Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Строитель»
Открытый урок
«Роль и функции левой руки в работе с инструментом»
преподаватель
народного отделения
Инякина Н. В.
2021-2022 учебный год.
20.10.2022 г.
Открытый урок
преподавателя народного отделения по классу аккордеона Инякиной Н. В.
с обучающимся 2 класса Мальковым Александром
Тема урока: «Роль и функции левой руки в работе с инструментом»
Цель урока: закрепить работу левой руки в произведениях, вспомнить какую роль и функцию несет левая рука.
Задачи урока:
Обучающая: продолжить работу над постановкой и ведением меха.
Развивающая: развивать внутренний слух, умение слушать пульсацию баса.
Воспитательная: прививать любовь к музыке посредством прекрасного инструмента аккордеона.
Здоровье – сберегающие: снятие мышечных зажимов, правильная организация игрового аппарата.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и навыков.
Форма: индивидуальная.
Методы и приемы: объяснение;
показ (исполнение музыкальных произведений);
беседа;
игра на инструменте;
прослушивание фонограмм.
Оборудование: инструменты, стол, стулья, пульт, ноты, музыкальный центр.
План урока:
I. Вступительная беседа
II. Игра гамм и упражнений.
III. Работа над произведениями.
1) Белорусский народный танец «Крыжачок»
2) Салин «Этюд» ля мин
IV. Домашнее задание.
Структура урока:
I. Организационный момент – 8мин.
Постановка темы, целей и задач урока. Вступительная беседа.
II. Подготовительный этап – 10 мин.
Игра гаммы, упражнений.
III. Основная часть – 24 мин.
Работа над произведениями.
1) БНТ Крыжачок
2) Салин Этюд
IV. Заключительный этап – 3 мин.
Подведение итогов урока, выставление оценки, запись домашнего задания.
Ход урока:
I. Вступительная беседа
Учитель: - начнем с вопроса:
1. «Как должна быть поставлена левая рука на инструменте?» (ученик показывает положение левой руки)
2. «Какую роль выполняет левая рука, когда ты исполняешь какое – либо произведение?»
Ученик: - Роль аккомпанемента.
Учитель: - Молодец! Да, действительно, левая рука выполняет функцию «оркестра», аккомпонирует «солисту». А кто же тогда «солист»?
Ученик: - А «солистом» служит правая рука.
Учитель: - Правильно! Именно от работы левой руки зависит выразительность исполнения, успех исполнителя. Несмотря на то, что она слабее правой руки, на нее возложено несколько функций: ведение меха;
работа пальцев и кисти;
метро-ритмическая сторона.
А для того, чтобы хорошо владеть инструментом, чтобы выразительней звучала пьеса необходимо знать приемы ведения меха:
- плавного равномерного;
- толчкообразного (подчеркивание и акцентирование мехом);
И еще один вопрос, что еще важно для музыканта, когда он исполняет какое-либо произведение?
Ученик: - Размер в котором играешь.
Учитель: - Именно от размера зависит характер исполнения. Например, вальс в размере 3/4, марш – 4/4, полька – 2/4. Именно сильная и слабая доля – основа музицирования. Это то необходимое без чего нельзя музицировать. .
Учитель: - Итак, мы вспомнили тонкости музицирования. А теперь приступаем к практическому заданию.
II. Игра гамм и упражнений.
Гамма до мажор –правой рукой (нон легато, стаккато) в размере 2/4 четвертными нотами в медленном темпе, соблюдать грамотное исполнение аппликатуры, плавную подмену пальцев с поворотом кисти; левой рукой упражнения гаммообразные (нон легато) следить за ровным меховедением, соблюдением аппликатуры.
III. Работа над произведениями.
БНТ Крыжачок
Слушание оркестрового звучания в быстром темпе, затем в медленном. Беседа после слушания. Разделить роли солиста и аккомпанемента, игра отдельно каждой рукой в ансамбле с учителем (ученик – солист, затем – роль оркестра). Соединить 1 часть двумя руками вместе, следить за меховедением, левой рукой четко играть ритм, с опорой на бас, аккорд играть коротко.
Салин Этюд
Игра по нотам левой рукой следить за сменой меха, слушать пульсацию баса.
IV. Домашнее задание.
1. Гамма до мажор (нон легато, стаккато) правой рукой в размере 2/4 обратить внимание на плавную подмену пальцев; левой рукой упражнение играть в медленном темпе следить за аппликатурой, меховедением.
2. БНТ Крыжачок, - Соединить 1 часть двумя руками проработать ведение меха, левой рукой четко играть ритм.
3. Салин Этюд - слушать пульсацию баса