Формулирование темы и задач урока - Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О Былине) - Вспомните, что такое былина, кто является главным героем былины? - Что вы уже знаете о русских богатырях? - Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «Былина»? - Сегодня мы продолжим знакомство с былинами, и будем читать одну из них. - Откройте учебник стр. 12 и прочитайте заглавие былины, с которую будем читать сегодня. Как она называется? - А теперь откройте стр.17 и прочитайте название еще одного произведения. («Три поездки Ильи Муромца».) - Что вы заметили? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Какие будут задачи сегодня на уроке? Что будем сегодня делать? Попробуйте сформулировать задачи урока - Да, сегодня мы будем анализировать былину «Ильины три поездочки» и сравнивать поэтический и прозаический тексты былины - Давайте вспомним, что такое анализ текста? И что нам надо сделать чтоб провести анализ былины. Выполните задание в четверках. (работа по карточкам) При ответе учеников, на доске составляется наглядный план действий. | Отвечают на вопросы; Высказывают свои варианты слова, образовавших «Былина» Рассказывают, что знают о былине и о богатырях Читают название былины с. 12 Один из учеников читает название второго произведения с.17; Высказываются, что заметили в названиях произведений. Высказывают предположения по теме урока; Формулируют задачи урока; Работа в группах по карточкам. Выполняют задание в четверках; Обсуждают выполненное задание, план анализа былины. |
Чтение былины «Ильины три поездочки». Учитель читает былину По ходу чтения былины в некоторых местах даются небольшие комментарии, чтобы школьникам всё было понятно. Если в классе есть хорошо читающие дети можно их пробовать подключать к чтению не больших отрывков. По ходу чтения поправлять. Беседа по содержанию, анализ былины - Какое впечатление произвела на вас былина? - О ком или о чем рассказывается в тексте? - Какая главная мысль текста на ваш взгляд? - Какие события произошли с Ильёй Муромцем? Сколько поездок совершил Илья в этой былине? - Почему название былины именно такое? Определите смысл названия. - Все ли слова вам были понятны? Давайте узнаем значение не понятных слов. Разделитесь на четверки, сей час будем работать по карточкам. Значение слов ученики ищут по словарю, в конце учебника (стр. 218) или в Толковом словаре (В. Даля) Словарь Ожегова. - Перед каким выбором оказался Илья Муромец, когда подъехал к камню? - Почему он выбрал дорогу, на которой ему было предназначено «убитому быть!»? Достаточно ли для выбора дороги тех объяснений, которые даёт Илья? - Почему «заглавный пёс-разбойничек» называет Илью Муромца «деревенщиной»? – Что отвечает Илья разбойнику? Как это характеризует Илью? - Благодаря чему Илья побеждает разбойников? Как об этом сказано в былине? - Можно ли сказать, что Илья Муромец вместе с месяцем перехитрил врагов? Докажите эту мысль. - Что обозначает надпись, которую нанёс на камень Илья после победы над разбойниками? - Сделайте вывод о том, что стремился показать автор, рассказав нам этот эпизод былинного текста. - Как вы думаете, выражает ли автор былины отношение всего русского народа к Илье Муромцу и к разбойникам? - Что нового вы узнали об Илье Муромце? Сравните эту информацию с той, которую вы получили на предыдущем уроке. Работа над особенностями языка былины. - Вы уже знаете, что отношение автора к своим героям, его чувства наиболее отчётливо проявляются в языке произведения. Перечитайте про себя начало былины до слов «навалилась туча чёрная…». Какие чувства, передаёт автор и каково его отношение к богатырям? - Прочитайте эпизод о том, как из ночной темноты «выглядали… ходовитые разбойнички». Что и как говорит о них автор? Почему он употребляет при описании этой сцены так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? - Прочитайте эпизод, в котором описывается, как Илья побеждает врага. Какие слова подбирает автор для описания боя? - Просмотрите ещё раз текст былины и найдите постоянные эпитеты. Приведите примеры. Подумайте, в каком ещё известном жанре устного народного творчества вы встречались с постоянными эпитетами. Мы познакомились с поэтическим текстом былины, и узнали о первой поездке Ильи Муромца. Как вы думаете, былина на этом закончилась? Обоснуйте свой ответ. Действительно, были еще две поездки Ильи Муромца, и узнаем мы о них из другого текста, который написала Карнаухова Ирина Валерьяновна, писательница, фольклорист, чтец-исполнитель народных сказок. Давайте его прочитаем. Чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» Текст читают сами школьники, учитель просит прочитать, хорошо читающих детей. Беседа по содержанию. Анализ текста. - Понравилась ли вам былина? Какие эпизоды особенно понравились? - Какие ещё две поездки совершил Илья Муромец? - Что подстерегало его на пути? - Как Илья справился с этими трудностями? - По какой дороге решает ехать Илья во второй раз? С каким неожиданным препятствием встречается? Прочитайте этот эпизод. - Как Илья догадался, что королевична его обманывает? Прочитайте. - Как Илья справляется с этой трудностью? Кому он помогает? Прочитайте. - Что можно сказать об Илье, каким он был человеком? - Почему он нанёс на камень новую надпись? Что это значило? - Прочитайте, какую дорогу выбрал Илья дальше. Какое препятствие встретилось ему теперь? - Что помогло Илье преодолеть это препятствие? Прочитайте. - Чем всё закончилось? Прочитайте. - Почему Илья Муромец захотел попробовать все три дороги? - Как поступок Ильи характеризует его как человека? - Что вы теперь можете о нём сказать? - Вспомните, как обычно называли Илью в старину. (Защитником вдов и малых детушек.) - Подтвердилось ли это в тексте былины? - Перечитай последние строки былины. Как они помогают понять характер героя. - Что, по вашему мнению, автор хотел сказать нам, рассказав историю об Илье Муромце - Какими словами заканчивается былина? Что бы это значило? Объединитесь в четвёрки и обсудите: - Какое значение имеют три поездки Ильи Муромца для Русского государства? Обоснуйте свое мнение. - Какие события былины могли бы реально произойти? Давайте теперь, вы попробуете самостоятельно сделать анализ былины « Три поездки Ильи Муромца». Задание выполняется в группах по 4 человека. Учащиеся ориентируются на план, на доске. Затем от каждой группы по одному выступлению, и общее обсуждение. Сравнение былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». - Мы прочитали два варианта былины. Какие различия вы заметили в данном отрывке былины и в том, который читали в начале урока? - Что общего? - Какой вариант былины, прозаический или поэтический вам понравился больше? Почему? - Встречается ли в былине «Три поездки Ильи Муромца» приём преувеличения? Найдите и зачитайте пример. - Просмотрите былину «Ильины три поездочки» ещё раз и найдите пример использования приёма преувеличения. Зачитайте. - Как вы думаете, почему автор в этой былине говорит нам «поездочки», а не «поездки»? - Вспомните, как строится былина. Как называются её начало и концовка? (Запев и исход.) - Найдите в данных былинах запев и исход, прочитайте. | Слушают чтение былины. Рассказывают о своем впечатлении от былины. Высказываются мнение, о чем текст, какая его главная мысль. Перечисляют, какие события описаны в былине Делают вывод о смысле названия произведения и обосновывают его. Отвечают на вопрос. Работают в четверках со словарем учебника (стр. 218) и с Толковым словарем В.Даля. Словарь Ожегова. Ищут определение непонятных слов в тексте. Выслушивают представителей группы. Отвечают на вопросы Анализируют причины выбора дороги Ильи Муромцем. Анализируют текст и отвечают на вопросы, обосновывая свое мнение. Подкрепляя его выдержками из текста. Анализируют поступки Ильи Муромца, высказывают мнение о его характеристике, доказывают свое мнение. Анализируют и делают выводы о том, что хотел показать автор, о его позиции в тексте, обосновывают свое мнение. Рассказывают, что нового узнали об Илье М. Читают текст, про себя, анализируют его, высказывают мнение о переданных автором чувствах, как можно определить его отношение к богатырям, обосновывают свои предположения. Читают и анализируют предложенные отрывки текста, ищут ответы на поставленные вопросы, высказывают свои предположения о причинах использования в тексте, средств выразительности. Высказывают мнение, что эпитеты часто встречаются в народных сказках. Отвечают на поставленный вопрос, что былина не закончена, т.к. описана только одна поездка богатыря. Читают текст былины в пересказе Карнауховой И.В. Говорят о своих чувствах при прочтении текста, перечисляют наиболее понравившиеся эпизоды. Отвечают на поставленные вопросы, по тексту. Подкрепляют свои ответы отрывками из текста. Высказывают свои предположения, мысли, приводят обоснования и доказательства своих мыслей. Работают в четверках – высказывают свои суждения о влиянии поездок на Русское государство, обсуждают варианты, приходят к единому решению. Определяют, какие события, описанные в былине, могли бы реально произойти. Выбирают одного ученика, кто будет отвечать, от группы. От каждой группы выступает по одному человеку, со своими предположениями и обоснованиями. Работа в четверке, проводят анализ былины. Общее обсуждение анализа. Высказываются о том какие различия и что общего было замечено в двух текстах. Рассказывают о своих ощущения и впечатлениях от двух текстов и мнение какой, вариант им понравился. Объясняют почему. Отвечают на вопросы учителя, подтверждают ответы отрывками из текста. Находят запев и исход, читают. |