СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Страна детства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Страна детства".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Страна детства".»

Тема: Обобщение по разделу «Страна детства»

Тип урока: Обобщающий

Цель урока: закрепить знания учащихся по разделу «Страна детства»

Задачи урока:

Образовательные: повторить и обобщить изученный материал в разделе «Страна детства» (произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» М.М.Зощенко «Ёлка» ), выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения

Развивающие: развивать качества полноценного чтения, творческое воображение, связную речь, восприятие на слух поэтического текста, внимание, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам и чтению, трудолюбие, эстетические чувства и потребности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Закрепили знания по разделу «Страна детства», осуществляют поиск и выделение информации

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умеют работать с текстом, осуществляют поиск и выделение информации, восприятие художественного текста, умеют осуществлять операции обобщения, синтеза, конкретизации;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют прогнозировать, умеют контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умеют формулировать собственное мнение, аргументируют свою точку зрения, строят высказывание в монологической и диалогической форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

формируют уважительное отношение к иному мнению, строят свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивируют свои действия, формируют ценностное отношение к природе, чувство прекрасного, трудолюбие, эстетические чувства и потребности.

Средства обучения: УМК «Школа России» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 4 класс 2 часть; презентация, раздаточный материал.


Ход урока

Педагогическая деятельность учителя


Учебно-познавательная деятельность обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сейчас урок чтения. К нам пришли гости. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2.Речевая разминка

-Для того, чтобы работа на уроке была успешной, начнём с дыхательной гимнастики.

- Наслаждаемся ароматом цветка

- Гасим свечи на торте

- Тушим каждую свечу

- Жужжим длинно

- Жужжим коротко

- Надуваем шарик

Речевая разминка:

Учитель: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.



Дети выполняют упражнение











3. Повторение и обобщение изученного

Внимательно послушайте стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Мой секрет»

В той удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне,

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ,

И озорных Затей,

Когда-то каждый был из нас,

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной,

И набирал года,

Однажды с этою Страной,

Простились навсегда.

- О какой Стране идёт речь?

- Почему мы начали урок именно с этого стихотворения?

- Предположите тему сегодняшнего урока? - Правильно. Запишем её на доске.

-Какими будут цели нашего урока? Прочитайте на доске:

ПОВТОРИТЬ, ИЗУЧИТЬ, ОЗНАКОМИТЬСЯ, ОБОБЩИТЬ, ВСПОМНИТЬ. НАХОДИТЬ.

- Все ли действия будем выполнять на этом уроке?

Выберите те цели, которые подходят к нашему уроку.

- Сегодня мы будем повторять, обобщать, вспоминать то, что учили. А чтобы полученную информацию сделать компактной, удобной, я предлагаю сегодня сделать схему.

Что такое схема?

Схема - изображение, показывающее взаимосвязь, структуру или последовательность событий.

Взгляните на доску. В нашей схеме уже есть вершина-главное слово, нам предстоит достроить её до конца.

1.Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига).

Найдите лишний портрет

Почему?

Что объединяет эти все портреты?

Вспомните, как зовут писателей и          распределите правильно таблички с инициалами (на доске)


2. Следующее задание выполняем в паре. Возьмите карточку №1 и заполните таблицу.

- Проверим, как Вы заполнили таблицу

Оцените себя в оценочном листе.

3. Работа по учебнику. Выразительное чтение.

1) - К какому произведению можно отнести данную пословицу:

Не давши слово – крепись, а давши – держись.

- Как вы понимаете её смысл?

2) - Что заинтересовало Борю у бабушки?

- Подтвердите это словами из текста, тот факт, что Боря был восхищен пароходиком. (стр.32)

- Найдите описание пароходика в тексте (стр.32). Прочитайте.

Ребята, у Вас прозвучало слово корма (мачта). А что это такое? А где можно найти правильное лексическое значение интересующего нас слова?

- Кто поможет найти лексическое значение слов в словаре?

- Какие средства художественной выразительности использует автор при описании предмета обожания мальчика?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТЫ

- Приведите примеры из текста

3) - Почему мальчик не сдержал слово? Что им двигало любопытство или любознательность?

- Чему же учит этот рассказ? От чего в будущем нас хочет оградить автор, рассказывая о своем случае из жизни?

4) - Из какого произведения эта пословица?

-Как вы понимаете её смысл.

- Почему автор употребил эту пословицу в своём рассказе?

-На дом Вам было задано подготовиться к выр. чтению по ролям отрывка из произведения М.Зощенко «Ёлка» с.51-53

Читают:

автор -_______________

мама - _______________

Лёля - ________________

Минька - __________________

Мама мальчика - ______________

Мама девочки - __________________

Папа - ________________________

- У Вас выделено слово «золотушным»? Что оно обозначает, где можно найти информацию об этом слове?


- Какой урок извлек для себя автор из событий своего детства? Стр.53

- Какова главная мысль данного рассказа?

Ребята, кто читал выразительно по ролям, оцените себя в оценочном листе.

- Прочитал без ошибок, выразит – 5 баллов

- Прочитал выразит., но допустил ошибки -1, 2 ошибки – 4 балла

- Читал монотонно, допустил 3-4 ошибки – 3 балла

- Более 5 ошибок – 0 баллов

ФИЗМИНУТКА для глаз под музыку Э.Грига


-Кто догадался, о каком произведении будем сейчас говорить? Почему Вы так решили?

- Кто такой Э.Григ? Послушайте сообщение о великом композиторе.

- Давайте вспомним, как встретились Э.Григ и Дагни.

- Ребята, сейчас во время инсценировки снова звучала музыка Э.Грига. У каждого из вас во время прослушивания в душе возникли какие-то чувства. А какое действие произвела музыка Э. Грига на Дагни. Найдите в тексте и прочитайте. Стр.45.

- У Вас выделено голубым прямоугольником слово «симфоническая музыка»? Что оно обозначает, где можно найти информацию об этом слове?

- А какие чувства возникли у Дагни во время прослушивания. Найдите в тексте и прочитайте. Стр.46.

- Найдите главную мысль текста. Стр.47.

- Чему же учит нас рассказ К.Г. Паустовского?

-К.Г. Паустовский и Э.Григ - оба великие мастера. Один – словом, другой музыкой пробуждает в нас любовь к родному краю, раскрывает красоту окружающего нас мира.

- Посмотрите, какая у нас получилась схема

- Предлагаю вам ответить на вопросы, используя эту схему. Работаем фронтально.

1) Кто является главным героем рассказа Б.С.Житкова?

2) Кто автор рассказа, в котором герой-композитор?

3) Какова главная мысль произведения М.М. Зощенко?

Задайте свои вопросы.

Что вам помогло ответить на вопросы?


Бюро находок.  

Определите, из какого произведения предмет: Фарфоровая кукла, рояль, кораблик, паровозик, яблоко, хлопушка, корзина с шишками, чёрное платье, нож, хрустальная туфелька.


- Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно (тест по вариантам).

Проверка по эталону.

1 вариант: 2 вариант:

1-в 1- в

2-в 2- б

3-а,б,в 3- а, б, в

4-б 4 - б

5- а 5 - б

Оцените себя в оценочном листе.

Критерии оценивания:

  • 5 правильных ответов – «5»

  • 4 правильных ответов - «4»

  • 3 правильных ответа - «3»

2 и менее правильных ответов – «0»




Слушают













О Стране Детства

Мы изучили раздел «Страна детства»


Предполагают тему урока:

- «Обобщение по разделу «Страна детства»

Предполагают цель урока.

Предполагают задачи урока:

1.Вспомнить произведения раздела «Страна детства» и их авторов

2.Повторить содержание произведений раздела «Страна детства».

3. Находить необходимую информацию в тексте













дети показывают портрет Э.Грига

это портрет композитора

это писатели, произведения входят в раздел «Страна детства»

Б.С.Житков, К.Г.Паустовский, М.М.Зощенко

Дети расставляют на магнитной доске карточки с именами под портретами писателей

С-1

Работа в паре

на доске, под портретами писателей, дети выставляют карточки с названиями произведений

С-2



С-3


Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.


Я глаз не мог от него оторвать.










Работа со словарём Ожёгова





С-4



Будочка-домик, винт-розочка




С-5


Ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать обещанного, данного слова, слушаться взрослых


С-6

С вами водиться, что в крапиву садиться.

Водиться-дружить. Отказалась тетя дружить, потому что хозяева обошлись с гостями грубо и невежливо, прогнали их. Таких людей называют колкими, резкими и поэтому сравнивают с крапивой. Грубость, хамство, агрессивное поведение приводит к конфликту и ссоре. С такими людьми, как Минька и Лелька, не очень приятно общаться.





Работа с интернет-ресурсами
















Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», т.к. прозвучала музыка Э.Грига



Инсценировка














Работа с «Толковым словарём» в конце учебника





































С-7







4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ребята, наш урок подошел к концу.

- Вспомним задачи урока, которые мы ставили перед собой.

- Мы решили все задачи?

- Чем пользовались на уроке?

- Помогла ли эта схема на уроке?

 - Посмотрите на схему и скажите, чему учат все произведения этого раздела своих читателей?

- Ребята, поделитесь Вашим впечатлением от урока ( настроение отличное, и вы довольны своей работой и урок понравился – зелёный листок; не очень – жёлтый; не понравился и настроение плохое - красный).

- Сегодня все хорошо работали на уроке, но самыми активными, внимательными были ………..

Покажите мне свои листы самооценки. Итак, оценки за урок…….

Д/З: к следующему уроку найдите и прочитайте произведение, которое можно было бы включить в данный раздел. Подготовьте краткий пересказ или аннотацию прочитанной книги.

Отвечают на вопросы учителя, продолжают высказывания, оценивают свою работу на уроке.


Учат добру, честности, вежливости,  умению общаться, признавать свои ошибки.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!