- совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.
Смогут поразмышлять о дружбе, совместной деятельности, нахождении правильного решения в спорной ситуации;
Продемонстрировать математическую смекалку, логическое мышление, общеучебные навыки.
Коллективная.
Объяснительно-иллюстративный.
учебник Моро М.И.. «Математика для 1 класса, часть 2»;
презентация; карточки с примерами; банки ёмкостью: 0,5 л, 1л, 3л ( 2 б); ведерко с водой
Этапы | Вид деятельности | Методы и приёмы | Формируемые УУД |
Учитель | Ученик |
I. Организационный момент ( вхождение в контакт) Слайд 1-2 | - Здравствуйте, дети! Я очень рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Настрой на урок: И прекрасна и сильна Математики страна. Здесь везде кипит работа, Путешествует здесь кто-то. Здесь затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А путешествовать мы будем на этом веселом паровозике. | | Беседа с детьми | Личностные УУД: доброжелательный настрой на урок, готовность к сотрудничеству. |
Слайд 3 Минутка чистописания. Слайд с 4-8 | Давайте представим себя паровозиками и отправимся в путешествие. Загудел паровоз: Ту- ту! И вагончики повез: Ту- ту! Чу, чу, чу, чу! Далеко я укачу! 1.Первая станция «Чистописание», давайте выполним задания в тетради (карандашом нарисован паровозик ) Обведите его ручкой. 2.- Сколько кругов на рисунке? - Давайте пропишем цифру 9 Посмотрите в каком порядке будем писать цифру 9? 3.Проведение логической разминки. - Если суп горячее чая, то чай … - Если ночь короче дня, то день … - Если куст ниже дерева, то дерево … - Если река шире ручья, то ручей … - Если сестра старше брата, то брат … - Если щенок тяжелее котенка, то котенок 4. Разминка для ума. Задачи в стихах. Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слезы роняли Таня в лукошко их собрала. В подарок друзьям своим принесла Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое - маме. Говори давай скорей, Сколько Таниных друзей? С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало? Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки. Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал. Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке? Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? В это время за партами работают два человека – примеры с пропущенными числами. 3+6=-- 10-4=-- 9-5=-- --+5=7 4+6=-- 8- --=3 -- -2=7 2+--=8 | Дети изображают… Обводят в тетради паровозик с вагончиками по контуру правильно и красиво. 9 Одна, через клеточку- три подряд, через клеточку- одна, и т.д. Чай холоднее супа День длиннее ночи Дерево выше куста Ручей уже реки Брат младше сестры котенок легче щенка 10 3 6 10 8 Мальчик и девочка Проверка | | Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. |
II. 1.Постановка учебной проблемы. Слайд 9 2.Физминутка Слайд 10 | Подводящий к проблеме диалог. Ответьте на мои вопросы: а) какой единицей измерения длины мы пользуемся, когда чертим отрезки? б) какая единица массы нам нужна, чтобы узнать, сколько яблок в пакете? в) можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке? ( учитель демонстрирует ведерко) -А давайте проверим, правы мы или нет? - Нам сегодня предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется объем жидкости. -Готовы двигаться дальше? Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся. - Вторая станция- « Считалкино». Работаем в парах . - На партах у вас карточки, решите примеры, найдите в таблице буквы, которые соответствуют ответам, составьте слово. 3+3= 10-1= 1+4= 5-5= И Л Р Т 9 6 0 5 - Какое же слово у вас получилось? -Тема нашего урока: « ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ- ЛИТР». Снова представляем себя паровозиками и отправляемся к следующей станции. Физминутка «Все умеем мы считать» Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, сколько пальцев на 1 руке у вас. Мы считали, мы решали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. Присаживаемся за парты. | Сантиметр Килограммом Ответы детей да дети изображают паровозик Дети работают в парах и составляют слово. - Литр. Дети выполняют движения | Подводящий к проблеме диалог. | Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого и поискового характера. Общеучебные УУД: постановка и формулирование проблемы. Познавательные УУД: устанавливать аналогии, использовать знаково- символические средства. РегулятивныеУУД: формировать способность к мобилизации сил и энергии. |
III. Изучение новых знаний Слайд 11 Слайд 12 Выполнение практического задания по измерению объема ( вместимости) банок Слайд 13 | Отправляемся на следующую станцию. - Давайте прочитаем как она называется? - Что у нас в ведерке? - Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? - Почему? -Вода не имеет формы. - Куда наливают жидкость? - т. е. другим словом – это « ЕМКОСТЬ" - Какие еще жидкости бывают? - Ребята, посмотрите на эти банки. ( 3 л банки) Как вы думаете, сколько воды в них уместится одинаковое количество или разное? - Как узнать, правы ли вы? - Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне. К доске выходят 2 ученика. Один получает банку 1 л, другой- 0, 5 л. - Ребята будут наливать воду в большие банки ( 3 л). ( Девочки будут считать, сколько баночек нальет 1 ученик, а мальчики, сколько баночек нальет 2 ученик) -Как надо наливать воду? - Сколько банок насчитали девочки? - Сколько банок насчитали мальчики? - Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую- то ошибку? Почему же так получилось? - Так какой же мы можем сделать вывод? - Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку? - Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки; 5 банок? -Какую же единицу измерения вместимости жидкости используют? Историческая справка Вот уже 250 лет литр является единицей измерения жидкости. Запомните! | « Размышляево» Вода. Вода разольется, растечется по полу) Вода- это жидкость В ведро, стакан, чашки и т. д. Молоко, сок, кефир, бензин и т. д. Ответы детей. Измерить вместимость Аккуратно, чтобы не разлить воду, не разбить банки) 3 6 Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые. Для измерения жидкостей надо пользоваться одинаковыми мерками. 3 4 литра, 5 литров. 1 литр - Слово ЛИТР сокращенно пишут так: Л | Подводящий к теме диалог Проблемная ситуация Прием сталкивания мнений. | Общеучебные УУД: умение произвольно и осознанно строить свои высказывания; умения структуировать свои знания. Коммуникативные УУД: учить обосновывать и доказывать собственное мнение; формировать навыки взаимоконтроля, взаимопомощи; развивать умения договариваться и приходить к общему решению. |
IV. ( Слайд 14) Первичное закрепление нового материала. Слайд 15 | Путешествуем дальше. Какая станция? 1)Решение задач. Вчера после уроков я встретила вашу одноклассницу Алину, она рассказала мне о своем дне рождения. Я составила для вас задачу. Прочитайте шепотом ее на карточке. На дне рождения Алины девочки выпили 3л сока, а мальчики на 1л меньше. Сколько литров сока выпили мальчики? б) анализ текста задачи. - О ком эта задача? -Что они пили? -Сок – это что? В каких емкостях находился сок? - Каким действием узнаем сколько литров сока выпили мальчики? -Запишите решение задачи. -Составьте и запишите ответ задачи. 2. Физминутка для глаз. Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцы глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! | « Задачкино» О мальчиках и девочках Сок Жидкость. В банках вычитанием 3-1=2 (л) 2л сока | | Коммуникативные УУД: развивать умение строить понятные для партнера высказывания, умения аргументировать свое предположение. Общеучебные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
|
V. Слайд 16 Подведение итогов урока. Слайд 17 | - Отправляемся на следующую станцию. -Как она называется? 2)Игра « Верю- не верю» - А сейчас поиграем в игру « Верю- не верю». Если вы согласны с моим утверждением, то встаете, не согласны -не встаете. - Массу арбуза можно измерить в литрах. -Объем жидкости измеряется в килограммах. - Единица измерения объема жидкости называется ЛИТР. Молодцы! А знаете ли вы, что… Главным водохлебом планеты, является дерево - эвкалипт. Оно поглощает более 300 литров в сутки - В Африке есть пустыня Сахара, за целый год там выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи. - Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? - А как вы думаете, что может привести к тому, что чистой воды, которую мы пьем, станет меньше? - Как же мы должны относиться к воде? | «Знайкино» нет нет да Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода - это жизнь. Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем экономить и беречь воду. Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться об экономии, сохранении воды, ее чистоте. | | Личностные УУД: ( смыслообразование) – развитие познавательных интересов, мотивов. РегулятивныеУУД: формировать умения видеть свою ошибку и исправлять ее; умение адекватно понимать оценку сверстника. |
| | |
VI. Рефлексия Слайд 18 Слайд 19 | Оценка учебной деятельности. -Что нового узнали на уроке? Теперь вы знаете, что литр - это мера измерения жидкости. - Как в математике обозначается литр? -А в жизни, ребята, где сталкиваемся с литрами? Что можем покупать в литрах?? А теперь, оцените свою работу на уроке, нарисуйте на вагончике флажок: розовый – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный - если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно. - Cпасибо за работу! | Ответы детей Л Ответы детей Рисуют флажок Рисуют смайлик | | Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности |