СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Конституция – самый главный закон страны».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Конституция - самый главный закон страны" 6 класс урок№19 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Конституция – самый главный закон страны».»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа №11 города Тореза»















Урок гражданственности Донбасса на тему: «Конституция – самый главный закон страны».

(6 – класс)







Подготовила учитель

начальных классов,

истории и правоведения:

Шовкопляс И. А.















2017-2018 уч. год



Класс:  6-А   Дата: 27.11.17

Макросфера 2.   «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

Микросфера       «Человек и закон»

Тема урока: «Конституция – самый главный закон страны».

Тип урока: Занятие-практикум

Цели  урока: - Познакомить обучающихся с понятием конституционализма как основным принципом господства права над полномочиями руководителей государства, государственных органов. Охарактеризовать историю принятия Конституции ДНР и ее основных особенностей. Проанализировать роль конституции в жизни общества и государства

Задачи:

Учебная: Раскрыть значение Конституции как основного закона любого государства:

сформировать понятие «Конституция»;

составить схему классификации Конституций;

выделить особенности Конституции ДНР.

Развивающая:  познакомить учеников о значении конституции жизни народа.

Воспитательная:  воспитать чувство гражданственности; формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к республике, ее истории.

Формируемые УУД:

 личностные: формировать  личностные ориентиры, направленные  на  любовь  к культурным традициям своего народа, труду; развивать творческие способности, фантазию, воображение.


метапредметные:  развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе диалога,  анализа,  дискуссии; структурировать полученные знания; анализировать их;

Планируемые методы, приемы, технологии: беседа, рассуждение, индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Ключевые дефиниции: Конституция, Конституция ДНР, гражданин.

Оборудование: тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, конституция ДНР, плакаты.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие

  2. Вводное слово 

Давным – давно  в обществе ещё не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым следует жить в своей стране.

           В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны. Этой теме и посвящен наш урок сегодня. А начнем мы с притчи.

Притча.            

       Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию. Взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

         Вопросы к классу:

        1. О чем рассказывает эта притча?

        2. В чем ее смысл?

        3. Как она связана с темой нашего урока?

- Какой же главный закон государства? (Конституция).

Проблемный вопрос: Для чего человеку нужна Конституция?

  1. Актуализация опорных знаний

Ассоциативный куст.

Задание: подберите  ассоциации к слову конституция (на доске либо маркерами на ватмане).

  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя о Конституции.

        Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution – устройство, постановление.  Это основной закон страны, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принцип организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.

   Определяет:

  • устройство государства

  • органы государственной власти

  • права и обязанности граждан

  • гимн, герб, флаг и столицу

        Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.

        В своем современном виде первые конституции появились  в США в 1787г. (в1791 г. Билль о правах) и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».

В современной конституции перечислены основные права граждан, например:

- право на жизнь,

- право на свободу и личную неприкосновенность,

- право на жилище,

- право на образование,

- право на отдых,

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

  1. Сказочная викторина: “Какое право нарушено?”

  1. Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем (право на жизнь и личную неприкосновенность).

  2. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин (право на свободное передвижение).

  3. Буратино, схватив крысу за хвост, нарушил её право на (личную неприкосновенность).

  4. Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (владение имуществом)

  5. Балда, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим право на (труд).

  6. В сказке Маршака “Двенадцать месяцев” нарушено право ребёнка (на заботу и попечение родителей).

  7. В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки (на отдых).

  8. В сказке Михалкова “Три поросёнка” нарушено право (спокойно жить в своём доме).

  9. В сказке Х. Андерсена “Гадкий утёнок” нарушено право ребёнка (на индивидуальность “Ребёнок не обязан быть как все” ).

  10.  Доктор Айболит помогал зверям Африки осуществить своё право на (медицинское обслуживание).

  1. Разминка – физкультминутка. Закрепление.

1)  На стенах необходимо развесить плакаты, определяющие разные права  (личные, политические, социально-экономические и культурные).

2)  Все дети встают в круг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.

Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав для разминки:

·  право на жизнь (личные);

·  право на свободу слова (политические);

·  право на свободу мысли (личные);

·  право на труд и выбор профессии (социально-экономические и культурные);

·  право на национальный язык (личные);

·  тайна переписки (личные);

·  право на участие в митингах и собраниях (политические);

·  право на отдых (личные);

·  избирательное право (политические);

·  выбор места проживания (личные);

·  право на образование (социально-экономические и культурные);

·  право на охрану здоровья и медицинскую помощь (социально-экономические и культурные);

·  право на социальное обеспечение (социально-экономические и культурные);

·  право на творчество (социально-экономические и культурные)

·  и другие.

  1. Рассказ ученика о Конституции Донецкой Народной Республики

Какое событие наша страна  празднует 11 мая ? (Опережающее задание).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В конце 2013 года в Киеве состоялся Евромайдан. Трудовой народ Донецкого края не поддержал политику центра и вышел на площади и улицы своих городов, громко заявляя о своем протесте. Киевские власти не желали прислушиваться к голосу Шахтерского края, пытаясь подавить сопротивление и боевой дух народа. 12 мая 2014 года в соответствии с результатами состоявшегося 11 мая референдума о самоопределении Донецкой Народной Республики и на основании декларации о независимости от 7 апреля 2014 года была провозглашена суверенная Донецкая Народная Республика.

С этого момента народ Донецкой Народной Республики вступил на путь становления государственности и строит сильное правовое государство. Начался новый отсчёт и в истории будут увековечены подвиги трудового народа, который своим потом и кровью добился права стать сильными и независимыми. НИ ОДИН ПОДВИГ НЕ БУДЕТ ЗАБЫТ, НИ ОДНА ЖЕРТВА НЕ БУДЕТ НАПРАСНОЙ!!!

КОНСТИТУЦИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙРЕСПУБЛИКИ

Конституция – основной закон ДНР.

Принята 14 мая 2014 года.

Конституция – основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция – учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума. Согласно Конституции, ДНР является унитарным, суверенным, независимым, демократическим, правовым государством. По законам ДНР, государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть

Высшим органом законодательной власти является Народный Совет Донецкой Народной Республики. Председателем Народного Совета является Денис Пушилин.

На своих регулярных сессиях Народный Совет проводит инаугурацию избранного главы республики и утверждает предложенные им основные направления государственного курса на пятилетний срок. Глава ДНР несёт ответственность перед Народным Советом, который может объявить ему импичмент, собравшись для этого на внеочередную сессию.


Председатель Народного Совета –  Денис Владимирович Пушилин

Исполнительная власть

Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является глава Донецкой Народной Республики, в настоящее время – Александр Захарченко.


Глава республики – Захарченко Александр Владимирович

Глава государства вправе совмещать или не совмещать свою должность с должностью Председателя Совета министров.

Глава ДНР избирается сроком на 4 года тайным голосованием на всеобщих прямых выборах, один и тот же человек не может занимать этот пост более двух сроков подряд. Глава ДНР формирует и возглавляет правительство. В правительство входят министры (возглавляют министерства) и главы ведомств, не имеющие министерской должности, но официально приравниваемые к министрам по статусу. Количественный состав и структура правительства не регламентированы законодательно и определяются главой республики.

Глава государства назначает министров и, по своему усмотрению, Председателя Совета министров по согласованию с Народным Советом ДНР. Однако, в случае, если предлагаемая кандидатура дважды отклоняется, Глава ДНР вправе назначить министра без согласования с парламентом.

Судебная власть

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду. В его ведении находятся системы уголовного, гражданского, административного, торгового и налогового правосудия, он является высшей апелляционной инстанцией по соответствующим делам.

17 августа на первом заседании Президиум Совета министров ДНР принял два постановления: Об утверждении «Положения о Военных Судах Донецкой Народной Республики» и «Об утверждении Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики», в основе последнего лежит нормативная база Российской Федерации. В принятом документе в качестве одной из мер наказания за посягательство на убийство, а также за «отдельные преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке» указана смертная казнь. Одновременно с принятием Уголовного кодекса правительство республики учредило военные суды. По словам вице-премьера ДНР Александра Карамана, после окончания войны последует гуманизация донецкого уголовного законодательства.

Местное самоуправление

Государственные администрации городов и районов, являющихся административно-территориальными единицами Республики, входят в единую систему исполнительных органов государственной власти ДНР, Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков), являющихся административно-территориальными единицами Республики, входят в единую систему представительных органов государственной власти ДНР.

  1. Закрепление

Практическая часть. Работа с текстом конституции ДНР.

Задание 1.

Рассмотрите структуру конституции Донецкой Народной Республики.

Задание 2.

Обсуждение некоторых статей.

Статья 1

  1. Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством.

  2. Территория Донецкой Народной Республики является единой и неделимой.

Статья 2

  1. Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ.

  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

  4. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти устанавливается законом.

Статья 3

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц.

Статья 4

  1. Социальная политика Донецкой Народной Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ.

  2. В Донецкой Народной Республике охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Статья 7

  1. Донецкая Народная Республика имеет свою Конституцию и законодательство, действующие на всей территории Донецкой Народной Республики. 

Статья 34

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 

Статья 36

  1. Каждый имеет право на образование. 

  2. В Донецкой Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. 

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. 

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 

  5. В Донецкой Народной Республике поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Статья 49 

Каждый, находящийся на территории Донецкой Народной Республики, обязан соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы Донецкой Народной Республики, уважать права и свободы других лиц. 

Статья 51 

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

  1. Рефлексия. Заполните листочки

На уроке я работал(а)

Активно / пассивно

Урок для меня показался

Коротким / длинным

За урок я

Не устал(а) / устал(а)

Моё настроение

Стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Интересен / скучен

Лёгким / трудным

  1. Подведение  итогов

Как бы вы ответили на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока?

Проблемный вопрос: Для чего человеку нужна Конституция? «Микрофон»

Заключительное слово учителя.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Республику, преумножить её славу и беречь её богатства.

  1. Домашнее задание.  

1.Выучить теорию. – «3»

2. Выучить теорию. Выполнить задания в рабочей тетради – «4»

3. Выучить теорию. Из Главы 2 Конституции ДНР выписать права и обязанности, регламентирующие жизнедеятельность детей – «5»


























Предмет: Уроки гражданственности Донбасса

Класс: 7

Тема: «Нравственные ценности»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, видеофрагмент.

Цель урока: создать условия для формирования ценностных отношений к жизни, формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров через знакомство с деятельностью Н.И. Пирогова.

Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,

учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Метапредметные:

Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «ценность», «добро» и «милосердие», «Золотое правило морали»

II. Психологический настрой на урок (1 мин.)

Учись прощать, молись за обижающих,

Зло побеждай лучом добра,

Иди без колебаний в стан прощающих,

Пока горит Голгофская Звезда.



Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце, словно чаша горьких слёз,

И, кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос!



Учись прощать, прощай не только словом,

Но всей душой, всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью

В борении молитвенных ночей.



Учись прощать, в прощении радость скрыта,

Великодушие лечит как бальзам,

Кровь на кресте за всех пролита,

Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Б.Л. Пастернак




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!