СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок проводился для учеников 9-х  и 10-х классков коррекрионной школы. Цель данного открытого урока - это воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Блокада Ленинграда"»

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:
Образовательные:
Активизировать знания воспитанников об одном из этапов истории города Ленинграда.
Расширять и закреплять понятия «блокада», «кольцо блокады»;
Активизировать мыслительную и речевую деятельность учащихся на материале занятия.
Коррекционные:
Закреплять речевые навыки, полученные школьниками на уроках;
Совершенствовать навык чтения с губ и речевой слух;
Развивать память, внимание и наблюдательность.
Воспитательные:
Развивать познавательные интересы путем расширения круга представлений и знаний о блокаде;
Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать горю ленинградцев.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Блокада Ленинграда»

Демонстрационный материал: презентация, видеоролики про блокаду Ленинграда, тетради по внеклассной деятельности.

Материалы: Ноутбук, мультимедийный проектор.

Предварительная работа:просмотр видео роликов о блокаде Ленинграда, беседы о войне.

1.Орг. момент:настрой на деятельность, проверка работы ИСА.

2. Объявление темы занятия

( на доске фотографии Санкт-Петербурга)

- Какой город на этих фотографиях? (Санкт-Петербург)

- Но у него было и другое название какое?( Ленинград)

- Посмотрите на Ленинград до войны и во время войны.

-Сегодня мы будем говорить о людях которые жили во время Великой Отечественной войны в городе Ленинграде.

Тема нашего занятия: «Блокада Ленинграда»



3. Беседа

-Что такое блокада?(ответ детей)

Посмотрите на карту, на что это похоже? ( круг, кольцо)

-Это кольцо называли блокадой, из города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Не привозят в магазины продукты, одежду, лекарства.

4) Знакомство с материалом.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и закончилась 27 января 1944 года. Блокада длилась 872 дня.

- Как вы думаете, это много 872 дня? (ответ детей).( показ на календаре, сколько времени)

- За 872 дня умерло 800 000 человек.

- 800 000челоек умерли во время блокады.

-Это столько человек ,сколько живут человек в двух городах,как Белгород.

- В Белгороде живёт 400 000человек.

8 сентября немцы окружили Ленинград с трех сторон, с четвертой стороны было Ладожское озеро. Только по Ладожскому озеру на баржах и военных кораблях, могли привезти немного продуктов,топлива и лекарства.

- Много барж и кораблей немцы потопили.

В блокадном Ленинграде жили 3 миллиона человек. Город каждый день бомбили самолёты немцев, люди прятались в бомбоубежищах от бомбёжек.

- Что такое бомбоубежище?

Речевая зарядка:

бомбоубежище

бом-бо-убе-жи-ще

бомбо-убе-жи-ще

бомбоубе-жи-ще

бомбоубежи-ще

бомбоубежище

-Это помещения под землёй, где можно было укрыться от бомб ( метро, подвалы).

Ночью немецкие самолеты бомбили город зажигательными бомбами. На крыше домов дежурили люди. Они сделали клещи с длинной ручкой , чтобы сбрасывать с крыши бомбу на землю в песок. ( картинки слайд)

В блокаду немцы сожгли склады с сахаром и мукой. Люди после пожара приходили и собирали землю. Её несли домой в ведрах, потом варили, процеживали и пили мутную, сладкую воду. Бомбами был разрушен водопровод. Воду брали в реке Нева. Канализация не работала, свет был отключен в городе.

-Почему вечером нельзя было включать свет и зажигать свечи?

-Немцы видели свет и сбрасывали бомбы на дома. (показ слайда)

Наступила зима. Ладожское озеро, по которому на кораблях и баржах привозили продукты, замерзло. Как привозить продукты, лекарство, топливо? (ответ детей)

Тогда люди придумали возить продукты, топливо по льду Ладожского озера. Все ждали, когда лёд будет толстый, чтобы по нему могли проехать машины.

22 ноября 1941 года по тонкому льду поехали машины с мукой.

Эту дорогу назвали «Дорога жизни».

- Как вы думаете, почему так назвали дорогу?( ответ детей)

По замерзшему Ладожскому озеру везли муку, лекарство, топливо, а из города вывозили женщин, детей, больных, стариков.

-Но дорога была опасна, её обстреливали немцы с самолётов, а лед проваливался под машинами. Но другой дороги не было.

Водители машин ездили с открытой дверью, чтобы выпрыгнуть из машины, когда лёд проламывался.( показ фильма) Советские войска защищали «Дорогу жизни», зенитки обстреливали самолёты немцев.

Но все равно продуктов в городе не хватало, начался голод.

-Взгляните,что это? ( на столе лежат картофельные очистки)

-Картофельные очистки.

-Вы их едите сейчас? (ответ детей)

-Люди в войну варили: очистки, собирали кочерыжки от капусты, с обоев скоблили клей и варили с него суп.( показ клея обойного, кочерыжек)

- Как вы относитесь к хлебу? (ответ)

- Хлеб в Ленинграде был главной едой.

Стали выдавать хлебные карточки. Утеряв карточку, человек мог умереть от голода.

Норма хлеба

125 граммов для детей, стариков,

250 граммов для рабочих, которые продолжали работать на заводах: делали танки, снаряды. (показ нормы хлеба)

-Сколько граммов хлеба вам дали бы в блокаду?( ответ детей)


Хлеб делали из:

  • пищевая целлюлоза 10-15 %,

  • жмых и солод –10-15 %,

  • обойная пыль –2 %, •-

  • мусор из мешков –2 %,

  • хвоя –1 %,

  • ржаная обойная мука –70-75 %. (показ набора из чего пекли хлеб).

В Ленинграде ещё была проблема холод.

Зимой 1941 и 1942 года было минус 30. В квартирах для обогрева люди поставили печки «Буржуйки».Печи топили дровами, мебелью из домов.

Дров в городе было мало. Много людей умерло от холода.

3) Актуализация знаний.

Викторина:

1.Как назывался раньше Санкт-Петербург?

2.Когда началась блокада Ленинграда?

3.Сколько дней была блокада Ленинграда?

4.Где прятались люди от бомб?

5.Чем сбрасывали зажигательную бомбу на землю в песок?

6.Сколько грамм хлеба давали в сутки детям?

7.Как называлась дорога, которая была проложена по Ладожскому озеру?

8.Почему была открыта дверь у водителя машины, который ехал по Ладожскому озеру?

9.Почему нельзя было включать свет и зажигать свечи в домах?


- Можно наестся одним хлебом?(ответ детей)

- Как вы думает, что ели люди в блокаду ?(ответ детей).

Во время блокады голодающие люди Ленинграда ели домашних и уличных животных, собак, кошек, птиц. Но были домашние кошки которые приносили домой мышей и крыс. Голодные люди из грызунов готовили еду, чтобы хоть как-нибудь утолить голод.

4)Дополнительный материал:

В Ленинграде на складах развелось много крыс и мышей. Крысы нападали на больных, маленьких детей и стариков.

В Ленинграде поставили два памятника кошкам. ( показ слайда)

- Почему?
- В Ленинграде уничтожив кошек развелось много крыс и мышей. (ответ детей)

(рассказ воспитанников)

Правительство Ленинграда в январе 1943 года выписало из Ярославской области четыре вагона дымчатых кошек.

-Как вы думаете зачем?(ответ детей)

Кошек выписали, чтобы они уничтожили крыс и мышей.

Люди с вечера ждали вагоны с кошками . Кошки из Ярославля помогли людям уничтожить крыс, мышей, которые поедали муку на складах.

27 января 1944 года наши войска прорвали блокаду Ленинграда и блокада была снята. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. На стене Пискарёвского кладбища в Ленинграде написано: «Никто не забыт и ничто не забыто».

В 1965 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу было присвоено звание Города-героя .

Показ видеоролика «Блокада Ленинграда».

5) Заключение.

-Какая тема нашего занятия?

-Что нового узнали в нашей беседе?


(чтение слов воспитанниками)


В городе воздушная тревога,

Вой сирены слышится опять.

Лишь бомбоубежище могло

Спасеньем  ленинградцам стать.

Охваченный войною

Блокадный Ленинград.

На улицах трамваи

Замёрзшие стоят.

Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне»

В водопроводных кранах

Не вода, а лёд.

И только прорубь невская

Горожан спасёт.

Ведущий и ребёнок.

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

- «Дома.»

- «А где твой дом, сынок?»

- «Сгорел.»

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.





























ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат № 23»








Конспект открытого занятия.

Вид деятельности: беседа.


Тема : «Блокада Ленинграда»

в 9 «а»,9 «в», 10 «в» классах.











Подготовили воспитатели:

Топунова Е.А.

первая категория

Мирошниченко Н.В.

первая категории.







Белгород 2019 год.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!