СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки в 3 классе на тему: "Орфей и Эвридика"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Датьдетям представление о древнегреческих народных инструментах, познакомить с понятием «миф».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки в 3 классе на тему: "Орфей и Эвридика"»

МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»





ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

3 класс



на тему: «Орфей и Эвридика»







УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

НЕКЛЮДОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА












СУДЖА

План-конспект урока музыки

Класс: 3

Четверть: 3

Тема раздела: «В музыкальном театре»

Тема: «Орфей и Эвридика» К. Глюк

Цель: познакомить обучающихся с контрастными образами в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».

Задачи:

Обучающие:

► дать представление о древнегреческих народных инструментах;

► познакомить с понятием «миф»;

► учить узнавать знакомую музыку и её автора.


Развивающие:

► развития интереса к предмету;

► развивать умение анализировать музыкальное произведение;

► развивать певческие навыки и музыкальный слух;

► развитие логического мышления, воображения.


Воспитательные:

►воспитывать интерес к музыке;

► приобщать к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного;

►формировать эстетический вкус.


Тип урока: 

 Урок комплексного применения ЗУН обучающихся.


Вид урока: интегрированный

Форма проведения урока: игра

Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск.




Средства обучения:

художественный ряд:

репродукции – «Сиртаки» греческий народный танец

- Миф об Орфее

- портреты композиторов


Музыкальный материал:

- Приветствие «Доброе утро»

- Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка Фрагмент. (CD-диск);

- «Сиртаки» греческий народный танец М. Теодоракис Фрагмент. (CD-диск);

- «Мелодия», «Хор фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюк Фрагмент (CD-диск);

- «Если добрый ты» (слова А.Хайта, музыка Б.Савельева) (CD-диск, DWD-диск);

- «Шелковая кисточка» (CD-диск);

- «Дорога добра» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова)


Оборудование: 

экран, видеопроектор, ноутбук, баян, CD-диск; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия), раздаточный материал (ромашка и фото музыка Греции, клей).


Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.






Литература: 

1. Энциклопедический словарь юного музыканта. М. Педагогика 1985г.

2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос 2000г.

3. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие (ответственный редактор Г.П. Стулова.)

4. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад (программы общеобразовательных учреждений) М. просвещение 1994г.

5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир музыкальных праздников. Москва 2006г.

6. Диски к УМК.

7. М.А. Давыдова «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г.

8. В помощь преподавателю «Музыка» тематические беседы 1-7 класс издательство Учитель 2010 г.

9. Г.В. Стюхина «Музыка», в помощь преподавателю конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) 1-4 классы издательство Учитель 2010 г, Волгоград.



Структура урока:

  1. Организационный этап. (1 мин)

  • Музыкальное приветствие.

  1. Повторение пройденного материала. (6 мин)

  2. Совместная постановка темы урока (3 мин)

  3. Этап объяснения нового материала (14 мин)

  4. Физкультминутка (игра «Потрудились – отдохнём») (1 мин)

  5. Этап закрепления полученных знаний (самостоятельная работа) (10 мин)

  6. Исполнение песни (4 мин)

  7. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)

  8. Этап подведения итогов урока (рефлексия) (10 мин);













Ход урока:

I этап. Организационный момент (2 мин)

Дети входят под музыку М. Глинки Увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Музыкальное приветствие «Добрый день»

«Добрый день»

Заглянуло, заглянуло

Солнышко, солнышко

Утром к нам, утром к нам

В окошко, в окошко

Прыгнул зайчик, прыгнул зайчик

Солнечный, солнечный

К нам с тобой, к нам с тобой

В окошко, в окошко

ПРИПЕВ:

Доброе утро, здравствуйте,

Добрый день и добрый вечер.

Нам с тобой совсем не лень

Говорить при каждой встрече.

Учитель. Мы пропели «Добрый день», значит, что мы пожелали друг другу? Ответы детей: (Доброго дня, здоровья).

Учитель. Назовите слово противоположное слову «добро».

Ответы детей: (зло).

Молодцы!!!

Добро и зло можно встретить и в повседневной жизни и в сказках, и в поэмах.


II этап. Повторение пройденного материала.(7 мин)

Игра «Перевёртыш» (в музыкальном театре + картина)

А теперь я предлагаю вам повторить материал, который изучили на прошлом уроке, по теме «Образы добра и зла в музыке …Михаила Глинки в виде игры «Перевертыш».


Задание 1. (Работа коллективная)

Правильно составь слово, переверни слоги, слова

1. Как называется музыкальный раздел музыки, который мы начали изучать?

В

театре

музыкальном

В музыкальном театре»)

2. Что можно увидеть в театре?

такль

музыкальный

спек

(музыкальный спектакль)

Игра «Перевёртыш» (опера, балет + картина)

3. Музыка звучит на театральной сцене. Назовите музыкально – театральные жанры …

Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют это… ?

ра

опе

(опера)

Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют это…?

лет

ба

(балет)

Игра «Перевёртыш» (либретто + картина)

4. Основным источником любой оперы, балета является народная поэзия, легенды, сказки и профессиональная художественная литература.

Как называется литературный сценарий, предназначенный для постановки оперы, балета на сцене?

либ

то

рет

(либретто)

Портреты М. Глинка, А.С. Пушкин

5. С творчеством, какого русского композитора и поэта мы познакомились на прошлом уроке? 

ка

глин

кин

пуш

(М.И. Глинка, А.С. Пушкин)


«Руслан и Людмила»

6.Опера и поэма имеют одно название, какое?


лан

рус

И

люд

ла

ми

(«Руслан и Людмила»)


- Умники и умницы!!!

Задание 2. (Работа групповая)


Звучит вступление к произведениям

А) В опере и в поэме есть вступление, которым начинается произведение.

Определите, кому из авторов они принадлежат

1 группа 2 группа

У Лукоморья дуб зелёный; Звучит муз. фрагмент

Златая цепь на дубе том: «Увертюра» из оперы

И днём и ночью кот учёный «Руслан и Людмила»

Всё ходит по цепи кругом;

(Пушкин) (Глинка)

Какой характер в произведениях? Почему, композитор изменил характер?

(У Пушкина – повествовательный, (Чтобы увлечь в мир музыки и

а у Глинки – торжественный) сразу показать образы всех героев)

Как в музыке называется вступление к опере?

(Увертюра)

герои оперы – поэмы «Руслан и Людмила»



А) Назовите героев, олицетворяющих

1 группа - добро… (Руслан, Людмила)

2 группа - зло … (Наина, Фарлаф, Черномор)


Музыкальная характеристика героев

Б) Заполни таблицу на карточке, правильно соедини героя и музыку

1 группа

Герои

Музыка

номер голос

Храбрый Руслан

Каватина Сопрано

Прекрасная Людмила

Ария Баритон

Соперник, коварный Фарлаф Колдунья, страшная Наина

Марш нет

Волшебник, злой Черномор

Сцена Наины и Фарлафа Бас


- Самые талантливые дети!!!





III. Совместная постановка темы урока (3 мин)

Учитель.

А сегодня тему добра и зла мы рассмотрим на новом музыкальном материале.

Тема урока: «Орфей и Эвридика» К. Глюк

Учитель. Чтобы угадать в какую страну мы сегодня с вами отправимся, давайте послушаем музыку и вспомним, как она называется.

*Звучит музыка «Сиртаки» - греческий народный танец.

(Греческий народный танец «Сиртаки)

- Замечательно. Значит, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию



IV. Этап объяснения нового материала (10-15 мин)

Древняя Греция – театр



Учитель. Греки сложили немало мифов, прославляющих всемогущую силу музыки. А что такое миф? Миф - это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.

Миф - фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.

Учитель. - Вам знакома история о певце Орфее? (да)

Миф об Орфее и Эвридике


Работа по учебнику стр. 76.

Ученица рассказывает миф об Орфее и Эвридике (доклад)

Искусство Орфея обладало волшебной силой.

Прекрасная девушка Эвридика полюбила Орфея за песни и за чудесный голос и стала его женой.

Эвридика с подругами собирала на лугу весенние цветы. Укус ядовитой змеи оборвал ее жизнь. Орфей безутешно скорбит и жалуется богам на свою судьбу.

Царь богов Зевс сжалился над Орфеем и разрешил ему спуститься в царство смерти. И если голос певца Орфея очарует бездушные сердца владык темноты, певец вернется на землю со своей любимой.

Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И  он разрешил Эвридике вернуться на землю.

Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, чтобы, ни случилось.

Не смог Орфей выполнить условие Аида, и Эвридика превратилась в тень, а сам певец – в каменное изваяние.

Однако Боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли на небо. Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие Лиры.

Учитель: Спасибо, большое.


Античный сюжет был использован в произведениях разных авторов (Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди).

К. Глюк (портрет) +картинка «Орфей и Эвридика»



Сегодня мы познакомимся с оперным произведением немецкого композитора 18 века Кристофа Виллибальда ГЛЮКА «Орфей и Эвридика».


Композитор написал оперу «Орфей и Эвридика» в трех действиях (либретто – Раньери Кальцабиджи), основанную на мифе Древней Греции.

1 и 3 действие происходят в земном мире, 2 – в преисподней.

1 действие – Орфей теряет Эвридику на земле;

2 действие - в преисподней, Орфей смягчает своим пением духов подземного мира, проходит в Элизиум и обретает Эвридику;

3 действие – Орфей не выдерживает испытание и снова теряет Эвридику.


Анализ музыкального произведения.

Слушая музыку, выберите правильный ответ, для характеристики произведения


СЛАЙД 31 Мелодия Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк


Где происходит действие:

2 акт - в преисподней, на земле


Характер:

cветлый, с оттенком грусти, мрачный, грозный


Исполнитель:

соло флейты, симфонический оркестр, хор

Мелодия:

плавная, отрывистая, чистая, упругая, ясная,

акцентная, интонация плача, скорби,

Темп:

медленный, быстрый, умеренный


Образы, герои:

Добра, зла, Орфей, Эвридика, Фурии



Первый номер – эта музыка вам знакома по 2 классу, её часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.


- Где происходит действие на земле или в преисподней?

(в преисподней)

- Почему вы так решили? (холодная)

Светлый мир блаженных теней и идиллические образы природы – в полях Элизиума в опере сопровождает поиски Эвридики.


- Дайте характеристику элементам музыкальной речи:

Характер: светлый, с оттенком грусти

Исполнитель: симфонический оркестр, соло флейты

Мелодия: плавная, чистая, ясная, интонация плача

Темп: медленный

Образ, герой: добра, Орфей


Вывод: Мелодия удивительно чистая и ясная. Несколько грустный оттенок вносит в музыку соло флейты. Но этот грустный эпизод не нарушает светлого покоя сцены.


«Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

А теперь второй номер - Это сцена Орфея с духами подземного мира (фуриями) злых ведьм мрачного царства Аида - Хор фурий.

 

СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

 Чей это дерзкий дух наш потревожил слух?

- Где происходит действие на земле или в преисподней?

(в преисподней)

- Почему вы так решили? (холодная)

Характер: мрачный, грозный

Исполнитель: симфонический оркестр, хор

Мелодия: отрывистая, упругая, акцентная

Темп: медленный

Образ, герой: зла, Фурии


Вывод: Мрачный, грозный характер хора создаётся благодаря унисонному звучанию хора, сопровождаемому тремоло в оркестре, однообразному чеканному ритму, повторению одинаковой ритмической фигуры через каждые два такта.


- Образы Орфея, Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?(нет)

Если они разные, противоположные по характеру, значит, они КОНТРАСТНЫ.

ИТОГ: Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк

Номер

«Мелодия»

Хор Фурий

Где происходит действие:

2 акт - в преисподней

Характер:

cветлый, с оттенком грусти

мрачный, грозный

Исполнитель:

соло флейты, симфонический оркестр

хор, симфонический

оркестр

Мелодия:

плавная, чистая, ясная,

лирическая, интонация плача

отрывистая, упругая, акцентная

Темп:

медленный


умеренный

Образы, герои - контрастны

Добра - Орфей, Эвридика

Зла - Фурии


Учитель. Зло в любую эпоху, в любой стране, как в жизни, так и в мифах, сказках, в разных видах искусства, всегда узнаваемо и ему всегда противостоит могучее, доброе, светлое.

Физ. минутка «Потрудились – отдохнём»

IV. Динамическая пауза «Потрудились – отдохнём» (1 мин)

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания).


Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево, вправо).


Мы присядем, дружно встанем, (Приседания).

А теперь попрыгаем. (Прыжки).



Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.


Игра «Закончи фразу»


V. Этап закрепления полученных знаний (1 мин)

А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:

В какую страну мы сегодня совершили путешествие…

(в Древнюю Грецию)

Познакомились с творчеством немецкого композитора Кристофа Виллибальда…. (Глюк)

2. Он написал оперу на известнейший мифологический сюжет…

(«Орфей и Эвридика»)

3. Орфей играл на струнно-щипковом инструменте…? (Лира)

4. Главную (сольную) партию в «Мелодии» исполнил инструмент… (Флейта)

5. Музыкальные образы добра это Орфей и ... (Эвридика), а образы зла…. (Фурии)

- Молодцы!!!

Узнай песню – видеоклип м/ф «День рожденье кота Леопольда»

VI. Исполнение песни «Если добрый ты»

слова А.Хайта, музыка Б.Савельева.

- Я вижу, вам знакома эта песня, как она называется? (ответы детей: да, знакома «Если добрый ты»)

- В каком мультфильме она звучит? («День рожденье кота Леопольда»)

- Я предлагаю вам ее исполнить.

- Вспомните, как правильно стоять во время пения? Кто забыл, посмотрите на плакат или на меня.

- Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая через голос и движение ее характер, настроение.

«Если добрый ты»

слова А. Хайта, музыка Б. Савельев

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно,

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

- Поблагодарим друг друга аплодисментами.


И в этой песне мы встречаем героев добра - кот Леопольд и зла - вредные мыши. Но Леопольд был очень умным, добрым, мудрым и всё прощал мышам. Потому что жил под девизом...

(Ребята, давайте жить дружно!)


VII.Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)

- Домашнее задание. Я предлагаю два варианта его выполнения: нарисовать или раскрасить любого понравившегося вам героя. Выбирайте, пожалуйста, задание.


VIII. Этап подведения итогов урока (рефлексия) (5 мин)

- Мне понравилось, как вы работали на уроке.

ОЖИВИ ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

У вас на партах лежит цветик – семицветик, но он не живой. А чтобы оживить его и он стал красивым, запишите 7 слов - героев Греции в каждый лепесток.

Выполни творческое задание: «Ромашка - Музыка Греции». Наклей картины - героев Грецией на лепестки ромашки.

Рефлексия (музыка)

- А теперь, то, что у вас получилось, давайте закрепим на специальном плакате на доске (Рисунок вешаем на плакат со скрепками)

- Молодцы!

Учитель: Музыка, звучавшая на уроке, красива, потому что рассказывала нам о красоте природы и о красоте жизни.

(рефлексия)

Продолжи фразу…

-А сейчас, я хочу, чтобы вы продолжили фразу…

На уроке я узнал (а)…

У меня получилось…

Мне было трудно…

Меня удивило…

Мне было интересно…

Теперь я умею…

Учитель: Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями, а сейчас, когда будете подводить итоги, проголосуйте, пожалуйста. Оставьте в нужном окошке нашего нотного домика нотку как вы считаете, понравился ли вам урок или нет.


На доске плакат нотного домика с тремя окошками для нот и где крепятся результаты

(Каким был урок: интересным, познавательным;

скучным и неинтересным;

веселым и жизнеутверждающим)

Похвала… Молодцы!!! Вы творческие дети!

- Молодцы!!! Вы творческие дети!

- Каждый из вас получает нотку с отметкой, (раздаю нотки)

и вы видите на экране оценку «5».

- Я желаю вам, ребята, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро и согласие.

Музыкальное прощание.

- На этой веселой ноте мы попрощаемся друг с другом. Наш урок закончен.

Учитель: До свидания

Дети: До свидания (дети повторяют).

До новых встреч!!!

Дети покидают класс под музыку «Дорога добра»