СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Путешествие по Африке" 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Путешествие по Африке" 7 класс»

Открытый урок на тему:

«Путешествие по Африке»

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Африка», продолжить расширять их географический кругозор, прививать интерес к географии

Задачи:

Образовательные: оценить   знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, истории освоения и исследования, рельефа, внутренних вод, природных зон материка; определить   умения учащихся находить на карте географические объекты Африки.

Развивающие: продолжить развивать умение работать с географическими картами;

развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость,  умение систематизировать изученный материал; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;

Тип урока: урок повторения  и  обобщения знаний, закрепления умений.  

Форма урока: урок - игра

Оборудование: сундучок, иллюстрация, контурные карты, атласы, карты Африки.

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие. Проверка подготовки класса к уроку. Класс делится на 3 команды. Командам объясняются правила игры.

Вводное слово учителя:

- Сегодня мы с Вами совершим виртуальное путешествие в Африку. Мне хотелось, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности.

- и так начнем наше путешествие в этот загадочный материк.

(звучит африканский мотив). (1 слайд)

РАЗМИНКА

Вопрос:

  1. Почему материк Африкой зовут?

(название произошло от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка).

  1. Какое место по величине занимает Африка среди материков?

(второе после Евразии).

  1. Какова площадь Африки?

  2. Чем славится Африка, какие рекорды ей принадлежат?

(самая длинная река – Нил, самое длинное озеро – Танганьика, самая большая тропическая пустыня – Сахара, самое высокое животное – жираф).

- Молодцы, продолжаем наше путешествие.

  1. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

1 станция «гГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»-

Подплывая к Африке к нам попала бутылка с письмом. Копии письма лежат на ваших партах. Письмо сохранилось не полностью. Вам надо ее восстановить. восстановив его мы узнаем географическое положение материка.


  1. Африку почти посередине пересекает ……., разделяя ее на ……и …..полушарие.
    2. На западе Африку пересекает ……..и большая часть Африки расположена в ……….полушарии.
    3. Крайняя северная точка называется мыс …...
    Крайняя южная точка называется мыс ……..
    Крайняя западная точка – мыс……) .
    Крайняя восточная точка - мыс …...
    4. К северу и к северо - востоку от Африки расположен материк……., на западе - ЮжнаяАмерика, на востоке -……., на юге -……….
    5. На севере Африку омывает …….море. на западе - …….океан, на востоке Индийский океан, на северо - востоке - …….море. На юго - востоке Африку и остров ……..разделяет Мозамбикский пролив.
    6 Берега Африки изрезаны …….сильно.

Давайте теперь проверим правильно ли восстановили письмо. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Вот правильно восстановленное письмо (слайд 2).


  1. Африку почти посередине пересекает экватор, разделяя ее на северное и южное полушарие.
    2. На западе Африку пересекает нулевой меридиан и большая часть Африки расположена в восточном полушарии.
    3. Крайняя северная точка называется мыс Бен-сека…...
    Крайняя южная точка называется мыс Игольный
    Крайняя западная точка – мысАльмади
    Крайняя восточная точка - мыс Рас Хафун
    4. К северу и к северо - востоку от Африки расположен материк Евразия , на западе – Южная Америка, на востоке -Австралия, на юге – Антарктида.
    5. На севере Африку омывает Средиземное море. на западе – Атлантический океан, на востоке Индийский океан, на северо - востоке – Красное море. На юго - востоке Африку и остров Мадагаскар разделяет Мозамбикский пролив.
    6 Берега Африки изрезаны не очень сильно.

Молодцы, правильно восстановили письмо. Теперь мы можем продолжить свое путешествие.

2 станция «ИССЛЕДОВАТЕЛИ АФРИКИ».

- Ребята все знают, что животный и растительный мир Африки богат и разнообразен и это привлекало внимание многих исследователей.

Вам надо отгадать исследователя на слайде и рассказать о его вкладе (слайд 3)

( Васко да Гама; Давид Ливингстон; Николай Вавилов)

3 станция. «ИЗУЧАЕМ КАРТУ».

Для того чтоб продолжить наше путешествие по материку нам надо воспользоваться картой. А у нас с вами только контурная . Вам предлагается в течение 3 минут подписать в контурной карте данные объекты.

Килиманджаро, Конго, Атлас, м. Игольный, Лимпопо, Чад, Мадагаскар, Суэцкий канал, Сомали, Альмади, Гвинейский залив, Красное море, Мозамбикский пролив, Средиземное море, Гибралтарский пролив, пустыня Намиб.

Проверьте друг у друга правильность заполнения сверяя с физической картой атласа ,выставляйте простым карандашом количество баллов(слайд 4).

Молодцы ! теперь у нас есть карта и мы можем путешествовать дальше. Следующая

4 станция «ВОДНАЯ»

Вам нужно определить о чем говорится в следующих характеристиках:

1.От экватора до Средиземного моря несет свои воды эта река, даря влагу девяти государствам. ( )

2.Эта вторая по величине река. Она дважды пересекает экватор.( )

3. на этой реке находится водопад открытый Ливингстоном и названный в честь английской королевы. (…)

4. Длина этого озера 650 км.(…)

5.самое большое по площади озеро в Африке.(….)

6.Самое мелководное озеро на материке.(…..)

Взаимопроверка по слайду ( слайд 5).выставление баллов. Нас ждет следующая станция

станция «ПРИРОДНАЯ».

Подберите к природной зоне описание и иллюстрации(растения и животные) (слайд 6)

  1. лесная растительность расположена ярусами;

  2. обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны;

  3. много деревьев с ценной древесиной.

  4. занимает почти 40% площади материка;

  5. богатые перегноем красно-бурые почвы;

  6. самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.

  7. дожди не выпадают годами;

  8. почвы практически отсутствуют;

  9. места обитания верблюда, вельвичии, лисицы.

ПРИРОДНАЯ ЗОНА

№ иллюстрации

№ характеристики.










Проверка (слайд 7). Молодцы, работали активно и с этим заданием вы тоже справились.


следующая остановка «НАРОДЫ АФРИКИ»

- Африка издавна привлекала внимание народов .Её считают прародиной современного человека. Послушайте характеристику, назовите народы Африки.

Учитель читает вопросы, учащиеся слушают, ответ записывают в тетрадь.

  1. Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.( )

  2. Они живут на севере материка , относятся к европеоидной расе ( ).

  3. Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.( )

  4. Народы пустынь и полупустынь Африки.( )

  5. Какие народы относятся к пришлому населению? ( ) Проверка ( слайд 8)


5-я станция «ИГРОВАЯ» Игра кто такой? Что такое?
  • Она может за несколько часов уничтожить весь урожай. (Саранча)

  • Это растение запасает до 120 л воды, живет до 5 тыс. лет) (баобаб)

  • Насекомое-переносчик возбудителей сонной болезни. (муха цеце)

  • «Маленькое хозяйства большого леса» – это сказано о людях, живущих в экваториальных лесах Африки. Кто они? (пигмеи).

Игра: Убери лишнее слово

  • Жирафы  Баобаб  Гиена Леопард

  • Ливингстон Стэнли  Магеллан  Вавилов

  • Танганьика Виктория  Нигер Чад

  • Драконовые Нимиб Капские Атласс Проверка (слайд 9)

Конкурс «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Что находится в ящике?

  • Это может использоваться в качестве дров;

  • В некоторых отдаленных районах Африки заменяют деньги;

  • В оазисах используются в качестве наживки;

  • Многие народы называют этим словом любимых девушек;

  • «Хлеб пустыни»: их едят сырыми, жареными, вялеными ...

  • В этом ящике находиться растение, родина которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как называется это растение?

- Ребята, вы все молодцы! Мне понравилось, как вы работали. Наше путешествие на этом закончилось.

Я скажу Вам, в заключение,

Что проверю Ваше рвение,

Кто что помнит, что забыл

Что усвоил, а может, пропустил,

А сейчас на уроке

Мы послушаем итоги.

  1. ИТОГИ ИГРЫ. Объявление победителя. Выставление оценок.

  2. РЕФЛЕКСИЯ . (слайд 10)