СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок математики "Литр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок математики "Литр"»


Урок математики 1 «Б» класс

ТИП УРОКА: изучение нового знания

Тема урока: « Литр»

Цель: Открытие нового знания: использование литра как единицы измерения вместимости.

Задачи:

- исследование ситуаций, требующих введения новой мерки;

- познакомить с новой единицей измерения вместимости – литром;

- постановка проблемы;

- выдвижение гипотез и их доказательство;

- совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.

УУД:

- ЛичностныеУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


ЦЕЛИ ( Планируемые результаты) : К окончанию урока ученики –

Будут иметь представление о способах измерения жидкостей;

Будут знать единицу вместимости – литр;

Смогут сравнивать сосуды по вместимости;

Смогут поразмышлять о дружбе, совместной деятельности, нахождении правильного решения в спорной ситуации;

Продемонстрировать математическую смекалку, логическое мышление, общеучебные навыки.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Индивидуальная;

Групповая;

Фронтальная;

Коллективная.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:


По источнику знаний:

Словесные;

Практические;

Наглядные


По уровню познавательной активности:

Проблемный;

Частично-поисковый;

Исследовательский;

Репродуктивный;

Объяснительно-иллюстративный.









ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник Моро М.И.. «Математика для 1 класса, часть 2»;


презентация; карточки с примерами; банки ёмкостью: 0,5 л, 1л, 3л ( 2 б); ведерко с водой


ПЕДТЕХНОЛОГИИ: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, игровая технологии.



ХОД УРОКА

Этапы

Вид деятельности

Методы и приёмы

Формируемые УУД

Учитель

Ученик

I. Организационный момент ( вхождение в контакт)














Слайд 1-2

- Здравствуйте, дети! Я очень рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Настрой на урок:


И прекрасна и сильна

Математики страна.

Здесь везде кипит работа,

Путешествует здесь кто-то.

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А путешествовать мы будем на этом веселом паровозике.


Беседа с детьми

Личностные УУД:

доброжелательный настрой на урок, готовность к сотрудничеству.











Слайд 3

Минутка чистописания.





















Слайд с 4-8

Давайте представим себя паровозиками и отправимся в путешествие.

Загудел паровоз: Ту- ту!

И вагончики повез: Ту- ту!

Чу, чу, чу, чу! Далеко я укачу!


1.Первая станция «Чистописание», давайте выполним задания в тетради (карандашом нарисован паровозик ) Обведите его ручкой.


2.- Сколько кругов на рисунке?

- Давайте пропишем цифру 9

Посмотрите в каком порядке будем писать цифру 9?



3.Проведение логической разминки.


- Если суп горячее чая, то чай …

- Если ночь короче дня, то день …

- Если куст ниже дерева, то дерево …

- Если река шире ручья, то ручей …

- Если сестра старше брата, то брат …

- Если щенок тяжелее котенка, то котенок


4. Разминка для ума.


Задачи в стихах.


Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?



С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?


Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.


Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?


Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?


В это время за партами работают два человека – примеры с пропущенными числами.



3+6=-- 10-4=--

9-5=-- --+5=7

4+6=-- 8- --=3

-- -2=7 2+--=8


Дети изображают…






Обводят в тетради паровозик с вагончиками по контуру правильно и красиво.


9


Одна, через клеточку- три подряд, через клеточку- одна, и т.д.




Чай холоднее супа

День длиннее ночи

Дерево выше куста

Ручей уже реки

Брат младше сестры

котенок легче щенка

















10








3

















6







10





8







Мальчик и девочка



Проверка















Регулятивные УУД:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.














II.



1.Постановка учебной проблемы.





















Слайд 9



















2.Физминутка

Слайд 10

Подводящий к проблеме диалог.

Ответьте на мои вопросы:

а) какой единицей измерения длины мы пользуемся, когда чертим отрезки?

б) какая единица массы нам нужна, чтобы узнать, сколько яблок в пакете?

в) можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке? ( учитель демонстрирует ведерко)

-А давайте проверим, правы мы или нет?

- Нам сегодня предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости.

-Готовы двигаться дальше?

Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся.


- Вторая станция- « Считалкино».


Работаем в парах .

- На партах у вас карточки, решите примеры, найдите в таблице буквы, которые соответствуют ответам, составьте слово.


3+3= 10-1= 1+4= 5-5=

И Л Р Т

9 6 0 5



- Какое же слово у вас получилось?


-Тема нашего урока:


« ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ- ЛИТР».


Снова представляем себя паровозиками и отправляемся к следующей станции.


Физминутка

«Все умеем мы считать»


Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз, сколько пальцев на 1 руке у вас.

Мы считали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Присаживаемся за парты.





Сантиметр


Килограммом


Ответы детей








да


дети изображают паровозик










Дети работают в парах и составляют слово.




- Литр.













Дети выполняют движения






Подводящий к проблеме диалог.










Познавательные УУД:

формирование умения самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера.





Общеучебные УУД:

постановка и формулирование проблемы.






Познавательные УУД:

устанавливать аналогии, использовать знаково- символические средства.






















РегулятивныеУУД:

формировать способность к мобилизации сил и энергии.


III.

Изучение новых знаний


Слайд 11






Слайд 12





















Выполнение практического задания по измерению объема ( вместимости) банок























Слайд 13

Отправляемся на следующую станцию.


- Давайте прочитаем как она называется?


- Что у нас в ведерке?

- Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется?

- Почему?

-Вода не имеет формы.

- Куда наливают жидкость?

- т. е. другим словом – это « ЕМКОСТЬ"

- Какие еще жидкости бывают?


- Ребята, посмотрите на эти банки.

( 3 л банки) Как вы думаете, сколько воды в них уместится одинаковое количество или разное?


- Как узнать, правы ли вы?


- Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.

К доске выходят 2 ученика. Один получает банку 1 л, другой- 0, 5 л.


- Ребята будут наливать воду в большие банки ( 3 л).


( Девочки будут считать, сколько баночек нальет 1 ученик, а мальчики, сколько баночек нальет 2 ученик)



-Как надо наливать воду?



- Сколько банок насчитали девочки?


- Сколько банок насчитали мальчики?


- Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую- то ошибку? Почему же так получилось?


- Так какой же мы можем сделать вывод?



- Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку?


- Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки; 5 банок?


-Какую же единицу измерения вместимости жидкости используют?


Историческая справка

Вот уже 250 лет литр является единицей измерения жидкости. Запомните!



« Размышляево»



Вода.

Вода разольется, растечется по полу)

Вода- это жидкость


В ведро, стакан, чашки и т. д.


Молоко, сок, кефир, бензин и т. д.



Ответы детей.




Измерить вместимость















Аккуратно, чтобы не разлить воду, не разбить банки)


3


6


Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые.



Для измерения жидкостей надо пользоваться одинаковыми мерками.


3






4 литра, 5 литров.


1 литр

- Слово ЛИТР сокращенно пишут так: Л


Подводящий к теме диалог














Проблемная ситуация

Прием сталкивания мнений.






























Общеучебные УУД:

умение произвольно и осознанно строить свои высказывания; умения структуировать свои знания.


































Коммуникативные УУД:

учить обосновывать и доказывать собственное мнение; формировать навыки взаимоконтроля, взаимопомощи; развивать умения договариваться и приходить к общему решению.



IV.

( Слайд 14)


Первичное закрепление нового материала.

























Слайд 15





















































Путешествуем дальше.

Какая станция?


1)Решение задач.


Вчера после уроков я встретила вашу одноклассницу Алину, она рассказала мне о своем дне рождения. Я составила для вас задачу. Прочитайте шепотом ее на карточке.


На дне рождения Алины девочки выпили 3л сока, а мальчики на 1л меньше.

Сколько литров сока выпили мальчики?


б) анализ текста задачи.

- О ком эта задача?

-Что они пили?

-Сок – это что?

В каких емкостях находился сок?

- Каким действием узнаем сколько литров сока выпили мальчики?

-Запишите решение задачи.

-Составьте и запишите ответ задачи.



2. Физминутка для глаз.


Мы гимнастику для глаз 
Выполняем каждый раз. 

Раз –налево, два – направо, 
Три –наверх, четыре - вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, дальше, 
Тренируя мышцы глаз. 
Видеть скоро будем лучше, 
Убедитесь вы сейчас! 


« Задачкино»



















О мальчиках и девочках

Сок

Жидкость.

В банках


вычитанием

3-1=2 (л)

2л сока






























































































































Коммуникативные УУД:

развивать умение строить понятные для партнера высказывания, умения аргументировать свое предположение.

















Общеучебные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач.










V. Слайд 16

Подведение итогов урока.



















Слайд 17

- Отправляемся на следующую станцию.

-Как она называется?


2)Игра « Верю- не верю»


- А сейчас поиграем в игру « Верю- не верю». Если вы согласны с моим утверждением, то встаете, не согласны -не встаете.


- Массу арбуза можно измерить в литрах.

-Объем жидкости измеряется в килограммах.

- Единица измерения объема жидкости называется ЛИТР. Молодцы!


А знаете ли вы, что…

  • - Бегемот потребляет около 250 литров воды в сутки. Чуть меньше пьют слоны.

Главным водохлебом планеты, является дерево - эвкалипт. Оно поглощает более 300 литров в сутки


- В Африке есть пустыня Сахара, за целый год там выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.


- Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода?


- А как вы думаете, что может привести к тому, что чистой воды, которую мы пьем, станет меньше?


- Как же мы должны относиться к воде?





«Знайкино»








нет

нет


да

















Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода - это жизнь.


Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем экономить и беречь воду.

Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться об экономии, сохранении воды, ее чистоте.







Личностные УУД:

( смыслообразование) – развитие познавательных интересов, мотивов.




РегулятивныеУУД:

формировать умения видеть свою ошибку и исправлять ее; умение адекватно понимать оценку сверстника.


















VI.

Рефлексия











Слайд 18







Слайд 19


Оценка учебной деятельности.

-Что нового узнали на уроке?

Теперь вы знаете, что литр - это мера измерения жидкости.

- Как в математике обозначается литр?

-А в жизни, ребята, где сталкиваемся с литрами? Что можем покупать в литрах??



А теперь, оцените свою работу на уроке, нарисуйте на вагончике флажок: розовый – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный - если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно.


- Cпасибо за работу!


Ответы детей



Л


Ответы детей




Рисуют флажок




Рисуют смайлик
























Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!