Внимательно послушайте стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Мой секрет» В той удивительной стране, Где я увидел свет, Как многим, исполнялось мне, И пять, и десять лет. В Стране Фантазий и Проказ, И озорных Затей, Когда-то каждый был из нас, Одним из тех детей. Все те, кто рос тогда со мной, И набирал года, Однажды с этою Страной, Простились навсегда. - О какой Стране идёт речь? - Почему мы начали урок именно с этого стихотворения? - Предположите тему сегодняшнего урока? - Правильно. Запишем её на доске. -Какими будут цели нашего урока? Прочитайте на доске: ПОВТОРИТЬ, ИЗУЧИТЬ, ОЗНАКОМИТЬСЯ, ОБОБЩИТЬ, ВСПОМНИТЬ. НАХОДИТЬ. - Все ли действия будем выполнять на этом уроке? Выберите те цели, которые подходят к нашему уроку. - Сегодня мы будем повторять, обобщать, вспоминать то, что учили. А чтобы полученную информацию сделать компактной, удобной, я предлагаю сегодня сделать схему. Что такое схема? Схема - изображение, показывающее взаимосвязь, структуру или последовательность событий. Взгляните на доску. В нашей схеме уже есть вершина-главное слово, нам предстоит достроить её до конца. 1.Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига). Найдите лишний портрет Почему? Что объединяет эти все портреты? Вспомните, как зовут писателей и распределите правильно таблички с инициалами (на доске) 2. Следующее задание выполняем в паре. Возьмите карточку №1 и заполните таблицу. - Проверим, как Вы заполнили таблицу Оцените себя в оценочном листе. 3. Работа по учебнику. Выразительное чтение. 1) - К какому произведению можно отнести данную пословицу: Не давши слово – крепись, а давши – держись. - Как вы понимаете её смысл? 2) - Что заинтересовало Борю у бабушки? - Подтвердите это словами из текста, тот факт, что Боря был восхищен пароходиком. (стр.32) - Найдите описание пароходика в тексте (стр.32). Прочитайте. Ребята, у Вас прозвучало слово корма (мачта). А что это такое? А где можно найти правильное лексическое значение интересующего нас слова? - Кто поможет найти лексическое значение слов в словаре? - Какие средства художественной выразительности использует автор при описании предмета обожания мальчика? ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТЫ - Приведите примеры из текста 3) - Почему мальчик не сдержал слово? Что им двигало любопытство или любознательность? - Чему же учит этот рассказ? От чего в будущем нас хочет оградить автор, рассказывая о своем случае из жизни? 4) - Из какого произведения эта пословица? -Как вы понимаете её смысл. - Почему автор употребил эту пословицу в своём рассказе? -На дом Вам было задано подготовиться к выр. чтению по ролям отрывка из произведения М.Зощенко «Ёлка» с.51-53 Читают: автор -_______________ мама - _______________ Лёля - ________________ Минька - __________________ Мама мальчика - ______________ Мама девочки - __________________ Папа - ________________________ - У Вас выделено слово «золотушным»? Что оно обозначает, где можно найти информацию об этом слове? - Какой урок извлек для себя автор из событий своего детства? Стр.53 - Какова главная мысль данного рассказа? Ребята, кто читал выразительно по ролям, оцените себя в оценочном листе. - Прочитал без ошибок, выразит – 5 баллов - Прочитал выразит., но допустил ошибки -1, 2 ошибки – 4 балла - Читал монотонно, допустил 3-4 ошибки – 3 балла - Более 5 ошибок – 0 баллов ФИЗМИНУТКА для глаз под музыку Э.Грига -Кто догадался, о каком произведении будем сейчас говорить? Почему Вы так решили? - Кто такой Э.Григ? Послушайте сообщение о великом композиторе. - Давайте вспомним, как встретились Э.Григ и Дагни. - Ребята, сейчас во время инсценировки снова звучала музыка Э.Грига. У каждого из вас во время прослушивания в душе возникли какие-то чувства. А какое действие произвела музыка Э. Грига на Дагни. Найдите в тексте и прочитайте. Стр.45. - У Вас выделено голубым прямоугольником слово «симфоническая музыка»? Что оно обозначает, где можно найти информацию об этом слове? - А какие чувства возникли у Дагни во время прослушивания. Найдите в тексте и прочитайте. Стр.46. - Найдите главную мысль текста. Стр.47. - Чему же учит нас рассказ К.Г. Паустовского? -К.Г. Паустовский и Э.Григ - оба великие мастера. Один – словом, другой музыкой пробуждает в нас любовь к родному краю, раскрывает красоту окружающего нас мира. - Посмотрите, какая у нас получилась схема - Предлагаю вам ответить на вопросы, используя эту схему. Работаем фронтально. 1) Кто является главным героем рассказа Б.С.Житкова? 2) Кто автор рассказа, в котором герой-композитор? 3) Какова главная мысль произведения М.М. Зощенко? Задайте свои вопросы. Что вам помогло ответить на вопросы? Бюро находок. Определите, из какого произведения предмет: Фарфоровая кукла, рояль, кораблик, паровозик, яблоко, хлопушка, корзина с шишками, чёрное платье, нож, хрустальная туфелька. - Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно (тест по вариантам). Проверка по эталону. 1 вариант: 2 вариант: 1-в 1- в 2-в 2- б 3-а,б,в 3- а, б, в 4-б 4 - б 5- а 5 - б Оцените себя в оценочном листе. Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5» 4 правильных ответов - «4» 3 правильных ответа - «3» 2 и менее правильных ответов – «0» | Слушают О Стране Детства Мы изучили раздел «Страна детства» Предполагают тему урока: - «Обобщение по разделу «Страна детства» Предполагают цель урока. Предполагают задачи урока: 1.Вспомнить произведения раздела «Страна детства» и их авторов 2.Повторить содержание произведений раздела «Страна детства». 3. Находить необходимую информацию в тексте дети показывают портрет Э.Грига это портрет композитора это писатели, произведения входят в раздел «Страна детства» Б.С.Житков, К.Г.Паустовский, М.М.Зощенко Дети расставляют на магнитной доске карточки с именами под портретами писателей С-1 Работа в паре на доске, под портретами писателей, дети выставляют карточки с названиями произведений С-2 С-3 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить. Я глаз не мог от него оторвать. Работа со словарём Ожёгова С-4 Будочка-домик, винт-розочка С-5 Ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать обещанного, данного слова, слушаться взрослых С-6 С вами водиться, что в крапиву садиться. Водиться-дружить. Отказалась тетя дружить, потому что хозяева обошлись с гостями грубо и невежливо, прогнали их. Таких людей называют колкими, резкими и поэтому сравнивают с крапивой. Грубость, хамство, агрессивное поведение приводит к конфликту и ссоре. С такими людьми, как Минька и Лелька, не очень приятно общаться. Работа с интернет-ресурсами Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», т.к. прозвучала музыка Э.Грига Инсценировка Работа с «Толковым словарём» в конце учебника С-7 |