МБОУ «СОШ №2»
на тему:
Провел: учитель технологи СОШ №2
Абдулкадыров Магомед Нурмагомедович
Тема урока:
«В гостях у сказки» иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства – иллюстрациями к русским народным сказкам Ю.Васнецова, Е.Рачева.
Задачи урока: воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые; развивать эстетическое воспитание восприятия изобразительного искусства на сказочные мотивы; развивать творческую фантазию; формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные темы.
О
борудование урока: листы белой или цветной тонированной бумаги, карандаш, резинка, акварель или гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка и подставка для кистей; иллюстрации к русским народным сказкам Ю.Васнецова, Е.Рачева.
План урока
Проверка организации рабочих мест.
Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова и Е.Рачева, анализ их.
Беседа о героях сказки «Колобок». Продумыванием детьми сюжетов рисунков и их композиционных решений.
Выполнение рисунков в карандаше.
Начало работы красками.
Подведение итогов урока.
Задание на дом красочное оформление рисунка выделение рамки.
Ход урока
Краткое объяснение об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг (Ю.Васнецова и Рачева). С показом их иллюстрации к русским народным сказкам. Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки. В это время снова демонстрируем иллюстрации, при необходимости делаем наброски на доске. Приводим примеры (показываем, как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.). Не обязательно показывать детям иллюстрации непосредственно только к этой сказке. Можно использовать иллюстрации Ю.Васнецова к другим русским народным сказкам.
Учитель дает образную характеристику героям сказки. Например, лиса - хитрая обманщица, плутовка, глазки у неё хитро прищурены (узкие), мордочка остренькая продолговатая, ушки небольшие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше медведя. Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост. Она рыжая.
Поскольку звери-герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди. При анализе иллюстрации уделяем внимание детей на те средства, которыми пользуется художник для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев светлое на темное.
Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа.
Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.
Затем учитель дает время на то, чтобы каждый ученик продумал изображение своего сюжета. Учитель просит детей, которые не знают что рисовать, поднять руки. Если такие дети есть, то учитель в первую очередь должен помогать им во время самостоятельной работы над рисунками. Можно принести на урок игрушечных зайца, волка, медведя и лису, рассмотреть их конструктивно-образные особенности и оставить на весь урок. Если в процессе самостоятельной работы ученик затрудняется изобразить какие-либо детали у животного, то игрушки можно использовать для объяснения изображения. Массовую ошибку детей желательно и нужно исправлять на доске. Рисунки детей должны быть выполнены на тонких линиях, так как предстоит работы в цвете; изображения должны заполнять вес лист. Главных героев сказки нужно выделить и показать взаимоотношения между ними. На отдельных этапах самостоятельной работы учитель демонстрирует всему классу характерные рисунки. Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете. Например, затонировать общий фон для неба, земли, леса.
Подводя итоги, учитель оценивает работу всех учащихся на уроке (например, словами «Молодцы, хорошо сегодня поработали»).
Внеклассная и внешкольная работа учащихся.
Факультативные занятия.
Оформление поздравительной открытки.
Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях.
Учащимся следует давать индивидуальные задания, а также привлекать их к общественно полезной работе: праздничному убранству школы, оформлению стенгазеты и т. д.
Ч
тобы осуществить программу должным образом, направив усилия учащихся на практическую деятельность, педагогу надо умело варьировать материал теоретического курса. Раскрываем практическую сторону дела, а на практических занятиях, во время бесед с учащимися, давать больше примеров из области истории искусства.
Например, хочется показать, как в лучших произведениях изобразительного искусства художник концентрирует внимание зрителя на самом главном – на идейном содержании; как он использует средства изобразительного искусства для достижения цели, для получения наибольшей выразительности; как он умело применяет законы перспективы и композиции, тона и цветоведения, использует знание технологии материалов, технических приемов работы; как он умело гармонически синтезирует все изобразительные средства и приемы в единое целое, создавая впечатляющий художественный образ, не раскрывает в единстве все компоненты произведения, а перечисляет их по отдельности.
Руководящая роль преподавателя сохраняется во внеклассных занятиях.
Искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, интересный, требующий усилий и приносящий большую радость.
Домашнее рисование учащихся.
Оформление детской литературы.
Особенно сложной формой является наблюдение за домашней работой учащихся. Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно-прикладному искусству. Раскрывая особенности построения орнаментов и различных рисунков для оформления альбомов, книг следует постоянно воспитывать эстетический вкус. Например, девочка принесла рисунок для салфетки нагромождением цветов, птичек. Нагромождение в узоре и пестрота красок еще не есть признак красоты, наоборот, часто более простое и скромное решение композиции оказывается более красивым. Для примера показываем рисунки, узоры, где каждая линия, каждое пятно говорит о высоком, веками складывавшемся вкусе.
Высокий эстетический вкус не сразу возникает, он формируется под воздействием многих факторов: и окружающей среды – природы, и архитектуры зданий, интерьера, и знакомства с произведениями живописи, музыки, литературы и т. д., и мастерства одаренного человека. Словом, перед учителем стоит задача формировать художественный вкус детей.