СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему : Изображение на планах местности неровностей земной поверхности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему : Изображение на планах местности неровностей земной поверхности»

Открытый урок на тему : Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.

Цели урока: выяснить, как на плане изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота»; научиться определять относительную и абсолютную высоту.

Планируемые результаты обучения

Предметные: формирование знаний об относительной и абсолютной высоте; формирование умений определять: 1) относительную и абсолютную высоту; 2) направление повышения (понижения) местности с помощью горизонталей.

Метапредметные: формирование умений: 1) с помощью горизонталей распознавать неровности земной поверхности на плане местности; 2) самостоятельно составлять алгоритм решения задач.

Личностные: осмысление важности умений определять формы рельефа местности на плане.

Оборудование: топографический план, макет земной поверхности, проектор, презентация.

Основное содержание: относительная высота, абсолютная высота; горизонтали.

Деятельностный компонент урока: определять относительную и абсолютную высоту; определять с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение умений определять с помощью плана формы рельефа местности.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками параграфа.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

- Давайте вспомним:

1) Что такое план местности? (План местности — это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.)

2) Для чего человеку необходим план местности? (для ориентирования на местности, для исследования и изучения местности, проектирования будущего строительства и т.д.)

3) Что такое условные знаки? (Условные знаки – это специальные географические символы, применяемые для изображения географических объектов на планах и картах.)

III. Целеполагание, постановка проблемы, сообщение темы урока

- Вы знаете, что на земной поверхности есть горы и равнины, холмы и овраги, но ведь план местности плоский.

- Как на плане изобразить неровности земной поверхности?

- Решение этой проблемы и будет темой нашего урока.

IV. Работа над темой урока

1. Относительная и абсолютная высота.

- Для того, чтобы на плане местности изобразить холм, овраг, гору, необходимо знать их высоту или глубину. С этой задачей помогает справиться – НИВЕЛИР. (слайд + табличка на доску)

Нивелир - прибор, который показывает на сколько одна точка земной поверхности лежит выше другой точки. То есть показывает нам ОТНОСИТЕЛЬНУЮ ВЫСОТУ. (табл. на доску)

- Найдите и прочитайте определение в учебнике на с. 40. (Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.)

- Итак, относительная высота показывает, на сколько одна точка выше другой.

- Кроме того, на планах обозначают АБСОЛЮТНУЮ ВЫСОТУ (табл. на доску), которую отсчитывают от уровня моря, принимаемого за 0 м.

- Найдите и прочитайте определение в учебнике на с. 40. (Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана).

- Посмотрите на слайд.

- Что вы видите на экране? (неровности земной поверхности; холмы, впадины, горы)

- Сейчас мы с вами закрепим понятия абсолютная и относительная высота.

- Покажите абсолютную высоту точки А.

- Покажите относительную высоту точки А.

- Какая высота показана у точки Б? (абсолютная)

- Какая высота показана у точки В? (относительная)

- Молодцы. Всё верно.

- В России абсолютные высоты точек земной поверхности принято исчислять от среднемноголетнего уровня Балтийского моря, определённого от нуля футштока а Кронштадте. (слайд)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



2. Практическая работа

- Сейчас мы будем выполнять практическую работу, выполнив которую вы научитесь изображать холм на плане местности.

- Посмотрите на холм (макет). Представьте, что мы обходим этот холм строго придерживаясь одной абсолютной высоты. Теперь изобразим наш путь на плане. Это нам помогут сделать плавные линии, соединяющие точки с одинаковой высотой – ГОРИЗОНТАЛИ. У нас получился план холма – очертание того места, которое он занимает (А).

Поднимемся на 5 м по вертикали вверх. Придерживаясь этой высоты, снова обойдём холм кругом. Снова изобразим план пути. У нас получится вторая горизонтальная линия, опоясывающая холм на высоте 5 м от его подошвы (Б). Поднявшись ещё на 5 м и в третий раз обойдя холм, мы сможем изобразить третью линию уже на высоте 10 м от подошвы. Точно так же, ещё дважды поднимаясь каждый раз на 5 м, мы проведём две линии: на высоте 15 м и на высоте 20 м от подошвы (В). Далее до вершины остаётся 4м — значит, следующую линию провести нельзя. Можно подсчитать относительную высоту холма.

- Попробуйте вычислить самостоятельно.

- Какой результат у вас получился? (24 м)

- Что вам помогло найти высоту?

- Эти цифры показывают абсолютную высоту и всегда совей вершиной направлены в сторону повышения склона.

-Продолжим работу с нашей схемой.

- Как нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину?

Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче. Чем дальше расстояние между горизонталями, то склон пологий.

- Продолжаем работать со схемой. Обратите внимание на короткие чёрточки у горизонталей. Их называют – БЕРГШТРИХИ. По направлению бергштрихов можно определить, что перед нами впадина или возвышенность.

- Сравните эти две схемы и попробуйте определить сами, что изображено: холм или впадина.





- Молодцы. Всё верно.

V. Закрепление.

- Сейчас проверим ваши полученные знания. Для этого выполним тест (на экране).

Выберите правильный ответ.

1) Горизонтали – это:

а) условные линии, соединяющие точки земной поверхности с любой высотой;

б) величины, показывающие абсолютную высоту точки над уровнем любого водоёма на суше;

в) условные линии, которые соединяют точки земной поверхности с одной и той же абсолютной высотой.

2. Относительная высота - это.

а) высота, которая показывает, насколько одна точка выше другой;

б) высота точки над уровнем Балтийского моря;

в) высота одной точки относительно другой.

3. Прибор для измерения абсолютной высоты:

а) компас; б) нивелир; в) дальномер; г) циркуль; д) транспортир.

4. Абсолютная высота - это.

а) высота, которая показывает, превышение точки земной поверхности над уровнем моря;

б) высота точки над уровнем Мирового океана;

в) высота одной точки относительно другой.



5 . Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены на рисунке. Выберите правильный ответ.

а) А и Б – холмы;

б) А – впадина, Б – два холма;

в) А и Б – впадины.



- Давайте проверим.

1 – в

2 – а

3 – б

4 – а

5 – б

- У кого не допущено ни одной ошибки. У кого одна ошибка; две ошибки.

VI. Итог урока

- Дайте оценку своей работе на уроке.

- Что вам показалось наиболее интересным? Чему научились? Что нового узнали?

VII. Домашнее задание. Оценки за работу на уроке.

§ 11, вопросы в конце параграфа.