СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Обобщение. Басни И.А. Крылова" 

ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ. ПРОВЕРИТЬ, КАК РЕБЯТА ПОНЯЛИ И УСВОИЛИ ТЕКСТЫ БАСЕН. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературному чтению»

М БОУ СОШ №58






Открытый урок на тему:

«Обобщение. Басни И.А.Крылова»








Учитель начальных классов

Гитинова Хадижат Хайрулаевна


Махачкала 2019 г.

Тема: Обобщение. Басни И.А.Крылова.

Цель: Использование ранее освоенных умений для реализации замысла; практическое применение знаний и умений в синтетическом виде искусства – театре.

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.А.Крылов.

Оборудование: компьютер, портрет И.А.Крылова.

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Объявление темы и цели урока.

– Нам сегодня предстоит повторить пройденное и прослушать некоторые новые для вас басни.

Давайте совершим заочную экскурсию в Санкт – Петербург, в Летний сад, где всегда играет детвора и рассматривает задумавшегося поэта – баснописца, искусно изображенных герое его басен - -разных зверей и птиц, знакомых каждому из вас.

Эпиграфом к нашему уроку является слова самого Крылова

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

- Как понимаете слово «пороки»? (синоним)

Недостатки, отрицательные черты человека.

- Обратите внимание на книги, изданные в разное время. В них можно найти любую басню, которая вас заинтересует.

- Что такое басня?

(это жанр литературного производства, где под животными подразумеваются люди)

- Правильно. А вот как толковый словарь дает лексическое значение слова «басня»

- В чем сила басни?

- А что есть в каждой басне?

Мораль – поучительный вывод из басни, нравоучение, наставление.

Басни писали многие, но Крылов писал лучше всех: так доходчиво, так просто, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык.

Время было такое, что нельзя было открыто критиковать царей, вельмож, а этот жанр позволял обмануть цензуру, потому что действующими лицами его басни были кто? (правильно: звери, деревья, птицы, вещи, т.е.: вся природа). Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он ответил: «Ведь звери мои за меня говорят»

– Что же говорят звери, мы с вами сейчас узнаем. Среди нас есть герои его басен.

  1. Инсценирование басен

«Квартет»

- Что высмеивает автор?

- Какова мораль?

- Какую пословицу можно подобрать?

«Стрекоза и муравей»

- Какие пороки щиплет Крылов в этой басне?

- Какова мораль?

- Какую пословицу можно подобрать?

В каждой семье думают о зиме. (А как?)

«Слон и Моська»

- Спасибо, ребята! Мне показалось, что мы побывали в театре. Вы со мной согласны? А есть, ребята, еще басни, но мой взгляд очень поучительные.

Я читаю, а вы должны образно представить героев этой басни.

  1. Знакомство с басней «Волк и журавли»

Чтение учителем.

Вопросы учащихся

- Кто герои этой басни?

- Что высмеивает автор?

- Какова мораль?

Словарная работа.

  1. Досыта, до отвала-

  2. Продравши -

  3. Обнажить -


Чтение басни учащимися.

- У Крылова еще много замечательных басен, с помощью которых он смог высмеять недостатки общества.

Его поэзия – это поэзия мудрости.

Вот что сказал о нем поэт Исаковский, русский писатель Гоголь.


Традиции И.А.Крылова продолжил в Дагестанской литературе баснописец Гамзат Цадаса (отец поэта Расула Гамзатова).

- Я вам прочитаю басню, в которой 4 строки, но в них большой смысл


Чтение басни

С высокой крыши белая коза

Ругала волка серого в глаза.

Волк рассмеялся козью брань услыша:

Отважна так не ты, коза, а крыша.

- Что высмеивает Г.Цадаса?

  1. Творческая работа по группам.

  1. Озаглавление басни Г.Цадасы.

  2. Мораль.

  1. Итог урока

- итак, наша экскурсия подходит к концу. По пути домой нам встретилось чудесное созвездие. Каждый из вас должен взять себе по звездочке. Если у вас отличное настроение – красную, хорошее – желтую, не очень хорошее – зеленую.

- С чем связано ваше настроение?

  1. Задание на дом: басню «Свинья под Дубом» наизусть.

- Я думаю, что все басни вас чему – то научили.

- А чему? Научили только хорошему.

  1. Викторина.

- А сейчас насколько вы хорошо знаете басни покажет небольшая викторина. Вам надо определить из каких басен эти слова

1. плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

2. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотится?

3. Вертит очками так и сяк.

4. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

5. Хоть выпал око зуб неймет.

6. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Закончить урок хочется словами Г.Цадасы:

Хоть бессловесны звери все и птицы

И нам лишь человек в пример годится

Но правды смысл и в птичьей речи ясен:

Ты истину учись черпать из басен.

Урок окончен!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!