Открытый урок на тему : Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.
Цели урока: выяснить, как на плане изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота»; научиться определять относительную и абсолютную высоту.
Планируемые результаты обучения
Предметные: формирование знаний об относительной и абсолютной высоте; формирование умений определять: 1) относительную и абсолютную высоту; 2) направление повышения (понижения) местности с помощью горизонталей.
Метапредметные: формирование умений: 1) с помощью горизонталей распознавать неровности земной поверхности на плане местности; 2) самостоятельно составлять алгоритм решения задач.
Личностные: осмысление важности умений определять формы рельефа местности на плане.
Оборудование: топографический план, макет земной поверхности, проектор, презентация.
Основное содержание: относительная высота, абсолютная высота; горизонтали.
Деятельностный компонент урока: определять относительную и абсолютную высоту; определять с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение умений определять с помощью плана формы рельефа местности.
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками параграфа.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
- Давайте вспомним:
1) Что такое план местности? (План местности — это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.)
2) Для чего человеку необходим план местности? (для ориентирования на местности, для исследования и изучения местности, проектирования будущего строительства и т.д.)
3) Что такое условные знаки? (Условные знаки – это специальные географические символы, применяемые для изображения географических объектов на планах и картах.)
III. Целеполагание, постановка проблемы, сообщение темы урока
- Вы знаете, что на земной поверхности есть горы и равнины, холмы и овраги, но ведь план местности плоский.
- Как на плане изобразить неровности земной поверхности?
- Решение этой проблемы и будет темой нашего урока.
IV. Работа над темой урока
1. Относительная и абсолютная высота.
- Для того, чтобы на плане местности изобразить холм, овраг, гору, необходимо знать их высоту или глубину. С этой задачей помогает справиться – НИВЕЛИР. (слайд + табличка на доску)
Нивелир - прибор, который показывает на сколько одна точка земной поверхности лежит выше другой точки. То есть показывает нам ОТНОСИТЕЛЬНУЮ ВЫСОТУ. (табл. на доску)
- Найдите и прочитайте определение в учебнике на с. 40. (Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.)
- Итак, относительная высота показывает, на сколько одна точка выше другой.
- Кроме того, на планах обозначают АБСОЛЮТНУЮ ВЫСОТУ (табл. на доску), которую отсчитывают от уровня моря, принимаемого за 0 м.
- Найдите и прочитайте определение в учебнике на с. 40. (Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана).
- Посмотрите на слайд.
- Что вы видите на экране? (неровности земной поверхности; холмы, впадины, горы)
- Сейчас мы с вами закрепим понятия абсолютная и относительная высота.
- Покажите абсолютную высоту точки А.
- Покажите относительную высоту точки А.
- Какая высота показана у точки Б? (абсолютная)
- Какая высота показана у точки В? (относительная)
- Молодцы. Всё верно.
- В России абсолютные высоты точек земной поверхности принято исчислять от среднемноголетнего уровня Балтийского моря, определённого от нуля футштока а Кронштадте. (слайд)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Практическая работа
- Сейчас мы будем выполнять практическую работу, выполнив которую вы научитесь изображать холм на плане местности.
-
Посмотрите на холм (макет). Представьте, что мы обходим этот холм строго придерживаясь одной абсолютной высоты. Теперь изобразим наш путь на плане. Это нам помогут сделать плавные линии, соединяющие точки с одинаковой высотой – ГОРИЗОНТАЛИ. У нас получился план холма – очертание того места, которое он занимает (А).
Поднимемся на 5 м по вертикали вверх. Придерживаясь этой высоты, снова обойдём холм кругом. Снова изобразим план пути. У нас получится вторая горизонтальная линия, опоясывающая холм на высоте 5 м от его подошвы (Б). Поднявшись ещё на 5 м и в третий раз обойдя холм, мы сможем изобразить третью линию уже на высоте 10 м от подошвы. Точно так же, ещё дважды поднимаясь каждый раз на 5 м, мы проведём две линии: на высоте 15 м и на высоте 20 м от подошвы (В). Далее до вершины остаётся 4м — значит, следующую линию провести нельзя. Можно подсчитать относительную высоту холма.
- Попробуйте вычислить самостоятельно.
- Какой результат у вас получился? (24 м)
- Что вам помогло найти высоту?
- Эти цифры показывают абсолютную высоту и всегда совей вершиной направлены в сторону повышения склона.
-Продолжим работу с нашей схемой.
- Как нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину?
Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче. Чем дальше расстояние между горизонталями, то склон пологий.
- Продолжаем работать со схемой. Обратите внимание на короткие чёрточки у горизонталей. Их называют – БЕРГШТРИХИ. По направлению бергштрихов можно определить, что перед нами впадина или возвышенность.
-
Сравните эти две схемы и попробуйте определить сами, что изображено: холм или впадина.
- Молодцы. Всё верно.
V. Закрепление.
- Сейчас проверим ваши полученные знания. Для этого выполним тест (на экране).
Выберите правильный ответ.
1) Горизонтали – это:
а) условные линии, соединяющие точки земной поверхности с любой высотой;
б) величины, показывающие абсолютную высоту точки над уровнем любого водоёма на суше;
в) условные линии, которые соединяют точки земной поверхности с одной и той же абсолютной высотой.
2. Относительная высота - это.
а) высота, которая показывает, насколько одна точка выше другой;
б) высота точки над уровнем Балтийского моря;
в) высота одной точки относительно другой.
3. Прибор для измерения абсолютной высоты:
а) компас; б) нивелир; в) дальномер; г) циркуль; д) транспортир.
4. Абсолютная высота - это.
а) высота, которая показывает, превышение точки земной поверхности над уровнем моря;
б) высота точки над уровнем Мирового океана;
в) высота одной точки относительно другой.
5
. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены на рисунке. Выберите правильный ответ.
а) А и Б – холмы;
б) А – впадина, Б – два холма;
в) А и Б – впадины.
- Давайте проверим.
1 – в
2 – а
3 – б
4 – а
5 – б
- У кого не допущено ни одной ошибки. У кого одна ошибка; две ошибки.
VI. Итог урока
- Дайте оценку своей работе на уроке.
- Что вам показалось наиболее интересным? Чему научились? Что нового узнали?
VII. Домашнее задание. Оценки за работу на уроке.
§ 11, вопросы в конце параграфа.