Слайд 1 | 1. Постановка проблемы Сообщение темы и постановка целей урока. Птицы – наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, которых нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? Верно, птицы- это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям воде с помощью задних конечностей. |
Слайд 2 | 2. Изучение нового материала 2.1. Актуализация знаний. Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего строения. Цель нашего урока познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету; |
Слайд 3, 4, 5 | Путешествие в мир птиц вас приглашает совершить первая творческая группа учащихся, которая подготовила загадки о птицах. На Земле существует свыше 10000 видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни, загадки. Не страшны ему метели, Гнезда вьет зимой на ели, Крик его отрывист, прост, Кривоносый красный ... (Клест) В поле есть, где прокормиться, Только негде здесь гнездиться, Огороду, полю – врач Глянцевитый черный ... (Грач.) Ночью в рощах и лесах Уханье наводит страх, Страшен дикий крик и силен, Так кричит огромный ... (Филин) Воздух режут без усилья, Как серпы кривые крылья. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только ... (Стриж) Весь размером он с орех, Птиц почти что меньше всех, Комаров и мух противник Бойкий, рыженький ... (Крапивник ) Подбирает он проворно Кинутые ему зерна. И гнездится на карнизе Наш любимый ... (Голубь сизый ) |
Слайд5 | Птицы хорошо передвигаются по самым различным субстратам; они хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, много ныряют и плавают в воде, но наиболее характерным способом птичьего передвижения является все- таки полёт. |
Слайд6 | 2.2. Лабораторная работа “Изучение внешнего строения птиц” (Чучела птиц, набор перьев, лупы, препаровальные иглы) Рассмотрите отделы тела птицы; какие органы расположены на голове; как расположены глаза? |
Слайд8 | Какова роль клюва в жизни птиц? Проект второй группы учащихся «Клювы птиц”. В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв. |
Слайд9 | Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц. Задание: рассмотрите клюв предложенного вам чучела птицы, из каких частей он состоит, какова его форма? Сделайте предположение о способе добычи пищи. |
Слайд10,11,12 | Проект третьей группы учащихся “Ноги птиц” Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат задние конечности – ноги. Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки. Задание: Чем покрыты ноги птиц? Как расположены пальцы на ногах, сколько их? Какова роль ног в жизни птиц и приспособленность их к среде обитания? |
Слайд 13 | Проект четвёртой группы учащихся “Крылья и перья” Наиболее характерной чертой птиц является – передвижение по воздуху путём полёта. Передние конечности совсем освобождены от поддерживания тела при ходьбе, стоянии и сидении. Их функции в основном связаны с передвижению по воздуху, т.е. полёту, а у некоторых водных форм (пингвины) – к передвижению в воде. Кости крыла срослись, число пальцев редуцировано до трёх. Крыло покрыто перьями. Перья покрывают и всё тело птиц, предавая обтекаемую форму тела, сохраняя тепло и предохраняя кожные покровы от повреждения. Различают контурные и пуховые перья. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полёт птиц. Расположенные на хвосте рулевые перья обеспечивают манёвренность при полёте. Контурные кроющие расположены черепицеобразно. |
Слайд 14 | Задание: Рассмотрите коллекцию перьев, как устроено перо, в чем разница между контурным и пуховым пером, зарисуйте их. |
Слайд 15 | 2.3. Особенности внутреннего строения птиц, в связи с приспособленностью к полёту. Проект пятой группы учащихся “Внутреннее строение птиц” – Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, хуже – туловища. |
Слайд 16 | Пищеварительная система. В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь; в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается; в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов; толстая кишка впадает в клоаку. |
Слайд17 | Дыхательная система. Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом, увеличивается интенсивность газообмена (принцип двойного дыхания). Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла. |
Слайд18 | Кровеносная система. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри). У птиц два круга кровообращения. |
Слайд19 | Нервная система и органы чувств. Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок. У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия; Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи. Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц; |
Слайд 20 | Органы выделения и размножения. Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. Органы размножения расположены в полости тела. У самцов бобовидной формы парные семенники расположены в области крестца. Ко времени размножения их размеры увеличиваются в тысячу раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку. У самок развивается обычно только один левый яичник. Располагается он у передней части левой почки. Редукция (исчезновение органа в связи с утратой его функций) правого яичника связана с откладыванием крупных яиц, покрытых жёсткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу. Семяпроводы от семенников впадают в клоаку. |
Слайд 21 | Размножение развитие птиц. Яйца покрыты известковой скорлупой. Одни птицы строят гнёзда, другие откладывают яйца прямо на землю, в траву, на скалы. |
Слайд 22 | Из яиц вылупляются птенцы: гнездовые (голые, слепые, беспомощные) или выводковые (опушенные, зрячие. ) |
Слайд 23 | 3. Закрепление и обобщение материала. Беседа с классом Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? Как приспособлено тело птицы во внешнем и внутреннем строении к полету? |
Слайд 24 | Самостоятельная работа с учебником по обобщению и систематизации знаний, заполнение таблицы. (экран выключен) ПРИЗНАК | ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ | Внешнее строение | Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея. | Скелет | Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей. | Мышцы | Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела). | Пищеварительная система | Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется. | Дыхательная система | Усложнение: появление (вторичных, третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе. | Кровеносная система | 4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца. | Нервная система | Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение. | Органы выделения | Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды). | |
Слайд 26 | В чём сходство и отличие птиц и пресмыкающихся? |
Слайд 27 | 4. Домашнее задание Параграф № 27, подготовить сообщение о птицах, занесенных в Красную книгу Рязанского края. 5. Итог урока Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”. |