Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна
Средняя общеобразовательная школа № 19
(МБОУ «СОШ № 19»)
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1б
Дата проведения: 22.01.2025
Учитель С.В. Бубнова
Тема: «В гости к букве Ё»
Цель: создание условий для формирования основ читательской грамотности у обучающихся
Задачи:
1.Образовательные:
Познакомить с историческим прошлым появления буквы Ё;
расширить представления о происхождении буквы ё;
учить применять читательские навыки на практике в жизненных ситуациях.
2. Развивающие:
активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас;
развивать память, мышление, воображение, умение анализировать гибкость и самостоятельность мышления;
развивать познавательный интерес к основам читательской грамотности;
совершенствовать коммуникативные умения.
Находить и извлекать несколько единиц информации расположенных в разных фрагментах текста.
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Понимать фактологическую информацию.
Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
3. Воспитывающие:
воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах и транспорте;
воспитывать социально-нравственные качества личности: интерес к истории нашей страны, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
воспитывать культуру поведения в общественных местах, бережное отношение к памятникам.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют уважительное отношение друг другу; проявляют осознания важности исторического прошлого для нашей страны.
Метапредметные:
регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; осуществляют прогнозирование, целеполагание как постановку учебной задачи; оценка деятельности;
познавательные УУД: общеучебные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной речи, логические: анализ, синтез — составляют целое из частей; строят логические цепочки рассуждений; коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; управляют поведением партнёра — контролируют; учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работа в парах.
Предметные: определяют необходимость в появлении буквы ё, объясняют историческое происхождение буквы Ё, применяют читательские навыки в жизненных ситуациях.
Оборудование: мультимедийная техника, презентация, видеофильм, рабочие листы, сувениры «буква ё», шкатулка.
Ход занятия
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
1.-С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Что вы о ней узнали? (Гласная, «хитрая»- буква одна, а звука два; всегда ударная; обозначает мягкость согласного).
III. Самоопределение к деятельности.
1.Ребята, нам голосовое сообщение.
«Здравствуйте, ребята! Я так рада, что вы со мной познакомились на прошлом уроке.
Я приглашаю вас к себе в гости.
Чтобы узнать где я живу, как ко мне доехать, вы сможете, узнать, если выполните задания.»
- Ребята, от кого это сообщение? О чём просит нас буква?
(Буква Ё).
- Ребята, какова тема нашего занятия? В гости к букве Ё
- Какие цели поставим перед собой? Узнать, где живёт буква, побывать у неё в гостях, выполнить задания.
- Предлагаю нам отправиться в гости к букве Ё.
IV. Постановка проблемы.
1.Разгадайте ребусы .
Отгадка: буква.
Отгадка: памятник.
- Что общего может быть у этих понятий?
2.Проблема.
- Как вы думаете, ставят ли памятники буквам? Есть ли в нашей стране такие памятники?
-На этот вопрос поищем ответ на уроке.
-Договоримся, если вы верно выполните задание, то ставите в квадрате рядом с заданием +.
А если неверно, то минус. Всего 7 заданий.
В конце урока мы посчитаем все плюсы.
VI.Этап решения проблемы.
Работа в парах по рабочим листам.(Приложение № 1).
1.Прочитайте текст.
В городе Ульяновске есть памятник букве «Ё».
«Ё» — молодая буква. Появилась она в конце 18 века. День рождения буквы «Ё» 29 ноября.
- Ребята, выполните задания к тексту.
2.Ответь на вопрос, обведи букву с правильным ответом:
В каком городе есть памятник букве Ё?
А. Иркутск
Б. Смоленск
В. Ульяновск
3.В каком веке появилась буква Ё?
А. 10 век
Б. 18 век
В. 7 век
4.Обведи в календаре день рождения буквы Ё.
Ответ: 29 ноября.
Проверка выполнения заданий.
- Что узнали о букве Ё?
Отправляемся на вокзал.
Физминутка для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу
Задание «На вокзале»
-Мы решили поехать в Ульяновск. Поезд отправляется с вокзала города Тулун.
Задание № 5. Для поездки необходимо купить билет при помощи электронного терминала.
Терминал
1.Номер поезда
2.Город отправления
3.Город прибытия
В какой последовательности нужно указать информацию на экране терминала?
Обведи букву выбранного ответа.
А. Тулун – Ульяновск – №5
Б. №5 – Тулун – Ульяновск
В. №5 – Ульяновск – Тулун
Задание № 6. Пока мы ждём поезд, по радио объявили правила поведения на вокзале. Те же правила изображены на информационной доске, но в виде картинок.
Помогите выяснить, какая картинка иллюстрирует каждое правило.
А.
Б.
В.
Г.
Д.
Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.
1) Курение запрещено
2) Мусор бросайте только в урну
3) Запрещено ходить по железнодорожным путям
Ответ
Физминутка « Поезд»
аровоз
Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)
В городе Ульяновске.
Задание № 7. Работа с текстом.
Работа в парах.
Доехать до этого места можно от вокзала на маршрутном такси или на трамвае № 2, остановка «Гостиница Венец».
Вопрос№7
На каком транспорте мы поедем от вокзала до памятника?
Маршрутное такси
Трамвай
автобус
Вопрос № 8
На какой остановке нам выходить?
1.Гостиница Венец
2. Магазин игрушек
3.Аптека
«Мы в гостях у буквы Ё»
-Мы идём в гости к букве.
-Как себя нужно вести у памятников?
Правила поведения у памятников
1.Нельзя разрушать памятники.
2.Нельзя писать или вырезать надписи.
3.Нельзя лазить, сидеть, лежать на памятниках.
Просмотр видеоролика « История происхождения буквы Ё».
Вопросы по просмотру видео. https://www.youtube.com/watch?v=zK2wI2rP82A&t=164s
- Что нового узнали?
Многие задаются вопросом: почему памятник букве «Ё» установлен в Ульяновске?
Потому что этот город является родиной знаменитого историка и литератора Николая Михайловича Карамзина, а он, как известно, был первым автором, который напечатал эту букву в своих произведениях. Считается, что буква «Ё» обязана своим появлением княгине Екатерине Романовне Дашковой. Именно она 29 ноября 1783 года на заседании Академии Российской с участием писателя Дениса Фонвизина, поэта Гавриила Державина и других известных тогда литераторов внесла предложение немного дополнить алфавит.
Выступление учеников. Чтение стихотворения наизусть.
(Приложение № 2)
Возвращение домой.
Физминутка «Поезд»
V.Подведение итогов.
-Что больше всего понравилось? Что нового узнали?
Оценивание своей работы на уроке.
7 -6 баллов –Умница! Ты показал отличные знания!
6 -5 баллов –Замечательно! Но есть задания, которые вызвали затруднения у тебя.
4 -3 балла – Надо приложить усилия, чтобы читать вдумчиво и быть внимательным на уроке.
2 и меньше –Учись читать, будь старательным и у тебя всё получится!
VI. Д/ з: нарисовать открытку с днём рождения буквы Ё. Узнайте в сети Интернет, есть ли ещё в нашей стране памятники буквам. Дома родителям расскажите, что вы сегодня узнали на уроке.
VII.Рефлексия.
Выберите смайлик. Поднимите руку.
Подарки.
Голосовое сообщение: «Ребята, я рада, что вы побывали у меня в гостях! На память я хочу вам подарить сувениры. Отгадайте, что в шкатулке.» (В шкатулке сувениры- магнитики «Буква ё» )
Букву мы напишем в строчке,
Сверху две добавим точки,
Будто глазки у неё,
Получаем букву...Ё»
-Молодцы, ребята! До свидания! Приезжайте ещё! До встречи!
Приложение № 1
1.Прочитайте текст.
В городе Ульяновске есть памятник букве «Ё». «Ё» — молодая буква.
Появилась она в конце 18 века.
День рождения буквы «Ё» 29 ноября.
2.Ответь на вопрос, обведи букву с правильным ответом.
В каком городе есть памятник букве Ё?
А. Иркутск
Б. Смоленск
В. Ульяновск
3.В каком веке появилась буква Ё?
А. 10 век
Б. 18 век
В. 7 век
4.Обведи в календаре день рождения буквы Ё.
5. В какой последовательности нужно указать информацию на экране терминала?
Терминал
1.Номер поезда
2.Город отправления
3.Город прибытия
Обведи букву выбранного ответа.
А. Тулун – Ульяновск – №5
Б. №5 – Тулун – Ульяновск
В. №5 – Ульяновск – Тулун
6.Правила поведения на вокзале.
1) Курение запрещено.
2) Мусор бросайте только в урну.
3) Запрещено ходить по железнодорожным путям.
Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.
А. Б.
В.
Г.
Д.
7. Доехать до памятника можно от вокзала на маршрутном такси или на трамвае № 2, остановка «Гостиница Венец».
Вопрос№8.
На каком транспорте мы поедем от вокзала до памятника?
Трамвай № 3
Трамвай № 2
Автобус № 2
Вопрос № 9
На какой остановке нам выходить?
1.Гостиница Венец
2. Магазин игрушек
3.Аптека
Приложение № 2
Все, что дано историей для нас,
Мы сохранять обязаны примерно,
Чтоб памятки не рушили подчас,
Не обращались варварски и скверно.
Курганы, городища на века
Беречь мы будем, как зеницу ока,
История как море глубока,
Но помнить мы должны свои истоки!
Вам, берегущим верно старину,
Почет и слава, и спасибо наше,
История и время на кону —
Быть может, станет будущее краше!
Источники
https://www.google.com/search?client=opera-
https://www.youtube.com/watch?v=zK2wI2rP82A&t=164s
https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/den-pamyatnikov/
4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/16/
5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/09/22/gimnastika-dlya-glaz-v-stihah
6. https://www.google.com/search?client=opera-gx&q=картинка+смайлики+рефлексия
7. https://www.google.com/search?client=opera-gx&q