СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Множества. Отношения между множествами"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия:

·          понятия “множество”, “элемент множества”;

·         множества не пересекаются,

·         множество – подмножество,

·         множества пересекаются.

 

Просмотр содержимого документа
«дом раб»

Домашняя работа

Фамилия Имя _________________________________________ Класс _________

  1. Закрась часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным.























3.Закрась в таблице части фигур. Посмотри в таблице, сколько ежиков должно быть в каждом множестве. Раскрась ёжиков. Впиши числа в пустые клетки таблицы.

Множества:


- ёжиков на рисунке


- коричневых ёжиков


- ёжиков с красным яблоком


- ёжиков коричневых И с красным яблоком


- ёжиков коричневых ИЛИ с красным яблоком


- коричневых И НЕ с красным яблоком ёжиков



4. Придумать задания на взаимное расположение множеств (схема, рисунок, название множеств). Оформить на листе формата А4. Задание выполнить по желанию.


- НЕ коричневых И НЕс красным яблоком ёжиков











Просмотр содержимого документа
«план урока»

Урок-практикум "Множества. Отношения между множествами"


Цель урока:

Формирование знаний, умений, навыков в определённой принадлежности элементов множеству, характера отношений между множествами, использование полученных знаний на практике.


Задачи урока:


Обучающие:

  • Обобщить представления о множествах, подмножествах.

  • Закрепить умение определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами.

  • Систематизировать представления о высказываниях и умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

  • Научить детей применять логические операции «не», «и», «или».


Развивающие:

  • развитие у школьников умения логического мышления

  • способствовать формированию исследовательских и творческих качеств личности.


Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, собранность, культуру речи

  • воспитывать общую культуру поведения на уроке, тактичность в отношении учителя и друг друга.


Вид используемых на уроке средств ИКТ:

  • класс мультимедийных персональных компьютеров;

  • аппаратное и программное обеспечение;

  • видеопроектор, экран;

  • программа МК «Мир информатики 1»;

  • презентация «Множество. Отношения между множествами» (приложение 1).


Дети должны знать:


  •  понятия “множество”, “элемент множества”;

  • множества не пересекаются,

  • множество – подмножество,

  • множества пересекаются.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент


– Начинаем урок информатики.  Вспомним правила  поведения в компьютерном классе.

В класс компьютерный вхожу 
С дисциплиной я дружу
Бегать, прыгать и  кричать
Никогда не буду
Тишину здесь соблюдать 
Я не позабуду.

Нам с вами предстоит интересная работа. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки, я жду от вас полных ответов. Внимательно следите за ответами своих товарищей.


  1. Постановка цели урока


Сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие на острова для множеств. И на этом уроке мы подарим себе новые знания. Давайте вспомним, что вы уже знаете о множествах и элементах множества.

Кроссворд  «КОМПЬЮТЕР»

1. В программе WORD
Я главная фигура.
А зовут меня(клавиатура) – элемент множества

2. Сидит на коврике зверёк –
Кто же это?  Ответь дружок! (Мышь) – элемент множества

3. Устройство вывода информации  – (монитор) – элемент множества

4. Устройство вывода информации  в печатном виде – (принтер) – элемент множества

5. В большой коробке – главный блок
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам
Этот блок зовут (системным) – элемент множества

– Вы всё отгадали. И так, к какому множеству принадлежат отгадки? (Части компьютера)

– Итак, дайте ответ на вопрос:

1) Множество – это… (группа предметов с общим названием и собранных вместе)
2) Как, по-другому можно назвать предметы любого множества? (Элементы)
3) Если множество не содержит ни одного элемента, оно называется… (пустым)
4) Множество, которое входит в состав другого более большего по размерам множества – (подмножество)


Игра «Найди лишнее»


1) Река, озеро, мост, море.

2) стол, ковёр, кресло, кровать.
3) Курица, петух, орёл, гусь.
4) Саша, Витя, Петров, Коля.


Игра «Дай название множеству»


1) Окунь, карась, щука –
2) Дерево, цветок, трава – 
4) Слон, муравей, пингвин – 
5) Шляпа, фуражка, кепка –


А теперь ребята, давайте посмотрим на эти множества и подумаем «Неужели в нашем мире эти множества не встречаются друг с другом?». Как вы думаете Как рыбы взаимодействуют с растениями? Как животные взаимодействуют с людьми? И так, подведя итог вашим ответами, можно сказать, между множествами существует взаимосвязь одних с другими. И эта взаимосвязь называется ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МНОЖЕСТВАМИ,

Новая тема.


  1. Равнозначные отношения

  • Луна

  • Спутник Земли


  1. Если два множества имеют один или несколько общих элементов, то множества  – пересекаются.

Решим задачу.

В классе 25 учеников.  15 учеников занимаются в кружке рисования, 20 учеников ходят в кружок танцев.  Как это понять, ведь в классе 25 человек, а если мы сложим. то получится 35. Объясните.

  1. Рассмотрим два множества:

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ: собака, кошка, коза…
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ: волк лиса, жираф…

Какой общий признак у этих множеств?  Элементы каждого множества относятся к животному миру.


Работа на карточках.


Правила игры «СИГНАЛЬЩИКИ»


Я буду называть пары множеств. Если множества не пересекаются, то вы показываете картинку с красным монитором, если пересекаются, то карточку с зелёным монитором  и придумайте пример какого-нибудь элемента этих множеств, который находится на пересечении, и поднимите руку.

  • множества животных и героев мультфильмов (Винни-Пух, Кот Матроскин, Ослик Иа...);

  • множества хищников и полосатых животных (тигр);

  • множества рыб и птиц;

  • множества продавцов и покупателей (продавец, идущий в магазин в свой выходной день);

  • множества цветов и бабочек;

  • множества учителей и родителей (учитель, имеющий ребёнка);

  • множества растений и хищников (растение-хищник “мухоловка”);

  • множества чётных чисел и чисел, которые делятся на 4 (4, 8, 16, 20).


Запись домашнего задания:


Тема №5 стр.

Работа на карточках.


V. Физкультминутка


Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)



VII. Закрепление материала

Открываем программу «Мир информатики 1» 2 год обучения.

Вкладка   на розовом поле  «Множества, Отношения между множествами»

– Выполните задания. 
– Выход из программы.


VIII. Итог урока


Выставление оценок

Рефлексия.



Просмотр содержимого документа
«техкарта»

Техкарта урока информатики

Учитель: Тарканова А.Р.

Дата: 17.10.2014 год.

Урок-практикум "Множества. Отношения между множествами"

Цель

Деятельность

преподавателя

Деятельность

ученика

Формы деятельности учащихся

Средства ИКТ

1. Организационный момент

Сконцентрировать внимание учеников на предстоящем уроке, проверить их готовность к уроку

Преподаватель здоровается, проверяет отсутствующих, смотрит готовность к уроку, дает детям положительный настрой.

Ученики проверяют наличие дневников, тетрадей, учебников, концентрируют внимание на предстоящей деятельности.

 

 

2. Актуализация опорных знаний

2.1. Определение объекта исследования

Сформулировать тему урока, определить объект исследования

Учитель, показывая презентацию и задавая наводящие вопросы, помогает учащимся самим сделать выводы о предстоящей работе, теме исследования, помогает сформулировать цель урока.

Ученики вместе с учителем анализируют страницы презентации, делают выводы о предстоящем объекте исследования, сами формулируют и проговаривают тему и цель урока.

Фронтальная работа:

устный анализ, рассуждения вслух, устная формулировка выводов.

Видеопроектор, презентация учителя

Ответы учеников:

Клавиатура, мышь, монитор ,принтер, системный.

  • Кроссворд: «Компьютер»

2.2. Устные вопросы “Множество”

Повторение пройденного материала, его активизация и закрепление с помощью вопросов


Множество, элементы, пустым, подмножество.



2.3. Игра “Найди лишнее”

Проверить уровень знаний по теме, выявить учащихся, требующих индивидуального контроля.

Анализ ответов учеников, коррекция их знаний, индивидуальная работа

Ученики отвечают на вопросы.



1)Найди лишне:

  • Стол, ковёр, кресло, кровать.

  • Река, озеро, мост, море.

  • Курица, петух, орёл, гусь.

  • Саша, Витя, Петров, Коля.

2.4. Игра «Дай название множеству»

Подготовить, учеников к дальнейшей исследовательской работе.

Анализ ответов учеников, коррекция их знаний, индивидуальная работа

Ученики отвечают на вопросы.


 

1) Окунь, карась, щука – рыбы
2) Дерево, цветок, трава – растения
4) Слон, мышь, пингвин – животные
5) Шляпа, фуражка, кепка – головные уборы

3.Формирование новых знаний

3.1. Постановка задач для исследования

Определить задачи для исследовательской деятельности

Учитель читает задачу

В классе 25 учеников.  15 учеников занимаются в кружке рисования, 20 учеников ходят в кружок танцев.  Как это понять, ведь в классе 25 человек, а если мы сложим. то получится 35. Объясните.

Рассмотрим два множества: дикие животные и домашние животные


Дети слушают задание. Объясняют решение.


Изображают графически.


 

Видеопроектор, презентация

3.2. Практическая работа на карточках.

Построить искомые множества

Учитель корректирует и направляет в нужное русло деятельность учащихся, следит за дисциплиной, т.к. данный этап проходит очень эмоционально

Каждый ученик выбирает нужный вариант ответа. При этом следят за ответами ученика, работающего на интерактивной доске.

Индивидуальная работа по карточкам.

 

3.3. Выводы по проделанной работе

Завершить процесс исследования, сделать выводы.

Учитель проверяет схемы, выводы, при необходимости с помощью наводящих вопросов корректирует работу учащихся.

Ученики рассказывают о проделанной работе.

Беседа

 


Физкультминутка

Снять мышечное и нервное напряжение, поменять вид деятельности

Учитель направляет детей на правильное выполнение упражнений


Робот делает зарядку
И считает по порядку:
– Раз! – контакты не искрят,
– Два! – суставы не скрипят,
– Три! – прозрачен объектив.
Я исправен и красив!
1, 2, 3, 4, 5 – 
Можно к делу приступать!


Под руководством дежурного физкультведущего выполняют зарядку


Активные физические упражнения


4. Закрепление новых знаний

Закрепить полученные знания программа «Мир информатики».

Учитель объясняет принцип работы в программе «Мир информатики 1», 2 год обучения.

Ученики выполняют практическое задание в данной программе по темам: «Множество», «Отношения между множествами».


 

5. Подведение итогов урока

Обобщить полученные на уроке знания, проанализировать деятельность учащихся (отметить успехи учеников), дать домашнее задание.

Учитель оценивает деятельность учащихся, отмечает положительные моменты, дает краткую характеристику домашнему заданию

Учащиеся выставляют себе оценки за урок в дневники, записывают домашнее задание, задают (если есть) вопросы по итогам урока.

Беседа, работа с дневниками.

 



Просмотр содержимого презентации
«pril»

Множества.  Отношения между множествами. Выполнила Учитель информатики и ИКТ Тарканова А.Р.

Множества. Отношения между множествами.

Выполнила

Учитель информатики и ИКТ

Тарканова А.Р.

Правила поведения в компьютерном классе В класс компьютерный вхожу С дисциплиной я дружу Бегать, прыгать и кричать Никогда не буду Тишину здесь соблюдать Я не позабуду!

Правила поведения в компьютерном классе

В класс компьютерный вхожу

С дисциплиной я дружу

Бегать, прыгать и кричать

Никогда не буду

Тишину здесь соблюдать

Я не позабуду!

«Компьютер» к л а в и а т у р а м ы ш ь м о н и т о р п р и н т е р с и с т е м н ы м

«Компьютер»

к

л

а

в

и

а

т

у

р

а

м

ы

ш

ь

м

о

н

и

т

о

р

п

р

и

н

т

е

р

с

и

с

т

е

м

н

ы

м

Дополни высказывания  группа предметов с общим названием и собранных вместе Предметы любого множества называются  Множество, не содержащее ни одного элемента называется   Множество, которое входит в состав другого большего множества Множество  элементами пустым подмножество

Дополни высказывания

группа предметов с общим названием и собранных вместе

Предметы любого множества называются

Множество, не содержащее ни одного элемента называется

Множество, которое входит в состав другого большего множества

Множество

элементами

пустым

подмножество

«Найди лишнее» Река, озеро, мост, море Стол, ковёр, кресло, кровать Курица, петух, орёл, гусь Стёпа, Вася, Петров, Коля

«Найди лишнее»

Река, озеро, мост, море

Стол, ковёр, кресло, кровать

Курица, петух, орёл, гусь

Стёпа, Вася, Петров, Коля

Окунь, налим, щука Дерево, цветок, трава Слон, муравей, пингвин Шляпа, фуражка, кепка Назови множество рыбы растения животные Головные уборы

Окунь, налим, щука

Дерево, цветок, трава

Слон, муравей, пингвин

Шляпа, фуражка, кепка

Назови множество

рыбы

растения

животные

Головные

уборы

Пересечение множеств 25 10 5 10 В классе 25 учеников. 15 учеников занимаются в кружке рисования., 20 учеников ходят в кружок танцев.

Пересечение множеств

25

10

5

10

В классе 25 учеников. 15 учеников занимаются в кружке рисования., 20 учеников ходят в кружок танцев.

Объединение множеств животные Домашние Животные (собака, кошка, корова…) Дикие животные (волк, лиса, слон…)

Объединение множеств

животные

Домашние Животные

(собака, кошка, корова…)

Дикие животные

(волк, лиса, слон…)

Входит в состав 4 класс школьники дети

Входит в состав

4 класс

школьники

дети

Закрась большие круги

Закрась большие круги

  • дети
  • дети
  • 4 класс
  • 4 класс
  • школьники
  • школьники
Распределите элементы по соответствующим множествам.  Покажите путь перемещения с помощью стрелки.

Распределите элементы по соответствующим множествам.

Покажите путь перемещения с помощью стрелки.

Установи соответствие между схемой и множествами (соедини стрелками).  - множество людей   - множество спортсменов    - множество диких животных   - множество домашних животных    - множество птиц   - множество насекомых

Установи соответствие между схемой и множествами (соедини стрелками).

- множество людей

- множество спортсменов

- множество диких животных

- множество домашних животных

- множество птиц

- множество насекомых

1 2 4 5 6 7 Впиши в фигуры номера рисунков. Сколько белочек в каждом множестве?  (Запиши ответы в клетках таблицы). Закрась в таблице части фигур. Правила игры « СИГНАЛЬЩИКИ » Множества:  - белочек на рисунке  - белочек с грибами  - белочек с орехами  - белочек с грибами И орехами  - белочек с грибами ИЛИ орехами  - белочек, у которых НЕТ грибов  - белочек, у которых НЕТ орехов 3 8 9

1

2

4

5

6

7

Впиши в фигуры номера рисунков. Сколько белочек в каждом множестве?

(Запиши ответы в клетках таблицы). Закрась в таблице части фигур.

Правила игры « СИГНАЛЬЩИКИ »

Множества:

- белочек на рисунке

- белочек с грибами

- белочек с орехами

- белочек с грибами И орехами

- белочек с грибами ИЛИ орехами

- белочек, у которых НЕТ грибов

- белочек, у которых НЕТ орехов

3

8

9

игра «СИГНАЛЬЩИКИ»

игра «СИГНАЛЬЩИКИ»

Домашнее задание Учебник: Тема №4 Работа по карточкам

Домашнее задание

Учебник:

Тема №4

Работа по карточкам

Физкультминутка   Робот делает зарядку  И считает по порядку:  – Раз! – контакты не искрят,  – Два! – суставы не скрипят,  – Три! – прозрачен объектив.  Я исправен и красив!  1, 2, 3, 4, 5 –   Можно к делу приступать!

Физкультминутка

Робот делает зарядку И считает по порядку: – Раз! – контакты не искрят, – Два! – суставы не скрипят, – Три! – прозрачен объектив. Я исправен и красив! 1, 2, 3, 4, 5 –  Можно к делу приступать!

«Мир информатики 1»  2 год обучения «Множества. Отношения между множествами»

«Мир информатики 1» 2 год обучения

«Множества.

Отношения между множествами»