выразительности помогают автору нарисовать для нас картину ноябрьского вечера в землянке? Какие средства художественной выразительности вы знаете?
4.3. Работа с сопоставительной таблицей. Давайте взглянем, какие образы выбирают для своих стихотворений Константин Симонов и Алексей Сурков. Проследим, похожи они или отличаются.
Константин Симонов «Жди меня» (заполнена)
|
Алексей Сурков «В землянке» (пустая)
|
Всем смертям назло
|
А до смерти – четыре шага
|
Всем смертям назло
|
Пой, гармоника, вьюге назло
|
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет
|
Ты сейчас далеко-далеко
|
Жди, когда снега метут
|
Между нами снега и снега
|
Ожиданием своим ты спасла меня
|
Мне тепло от моей негасимой любви
|
Найдите в стихотворении слова, образы, звучавшие также и в стихотворении Симонова. Не кажется ли вам, что такие совпадения не случайны? (Совпадения в этих стихотворениях не случайны: у авторов одни и те же мысли, образы, слова.)
- Как вы понимаете высказывание К.Симонова: «Если б не написал я, написал бы кто-то другой»? (Подобное стихотворение обязательно было бы написано. Мысли, высказанные в нём, были близки каждому солдату, бойцы и письма писали, и ждать просили, но К.Симонов и А.Сурков словно мыслями поделились друг с другом.)
5. Закрепление знаний. Мы сегодня с вами говорили о том, что такое мужество. Теперь, когда мы с вами познакомились с пронзительными и героическими строками поэтов-фронтовиков, скажите, почему так важна была на войне сила великого русского слова? (ответы учеников)
6. Творческое применение знаний в новой ситуации (работа в группах).
Теперь я попрошу тех, кто сидит на первом ряду, представить себя художниками. Ваша задача – описать, какую картину вы бы нарисовали, чтобы проиллюстрировать стихотворения, которые мы сегодня услышали. Представьте, какие используете цвета, кого нарисуете или что, какое время суток. Второй ряд, вы – композиторы. Какую музыку вы бы написали? Какой был бы темп музыки? Грустная или радостная она была бы? Третий ряд, вы – режиссеры, о чем был бы фильм по мотивам этих стихотворений? Кто бы стал главным героем этого фильма? Возможно, вы придумаете для него ключевые события?
7. Рефлексия. Вытяните руку вперёд. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию, информацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – мне особенно удалось (понравилось)