Урок-практикум "Множества. Отношения между множествами"
Цель урока:
Формирование знаний, умений, навыков в определённой принадлежности элементов множеству, характера отношений между множествами, использование полученных знаний на практике.
Задачи урока:
Обучающие:
Обобщить представления о множествах, подмножествах.
Закрепить умение определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами.
Систематизировать представления о высказываниях и умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или».
Научить детей применять логические операции «не», «и», «или».
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать внимательность, собранность, культуру речи
воспитывать общую культуру поведения на уроке, тактичность в отношении учителя и друг друга.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
класс мультимедийных персональных компьютеров;
аппаратное и программное обеспечение;
видеопроектор, экран;
программа МК «Мир информатики 1»;
презентация «Множество. Отношения между множествами» (приложение 1).
Дети должны знать:
понятия “множество”, “элемент множества”;
множества не пересекаются,
множество – подмножество,
множества пересекаются.
ХОД УРОКА
Организационный момент
– Начинаем урок информатики. Вспомним правила поведения в компьютерном классе.
В класс компьютерный вхожу
С дисциплиной я дружу
Бегать, прыгать и кричать
Никогда не буду
Тишину здесь соблюдать
Я не позабуду.
Нам с вами предстоит интересная работа. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за ответами своих товарищей.
Постановка цели урока
Сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие на острова для множеств. И на этом уроке мы подарим себе новые знания. Давайте вспомним, что вы уже знаете о множествах и элементах множества.
Кроссворд «КОМПЬЮТЕР»
1. В программе WORD
Я главная фигура.
А зовут меня(клавиатура) – элемент множества
2. Сидит на коврике зверёк –
Кто же это? Ответь дружок! (Мышь) – элемент множества
3. Устройство вывода информации – (монитор) – элемент множества
4. Устройство вывода информации в печатном виде – (принтер) – элемент множества
5. В большой коробке – главный блок
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам
Этот блок зовут (системным) – элемент множества
– Вы всё отгадали. И так, к какому множеству принадлежат отгадки? (Части компьютера)
– Итак, дайте ответ на вопрос:
1) Множество – это… (группа предметов с общим названием и собранных вместе)
2) Как, по-другому можно назвать предметы любого множества? (Элементы)
3) Если множество не содержит ни одного элемента, оно называется… (пустым)
4) Множество, которое входит в состав другого более большего по размерам множества – (подмножество)
Игра «Найди лишнее»
1) Река, озеро, мост, море.
2) стол, ковёр, кресло, кровать.
3) Курица, петух, орёл, гусь.
4) Саша, Витя, Петров, Коля.
Игра «Дай название множеству»
1) Окунь, карась, щука –
2) Дерево, цветок, трава –
4) Слон, муравей, пингвин –
5) Шляпа, фуражка, кепка –
А теперь ребята, давайте посмотрим на эти множества и подумаем «Неужели в нашем мире эти множества не встречаются друг с другом?». Как вы думаете Как рыбы взаимодействуют с растениями? Как животные взаимодействуют с людьми? И так, подведя итог вашим ответами, можно сказать, между множествами существует взаимосвязь одних с другими. И эта взаимосвязь называется ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МНОЖЕСТВАМИ,
Новая тема.

Равнозначные отношения
Если два множества имеют один или несколько общих элементов, то множества – пересекаются.

Решим задачу.
В классе 25 учеников. 15 учеников занимаются в кружке рисования, 20 учеников ходят в кружок танцев. Как это понять, ведь в классе 25 человек, а если мы сложим. то получится 35. Объясните.
Рассмотрим два множества:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ: собака, кошка, коза…
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: волк лиса, жираф…

Какой общий признак у этих множеств? Элементы каждого множества относятся к животному миру.

Работа на карточках.
Правила игры «СИГНАЛЬЩИКИ»
Я буду называть пары множеств. Если множества не пересекаются, то вы показываете картинку с красным монитором, если пересекаются, то карточку с зелёным монитором и придумайте пример какого-нибудь элемента этих множеств, который находится на пересечении, и поднимите руку.
множества животных и героев мультфильмов (Винни-Пух, Кот Матроскин, Ослик Иа...);
множества хищников и полосатых животных (тигр);
множества рыб и птиц;
множества продавцов и покупателей (продавец, идущий в магазин в свой выходной день);
множества цветов и бабочек;
множества учителей и родителей (учитель, имеющий ребёнка);
множества растений и хищников (растение-хищник “мухоловка”);
множества чётных чисел и чисел, которые делятся на 4 (4, 8, 16, 20).
Запись домашнего задания:
Тема №5 стр.
Работа на карточках.
V. Физкультминутка
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в «замок»)
И бегаем кругом, (покружиться на месте)
Раз, два, три, (три хлопка)
Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)
VII. Закрепление материала
Открываем программу «Мир информатики 1» 2 год обучения. 
Вкладка на розовом поле «Множества, Отношения между множествами»
– Выполните задания.
– Выход из программы.
VIII. Итог урока
Выставление оценок
Рефлексия.