МОО « Общеобразовательная школа № 8 города Енакиево»
Открытый урок математики
в 3 –Б классе
« Умножение и деление с числом 8»
Учитель
Григорьева Т.А.
Тема. Таблица умножения и деления с числом 8. Цель. Сконструировать таблицу умножения на 8, опираясь на различные свойства умножения; исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении; найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания; решать задачи на нахождение произведения и суммы.
Планируемые метапредметные результаты: Личностные: формировать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширениюматематических знаний. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать свои действия в связи с поставленной задачей; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий; Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию отличать новое от уже известного; добывать новые знания. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию. Планируемые предметные результаты. Обучающиеся: •закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида; •усовершенствуют умения решать задачи; •повторят понятия уравнения, подбор корня уравнения; •усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале, в нахождении периметр; •смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы; •смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 8; •сумеют применить полученные знания на практике; •смогут сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения. •будут адекватно себя оценивать на уроке.
Оборудование. Проектор, презентация, предметные картинки, таблицы.
Ход урока
IОрганизационный момент. Слайд 1 Девиз (хором) «Все разведать, все узнать, легких тропок не искать»! Вы согласны с данным утверждением? Сегодня отправимся в путь за новыми математическими знаниями и умениями.
IIСообщение темы и цели урока. Слайд 2
-Сегодня на уроке мы рассмотрим новые случаи таблицы умножения и деления на 8. Будем упражняться в решении задач и нахождении значений выражений.
-Что вы ожидаете от урока? Каким он будет? Чего вы опасаетесь? ( Интересным, поучительным, познавательным, развивающим.)
- К вашим ответам мы вернемся в конце урока. А я ожидаю, что вы будете правильно, точно и грамотно высказывать свои мысли , делать выводы, учиться дружеским отношениям.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Начнем урок как обычно с устного счета.
1.Устный счет а) На доске солнышко закрыто тучками. Надо произвести вычисления удобным способом. Тучи исчезают, и появляется солнце. Оно будет с нами до конца урока. - А теперь согретые солнышком решите задачи в стихах.
б) Задачи в стихах: Восемь желтеньких цыплят, Восемь пухленьких зайчат, Восемь лис и восемь кошек Дружно выстроили в ряд. Сосчитайте все игрушки, Что на полке стоят. (8х4=32)
По траве бежал котёнок, А за ним бежал щенок. Кто, ребята, сосчитает, Сколько там бежало ног? (4х2=8)
Мышка зёрна собирала, По два зёрнышка таскала. Принесла восьмой то раз. Каков у мышки стал запас? (2х8=16)
- Почему смогли выполнить задание? (Знаем таблицу умножения) - Хорошо. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Какое сегодня число, месяц, день недели? 9, 12, 3. Характеристика чисел. (двузначные и однозначные, четные и нечетные, количество десятков и единиц, табличные случаи умножения и деления)) - Продолжим урок гимнастикой для ума. Арифметический диктант. Записывайте только + или -.
7 увеличить в 3 раза будет 21. (+) 25 разделить на 5 получится 6 (-) 14 конфет разложили поровну в 3 пакета. В каждом пакете получилось по 5 конфет.(-) 30 саженцев посадили в 6 рядов. Тогда в каждом ряду по 5 саженцев. (+) Разность чисел 48 и 8 равна 40 (+) 45 уменьшить на 6 получится 38 (-) Один ученик работает у доски. Самопроверка. III Изучение нового материала - Предлагаю вам отгадать цифру. Цифра с виду как игрушка - Неваляшка-погремушка. Не удариться ей оземь. Всем понятно - это... (восемь) Запишем эту цифру в строчку. Дайте характеристику этому числу. 1.Новые случаи умножения и деления с числом 8. Слайд 3 - Рассмотрите выражения, найдите их значения. Найдите закономерность составления таблицы ( второй множитель увеличивается на 1, первый множитель не меняется, а произведение увеличивается на 8). Тогда, составьте, недостающие случаи умножения и деления). 2.Работа по учебнику. С.62
- Почему таблицы умножения и деления с числом 8 такие маленькие? Какие свойства умножения и деления использованы? (перестановка множителей, если произведение разделить на первый множитель, то получится – второй) 3. Физ. минутка Умножали, умножали Очень, очень мы устали. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Посидим, отдохнём И опять считать начнём. - Следующее задание выполним в группах. Заполните пропуски.
б) Работают в парах. Карточка.
∙ = 24 * ∙ = 48 * * = 56
∙ = 35 * = 32 * * = 16
- Проверьте по ключу ответов. Объединитесь в пары и решите уравнения. 1 уровень: Решить уравнение х•8=56 2 уровень: Составить и решить уравнение. Задуманное число уменьшили в 3 раза и получили число 8. 3 уровень: Составить и решить уравнение. Задуманное число уменьшили на 3 и получили 8.
- Ответственные, отчитайтесь о работе.
- Мы находили значения выражений, решали уравнения. – Где ещё мы можем применить таблицу умножения? (В решении задач)
– Вы правы. И сейчас мы решим задачу.
4. Решение задач. Слайд 4 - Что известно в задаче? - Что можно узнать, зная эти данные? (Сколько рыбок в 1 аквариуме) - Как узнать, сколько рыбок в 1 аквариуме ? (54 : 6 = 9 р.) - В одном аквариуме 9 рыбок. Можно теперь узнать, сколько аквариумов занимают 27 рыбок ? - Каким действием это можно узнать? (27 : 9 = 3 ак.) - Запишите решение задачи по действиям с пояснением. Приступайте к решению задачи в тетради, а 1 ученик у доски. 5. Геометрический материал.
- А в геометрии может пригодиться таблица умножения 8?
- Проверьте. Каждая группа получает конверт с геометрическими фигурами. Одну из фигур ( со сторонами 8 и 3см) строят в тетради, находят площадь и периметр.
6. Игра «Лото» Дети в каждого из вас есть карточка, мы сыграем в игру «ЛОТО» и повторим таблицу умножения . Готовы ?
1. Найдите произведение 5 и 6 ( 30)
2.Найдите произведение 6 и 2. (12)
3.Первый множитель 3, второй множитель 9. Найди произведение. (27)
4. Число 4, увеличили в 8 раз . (32)
5.Делимое 24 , делитель 8 . Чему равно частное ? ( 3 )
6.Чило 49 уменьшили в 7 раз ? ( 7 )
7.Число 60 уменьшили в 10 раз , Сколько получили ? ( 6 )
Рефлексия « Ожидание»
- А теперь возвращаемся к началу урока. Вы записали свои ожидания и опасения.
- Если ваши ожидания оправдались, а опасения были напрасными, украсьте доску своими облачками.