М БОУ СОШ №58
Открытый урок на тему:
«Обобщение. Басни И.А.Крылова»
Учитель начальных классов
Гитинова Хадижат Хайрулаевна
Махачкала 2019 г.
Тема: Обобщение. Басни И.А.Крылова.
Цель: Использование ранее освоенных умений для реализации замысла; практическое применение знаний и умений в синтетическом виде искусства – театре.
Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.А.Крылов.
Оборудование: компьютер, портрет И.А.Крылова.
Ход урока
Организация класса.
Объявление темы и цели урока.
– Нам сегодня предстоит повторить пройденное и прослушать некоторые новые для вас басни.
Давайте совершим заочную экскурсию в Санкт – Петербург, в Летний сад, где всегда играет детвора и рассматривает задумавшегося поэта – баснописца, искусно изображенных герое его басен - -разных зверей и птиц, знакомых каждому из вас.
Эпиграфом к нашему уроку является слова самого Крылова
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
- Как понимаете слово «пороки»? (синоним)
Недостатки, отрицательные черты человека.
- Обратите внимание на книги, изданные в разное время. В них можно найти любую басню, которая вас заинтересует.
- Что такое басня?
(это жанр литературного производства, где под животными подразумеваются люди)
- Правильно. А вот как толковый словарь дает лексическое значение слова «басня»
- В чем сила басни?
- А что есть в каждой басне?
Мораль – поучительный вывод из басни, нравоучение, наставление.
Басни писали многие, но Крылов писал лучше всех: так доходчиво, так просто, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык.
Время было такое, что нельзя было открыто критиковать царей, вельмож, а этот жанр позволял обмануть цензуру, потому что действующими лицами его басни были кто? (правильно: звери, деревья, птицы, вещи, т.е.: вся природа). Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он ответил: «Ведь звери мои за меня говорят»
– Что же говорят звери, мы с вами сейчас узнаем. Среди нас есть герои его басен.
Инсценирование басен
«Квартет»
- Что высмеивает автор?
- Какова мораль?
- Какую пословицу можно подобрать?
«Стрекоза и муравей»
- Какие пороки щиплет Крылов в этой басне?
- Какова мораль?
- Какую пословицу можно подобрать?
В каждой семье думают о зиме. (А как?)
«Слон и Моська»
- Спасибо, ребята! Мне показалось, что мы побывали в театре. Вы со мной согласны? А есть, ребята, еще басни, но мой взгляд очень поучительные.
Я читаю, а вы должны образно представить героев этой басни.
Знакомство с басней «Волк и журавли»
Чтение учителем.
Вопросы учащихся
- Кто герои этой басни?
- Что высмеивает автор?
- Какова мораль?
Словарная работа.
Досыта, до отвала-
Продравши -
Обнажить -
Чтение басни учащимися.
- У Крылова еще много замечательных басен, с помощью которых он смог высмеять недостатки общества.
Его поэзия – это поэзия мудрости.
Вот что сказал о нем поэт Исаковский, русский писатель Гоголь.
Традиции И.А.Крылова продолжил в Дагестанской литературе баснописец Гамзат Цадаса (отец поэта Расула Гамзатова).
- Я вам прочитаю басню, в которой 4 строки, но в них большой смысл
Чтение басни
С высокой крыши белая коза
Ругала волка серого в глаза.
Волк рассмеялся козью брань услыша:
Отважна так не ты, коза, а крыша.
- Что высмеивает Г.Цадаса?
Творческая работа по группам.
Озаглавление басни Г.Цадасы.
Мораль.
Итог урока
- итак, наша экскурсия подходит к концу. По пути домой нам встретилось чудесное созвездие. Каждый из вас должен взять себе по звездочке. Если у вас отличное настроение – красную, хорошее – желтую, не очень хорошее – зеленую.
- С чем связано ваше настроение?
Задание на дом: басню «Свинья под Дубом» наизусть.
- Я думаю, что все басни вас чему – то научили.
- А чему? Научили только хорошему.
Викторина.
- А сейчас насколько вы хорошо знаете басни покажет небольшая викторина. Вам надо определить из каких басен эти слова
1. плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
2. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотится?
3. Вертит очками так и сяк.
4. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
5. Хоть выпал око зуб неймет.
6. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- Закончить урок хочется словами Г.Цадасы:
Хоть бессловесны звери все и птицы
И нам лишь человек в пример годится
Но правды смысл и в птичьей речи ясен:
Ты истину учись черпать из басен.
Урок окончен!