СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Страна детства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Страна детства".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Страна детства".»

Тема: Обобщение по разделу «Страна детства»

Тип урока: Обобщающий

Цель урока: закрепить знания учащихся по разделу «Страна детства»

Задачи урока:

Образовательные: повторить и обобщить изученный материал в разделе «Страна детства» (произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» М.М.Зощенко «Ёлка» ), выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения

Развивающие: развивать качества полноценного чтения, творческое воображение, связную речь, восприятие на слух поэтического текста, внимание, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам и чтению, трудолюбие, эстетические чувства и потребности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Закрепили знания по разделу «Страна детства», осуществляют поиск и выделение информации

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умеют работать с текстом, осуществляют поиск и выделение информации, восприятие художественного текста, умеют осуществлять операции обобщения, синтеза, конкретизации;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют прогнозировать, умеют контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умеют формулировать собственное мнение, аргументируют свою точку зрения, строят высказывание в монологической и диалогической форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

формируют уважительное отношение к иному мнению, строят свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивируют свои действия, формируют ценностное отношение к природе, чувство прекрасного, трудолюбие, эстетические чувства и потребности.

Средства обучения: УМК «Школа России» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 4 класс 2 часть; презентация, раздаточный материал.


Ход урока

Педагогическая деятельность учителя


Учебно-познавательная деятельность обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сейчас урок чтения. К нам пришли гости. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2.Речевая разминка

-Для того, чтобы работа на уроке была успешной, начнём с дыхательной гимнастики.

- Наслаждаемся ароматом цветка

- Гасим свечи на торте

- Тушим каждую свечу

- Жужжим длинно

- Жужжим коротко

- Надуваем шарик

Речевая разминка:

Учитель: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.



Дети выполняют упражнение











3. Повторение и обобщение изученного

Внимательно послушайте стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Мой секрет»

В той удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне,

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ,

И озорных Затей,

Когда-то каждый был из нас,

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной,

И набирал года,

Однажды с этою Страной,

Простились навсегда.

- О какой Стране идёт речь?

- Почему мы начали урок именно с этого стихотворения?

- Предположите тему сегодняшнего урока? - Правильно. Запишем её на доске.

-Какими будут цели нашего урока? Прочитайте на доске:

ПОВТОРИТЬ, ИЗУЧИТЬ, ОЗНАКОМИТЬСЯ, ОБОБЩИТЬ, ВСПОМНИТЬ. НАХОДИТЬ.

- Все ли действия будем выполнять на этом уроке?

Выберите те цели, которые подходят к нашему уроку.

- Сегодня мы будем повторять, обобщать, вспоминать то, что учили. А чтобы полученную информацию сделать компактной, удобной, я предлагаю сегодня сделать схему.

Что такое схема?

Схема - изображение, показывающее взаимосвязь, структуру или последовательность событий.

Взгляните на доску. В нашей схеме уже есть вершина-главное слово, нам предстоит достроить её до конца.

1.Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига).

Найдите лишний портрет

Почему?

Что объединяет эти все портреты?

Вспомните, как зовут писателей и          распределите правильно таблички с инициалами (на доске)


2. Следующее задание выполняем в паре. Возьмите карточку №1 и заполните таблицу.

- Проверим, как Вы заполнили таблицу

Оцените себя в оценочном листе.

3. Работа по учебнику. Выразительное чтение.

1) - К какому произведению можно отнести данную пословицу:

Не давши слово – крепись, а давши – держись.

- Как вы понимаете её смысл?

2) - Что заинтересовало Борю у бабушки?

- Подтвердите это словами из текста, тот факт, что Боря был восхищен пароходиком. (стр.32)

- Найдите описание пароходика в тексте (стр.32). Прочитайте.

Ребята, у Вас прозвучало слово корма (мачта). А что это такое? А где можно найти правильное лексическое значение интересующего нас слова?

- Кто поможет найти лексическое значение слов в словаре?

- Какие средства художественной выразительности использует автор при описании предмета обожания мальчика?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТЫ

- Приведите примеры из текста

3) - Почему мальчик не сдержал слово? Что им двигало любопытство или любознательность?

- Чему же учит этот рассказ? От чего в будущем нас хочет оградить автор, рассказывая о своем случае из жизни?

4) - Из какого произведения эта пословица?

-Как вы понимаете её смысл.

- Почему автор употребил эту пословицу в своём рассказе?

-На дом Вам было задано подготовиться к выр. чтению по ролям отрывка из произведения М.Зощенко «Ёлка» с.51-53

Читают:

автор -_______________

мама - _______________

Лёля - ________________

Минька - __________________

Мама мальчика - ______________

Мама девочки - __________________

Папа - ________________________

- У Вас выделено слово «золотушным»? Что оно обозначает, где можно найти информацию об этом слове?


- Какой урок извлек для себя автор из событий своего детства? Стр.53

- Какова главная мысль данного рассказа?

Ребята, кто читал выразительно по ролям, оцените себя в оценочном листе.

- Прочитал без ошибок, выразит – 5 баллов

- Прочитал выразит., но допустил ошибки -1, 2 ошибки – 4 балла

- Читал монотонно, допустил 3-4 ошибки – 3 балла

- Более 5 ошибок – 0 баллов

ФИЗМИНУТКА для глаз под музыку Э.Грига


-Кто догадался, о каком произведении будем сейчас говорить? Почему Вы так решили?

- Кто такой Э.Григ? Послушайте сообщение о великом композиторе.

- Давайте вспомним, как встретились Э.Григ и Дагни.

- Ребята, сейчас во время инсценировки снова звучала музыка Э.Грига. У каждого из вас во время прослушивания в душе возникли какие-то чувства. А какое действие произвела музыка Э. Грига на Дагни. Найдите в тексте и прочитайте. Стр.45.

- У Вас выделено голубым прямоугольником слово «симфоническая музыка»? Что оно обозначает, где можно найти информацию об этом слове?

- А какие чувства возникли у Дагни во время прослушивания. Найдите в тексте и прочитайте. Стр.46.

- Найдите главную мысль текста. Стр.47.

- Чему же учит нас рассказ К.Г. Паустовского?

-К.Г. Паустовский и Э.Григ - оба великие мастера. Один – словом, другой музыкой пробуждает в нас любовь к родному краю, раскрывает красоту окружающего нас мира.

- Посмотрите, какая у нас получилась схема

- Предлагаю вам ответить на вопросы, используя эту схему. Работаем фронтально.

1) Кто является главным героем рассказа Б.С.Житкова?

2) Кто автор рассказа, в котором герой-композитор?

3) Какова главная мысль произведения М.М. Зощенко?

Задайте свои вопросы.

Что вам помогло ответить на вопросы?


Бюро находок.  

Определите, из какого произведения предмет: Фарфоровая кукла, рояль, кораблик, паровозик, яблоко, хлопушка, корзина с шишками, чёрное платье, нож, хрустальная туфелька.


- Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно (тест по вариантам).

Проверка по эталону.

1 вариант: 2 вариант:

1-в 1- в

2-в 2- б

3-а,б,в 3- а, б, в

4-б 4 - б

5- а 5 - б

Оцените себя в оценочном листе.

Критерии оценивания:

  • 5 правильных ответов – «5»

  • 4 правильных ответов - «4»

  • 3 правильных ответа - «3»

2 и менее правильных ответов – «0»




Слушают













О Стране Детства

Мы изучили раздел «Страна детства»


Предполагают тему урока:

- «Обобщение по разделу «Страна детства»

Предполагают цель урока.

Предполагают задачи урока:

1.Вспомнить произведения раздела «Страна детства» и их авторов

2.Повторить содержание произведений раздела «Страна детства».

3. Находить необходимую информацию в тексте













дети показывают портрет Э.Грига

это портрет композитора

это писатели, произведения входят в раздел «Страна детства»

Б.С.Житков, К.Г.Паустовский, М.М.Зощенко

Дети расставляют на магнитной доске карточки с именами под портретами писателей

С-1

Работа в паре

на доске, под портретами писателей, дети выставляют карточки с названиями произведений

С-2



С-3


Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.


Я глаз не мог от него оторвать.










Работа со словарём Ожёгова





С-4



Будочка-домик, винт-розочка




С-5


Ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать обещанного, данного слова, слушаться взрослых


С-6

С вами водиться, что в крапиву садиться.

Водиться-дружить. Отказалась тетя дружить, потому что хозяева обошлись с гостями грубо и невежливо, прогнали их. Таких людей называют колкими, резкими и поэтому сравнивают с крапивой. Грубость, хамство, агрессивное поведение приводит к конфликту и ссоре. С такими людьми, как Минька и Лелька, не очень приятно общаться.





Работа с интернет-ресурсами
















Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», т.к. прозвучала музыка Э.Грига



Инсценировка














Работа с «Толковым словарём» в конце учебника





































С-7







4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ребята, наш урок подошел к концу.

- Вспомним задачи урока, которые мы ставили перед собой.

- Мы решили все задачи?

- Чем пользовались на уроке?

- Помогла ли эта схема на уроке?

 - Посмотрите на схему и скажите, чему учат все произведения этого раздела своих читателей?

- Ребята, поделитесь Вашим впечатлением от урока ( настроение отличное, и вы довольны своей работой и урок понравился – зелёный листок; не очень – жёлтый; не понравился и настроение плохое - красный).

- Сегодня все хорошо работали на уроке, но самыми активными, внимательными были ………..

Покажите мне свои листы самооценки. Итак, оценки за урок…….

Д/З: к следующему уроку найдите и прочитайте произведение, которое можно было бы включить в данный раздел. Подготовьте краткий пересказ или аннотацию прочитанной книги.

Отвечают на вопросы учителя, продолжают высказывания, оценивают свою работу на уроке.


Учат добру, честности, вежливости,  умению общаться, признавать свои ошибки.