ТЕМА: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
- знакомство учащихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе».
- формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности
- воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.
ФОРМА: урок – исследование.
- совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
| УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
1. Организационный момент - создание условий для проведения урока | - Молитва. - На уроке нам понадобится карандаш, проследите, чтобы у каждого он был на столе. Также нам понадобится ваше сосредоточение и внимание. | - Молитва. - Учащиеся проверяют готовность к уроку. |
2. Подготовка к изучению нового материала: - Формирование умений выделять главное. - ознакомление со статьей о детстве В.М.Гаршина, его творчестве - составление словесного портрета Гаршина Подготовка к восприятию текста | - Сегодня мы познакомимся с творчеством В.М.Гаршина, с его сказкой. Будем учиться работать с текстом, исследуя его, доказывать свое мнение с опорой на текст. - Прежде чем знакомиться со сказкой, познакомимся с самим писателем. Для этого вы прочитаете отрывок из книги А.М.Скабичевского «История новейшей литературы» о Всеволоде Михайловиче. | Самостоятельное знакомство со статьей Читают вступительную статью с. 225 - 226 |
Вопрос на восприятие текста статьи - Каким вы представили себе юного В.М.Гаршина? | - Много странствовал - хорошо учился - был любознательным гимназистом - увлекался естествознанием |
-На основании этой статьи можем ли мы сказать, каким было детство юного Гаршина – счастливым или нет? | - Нет. В статье дается портрет мальчика, его увлечения, но о самом детстве не говорится. |
- А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю! | Дети слушают. |
Вот и вам предстоит быть на уроке наблюдатель-ными, внимательными, чтобы понять произведение Гаршина, увидеть главную мысль сказки. Научиться сострадать, сопереживать героям. | |
3. Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса. Формирование умения рассуждать, используя жизненный опыт Формирование умения внимательного слушания | Рассказ на фоне музыки Рубинштейна. Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе. | Учащиеся слушают. |
Вопрос на доску: - Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. | |
Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем этот рассказ? | Этот рассказ о жабе и розе. |
- Что вы можете сказать о розе? Какая она? (вывешивается иллюстрация на доску) | - Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. |
- Какой вы представляете себе жабу? (вывешивается иллюстрация на доску) | - Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная. |
- Вот о таких действующих лицах мы и начинаем чтение сказки. | |
Учитель читает I абзац. | |
- О чем повествует данный абзац? | - О кусте розы, который рос перед домом. - О цветнике, где росла эта роза. |
- Каким был этот цветник? | Исследование текста: - Цветник запущен - по нему разрослись сорные травы - дорожки не чищены - деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась - обстановка вокруг розы убогая. |
- Что хотел показать автор в этом абзаце? | - Среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное. |
- А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац. | Читает ученик. |
- Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? | Исследование текста: - Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность. |
- Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? (зачитать из текста с.226 – 227) | - Хмель, повилика, мышиный горошек скрыли остатки развалившейся решетки - Чертополох стоял, как деревья - Желтые коровяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше - Крапива показана темно – зеленым фоном, которым можно было любоваться издали. |
- Как среди такой красоты выглядела роза? | - Нежным, роскошным бледным цветком. |
- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? | Умозаключения: - она считала себя в этом цветнике как дома - она вынужденно там росла, где ее посадили |
| Чтение 1 строки III абзаца до слов «Она распустилась в хорошее майское утро…» |
- Каким вы представляете себе майское утро? | Умозаключение с опорой на жизненный опыт. - ярко светит солнце - все искрится и играет в лучах майского солнца Формирование умения делать выводы на основе анализа прочитанного текста. - дует ветерок несущий свежий запах молодой травки - природа просыпается от сна - зеленеют деревья - природа оживает |
Перечитайте этот абзац до слов «Но вокруг нее все было хорошо…» | Чтение текста. |
- Оживает природа, казалось бы все хорошо, тогда почему же плачет роза? | Умозаключение, основанное на связи с предыдущими абзацами. - Роза растет среди запустения, поэтому и плачет. |
- А разве цветок может плакать? | - Слезы – это капельки росы, которые искрятся на листочках розы. |
Учитель дочитывает абзац. - Молитва. Какие молитвы вы знаете? О чем они? | Формирование умения делать выводы на основе анализа прочитанного текста. Молитвы Господу, Божьей Матери, святым Они нужны нам, чтобы просить у святых о здоровье своем и близких, благополучие, душевном равновесии |
Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста | - Какой могла быть молитва розы? О чем могла молиться роза? | - Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях. |
- Похожа ли молитва розы на наши молитвы? | Да и нет |
Чтение абзаца о жабе (IV). | |
- Какой показана жаба? | Исследование текста: - прилипла к сырой земле плоским брюхом - довольно старая жирная жаба - она охотилась целую ночь за червяками и мошками - под утро уселась отдыхать в место потенистее и посырее - она сидела, закрыв свои жабьи глаза, едва заметно дышала, раздувая липкие, грязно-серые бородавчатые бока - ленивая жаба - безобразные лапы - она ничему не радовалась, наелась и собралась отдыхать - ей доставлял беспокойство запах розы, но она не обращала на это внимание, т.к. была ленивой. |
- Мы говорили о молитве розы, а могла ли молиться жаба? О чем бы она могла попросить? | - Она могла бы молиться, но только ее молитва отличалась бы от молитвы розы. Жаба просила бы только о том, чтобы плотно поесть и хорошо отдохнуть после еды. |
- Теперь у нас появляются новые герои. Какими вы их увидите? | Учащиеся читают текст дальше с.227 – 229 до слов «В эту весну…» Исследование текста, выделение слов, рисующих и характеризующих мальчика. |
Словарная работа | - Каким вы увидели мальчика? | - ему около семи лет - мальчик с большими глазами и большой головой на худеньком теле - у него счастливые глаза - он любит свой цветник |
- Почему он любил такой заброшенный цветник? | Анализ прочитанного: - цветник для мальчика был вторым домом - когда ему надоедало читать, он наблюдал за растениями и животными. Он знал каждый кустик и травинку. - он проводил очень много времени в этом саду |
- Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…» | |
- Как вы понимаете слово кроткий? | -Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать. |
- Можно ли розу назвать кроткой? Почему? | - Можно, потому что она тоже смиряется с тем в каких условиях она живет. |
| - Для чего автор показывает мальчика нам таким? | - чтобы показать, почему его не боялись животные, показать его мягкосердечие, доброту |
- А еще для чего? | |
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте читать дальше. | Чтение - исследование текста с карандашом с.229 – 230 от слов «В эту весну…» до слов «Роза ничего не знала …» |
- Каким мальчик стал в эту весну? | - исхудалая головка - тощие ручки - глаза быстро утомлялись - бледные щеки - худая шея - коротко остриженные волосы |
- Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним. Как изменился мальчик? | Сравнение и противопоставление изображения мальчика в тексте. |
- Почему автор пишет, что «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок? | -Мальчик сильно болеет. - Жизнь уходит, угасает. |
Чтение следующего абзаца до слов «Ее заметила жаба…» - Что узнали из текста? | Исследование текста, анализ. - роза цветет не более 3 дней - на 1 день растет и красуется - на 2 день распускается - на 3 день вянет |
| - Почему автор говорит о том, что за короткую жизнь розе довелось испытать немало страха и горя? Что он имел в виду? | - Роза боялась, что с ней может что-то случиться, ею никто не любовался. Она жила в страхе. |
| Чтение до слов «Роза содрогнулась» - Какой показывает автор жабу? | Исследование текста. - злые безобразные глаза - «нежные чувства» - она не умеет выразить свои слова |
| - Что могло зашевелиться в жабьем сердце? | - зависть |
| - Могут ли у жабы быть нежные чувства, у такого скользкого, толстого животного со злыми безобразными глазами? | - Могут, но выражены они в том, что ей понравилась роза. Если раньше роза ее не привлекала, а ее аромат мешал ей отдыхать, то сейчас жаба заинтересовалась розой. Ей захотелось быть поближе к прекрасному, может быть у нее появились нежные чувства. |
| - Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств? | - Я тебя слопаю. |
| - являются ли эти слова выражением чувств? | Нет. Жаба не может говорить о красоте, она ее не понимает. |
| Чтение следующего абзаца. | Дети слушают. |
| - Отчего роза содрогнулась? | - Роза услышала реплику жабы. Она испугалась. |
| - О чем пожалела роза том момент? | - Что она прикреплена к стеблю и не может как вольные птички и свободные бабочки улететь от опасности. |
| - Думала ли роза о том, что и бабочек подстерегает опасность и какая? | - нет, она не хотела думать об этом. Она не знала, что жаба является опасностью для бабочек. |
| Чтение сказки до с. 231 до слов : «Господи!-…» - Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе. | - Она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь. |
| -Как автор показывает розу? | - Бледное создание. |
Умение сравнивать, находить общее у героев разного плана. | - Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? | - С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни. |
| - Почему роза тогда «бледное создание»? | - От страха. |
| Чтение следующей фразы. | |
Формирование умения рассуждать, анализировать. | - Какую смерть предпочла бы себе роза? | - чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной - просто умереть после цветения, осыпав лепестки. |
| | Самостоятельное чтение до с. 232 до слов «Она отдыхала довольно долго …» |
| - Каково эмоциональное состояние жабы? Она злая или настойчивая? | Исследование текста, умозаключения. - Жаба оцарапала свое брюхо и лапки о шипы. Ей было больно, она не достигла цели, поэтому уже с ненавистью смотрит на цветок. |
| - Есть ли у нее желание продолжать подъем к цветку еще раз? | Да, но желание набить брюхо пересилило желание добраться до розы. |
| Чтение текста дальше до слов «Она не видела…» | |
| - Что произошло с розой за прошедшую ночь? | - Она забыла о враге. - Распустилась и стала самым красивым цветком в цветнике. |
| - Принесла ли роза кому-нибудь радость? - Сожалеет ли она о чем – либо? | - Она принесла радость окружавшим ее птицам, бабочкам, пчелам, соловью. - Она не может принести радость мальчику. |
| - Была ли счастлива роза в этот момент? | - Была, потому что ей казалось, что соловей поет для нее. |
| - Можно ли считать пение соловья подарком Божьим? | Да, т.к. роза молилась о лучшей жизни. - Она почувствовала себя счастливой, т.к. Господь послал ей радость за пережитый страх. |
| Чтение отрывка до слов «Роза поняла…» | |
| - Почему автор называет жабу злым животным? Разве жаба животное? | - Жаба относится к земноводным. |
| -Почему она злое животное? | - Она не смогла достичь своей цели с первого раза. Ей мешали шипы, она поцарапала брюхо. Лапы, ей было больно. - Сейчас, превозмогая боль, она пытается добраться до ненавистного цветка. |
| - Обратите внимание на речь жабы. Она изменилась? | Нет. Она такая же бедная. |
| «Роза поняла, что погибает…» - о чем говорит эта фраза? | - Она поняла, что ничто не сможет изменить ее участь. Роза смирилась со своей долей. |
| Чтение сказки дальше до слов «Когда мальчик…» на с. 233. | |
| - Снова жаба. Какой она предстала перед нами? | - Она ничуть не изменилась. - Она хочет довести начатое дело до конца и не отдать розу, а самой ее съесть. |
| - Меняется ли жаба, когда девушка отбрасывает ее в сторону? Почему? | - Жаба смиряется, т.к. чувствует силу человека. |
| - Какое слово выбрал автор, чтобы показать нам это? | - «Она не посмела…» |
| Чтение дальше до слов «Роза, хотя и была …» | |
| - Что случилось с мальчиком? | - Он умер. |
| - Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? | - Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике. |
| - Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? | - Роза почувствовала, что срезали ее не зря. - Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. - Она принесла тишину и покой в этот дом. |
| Чтение сказки до конца. | |
| - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? | - Среди всех цветов, выделили именно ее. - Девушка поцеловала розу, слезинка упала со щеки девушки на розу. |
| - Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? | - Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям. |
| - Забыли ли розу после этого случая? | - Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них. |
4. Итог урока. | - Чему научил вас рассказ? | - Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. - Лучше делать добро людям. |
| - Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» Кто может ответить на этот вопрос? | - Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. - Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. |
5. Оценивание работы учащихся на уроке. | | |
6. Домашняя работа | Краткий пересказ сказки. | |