СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Саки"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

племен, их культуре, занятиях и быте.

Развивающая: Развивать способности раскрытию хозяйственных условий саков,

их занятий ремеслом, умению сравнивать с племенами эпохи бронзы, раскрывать особенности жизни и быта сакских племен, развивать способности к мышлению и

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Саки"»

Тема: «Саки-древние жители Казахстана»

Цели урока.

Обучающая: Ознакомить учащихся со сведениями расселения сакских

племен, их культуре, занятиях и быте.

Развивающая: Развивать способности раскрытию хозяйственных условий саков,

их занятий ремеслом, умению сравнивать с племенами эпохи бронзы, раскрывать особенности жизни и быта сакских племен, развивать способности к мышлению и умозаключению, работе с картой.

Воспитательная: Определить вклад саков в мировую историю и культуру. Воспитывать у учащихся трудолюбие, патриотизм, уважение к предкам.

Наглядности:

  1. Карта «Казахстан в эпоху саков» на интерактивной доске.

  2. Таблица «Племена саков» на интерактивной доске.

  3. Слайды о жизни и быте саков на интерактивной доске.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

Делю класс на 3 группы и выдаю каждой из них задание из заданных на дом.

1 группа. Временные рамки эпохи бронзы, как добывалась бронза? В чем её отличие от меди?

2 группа. Напишите о трех основных особенностях эпохи бронзы.

3 группа. Что означает «андроновская культура»? Какие племена обитали на территории Казахстана в то время?

Время работы 7 минут. Собираю ответы учащихся на листочках , а за тем с целью развития памяти, навыков нахождения общих черт и различий предлагаю им заполнить диаграмму. Учащиеся должны записать в круги особенности эпох, а в прямоугольник – общее для обеих эпох.


Каменный век Эпоха бронзы











  1. Объяснение новой темы.

Сегодня мы переходим к новой теме. Чтобы узнать тему нашего урока давайте, разгадаем кроссворд.

  1. Орудие охоты первобытного человека, Которое выглядело, как два каменных шара ,привязанных друг к другу с помощью веревки.( Болас ).

  2. Один из видов деятельности первобытного человека. (охота)

3.Массовый вид скотоводства, одна из особенностей эпохи бронзы. ( кочевое)

Б

О

Л

А

С


О

Х

О

Т

А



К

О

Ч

Е

В

О

Е


Г

О

М

И

Н

И

Д

Ы


4.Самые первые человекоподобные существа назывались? ( гоминиды)
















Тема нашего урока: «Саки- древние жители Казахстана».

В 1 тыс. до н. э. земли от Жетысу и Туркестана до Черного моря , от Алтайских гор до Хорезма населяли многочисленные племена, известные в истории под названием «саки».Показываю на интерактивной доске земли расселения сакских племен.

Это историческое время называют по- разному: «ранний железный век», «эпоха ранних кочевников», «эпоха саков».В истории саков называли по – разному в разных источниках.

Саки - древнее племя, населявшее в 1 тысячеле­тии до н.э. территорию Средней Азии и Казахста­на, Восточный Туркестан. Саки - предки казахского народа. В античных источ­никах соответствуют названию "скифы". Надписи, обнаруженные в Иссык-ском кургане, свидетель­ствуют о том, что язык са­ков имеет много общего с древнетюркским языком.

Греческий историк Страбон в своих трудах называет саков "азиатские скифы". Отсюда произошло название "сак", "сака", пишет он. В казахском язы­ке существуют понятия "сак,", "сакдны", "сакд адам". Эти слова подтверждают, что казахи явля­ются потомками саков.

Упоминаются у Геродота, как «скифы», в древнеперсидских надписях упоминаются как «саки» в состав саков входило много племен. В древнегреческих источниках – даи, массагеты, исседоны. То в персидских:

саки-хаомаварга, «варящие хаому - дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб;

саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня;

саки-парадрайя, «которые за морем (Каспием)», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.


Обратим внимание на таблицу. На интерактивной доске.


В каких источниках?

Как называли?

В ираноязычных

Саки

В европейских

Скифы

В древнегреческих источниках

Даи, массагеты, исседоны

В персидских источниках

Хаомаварга, тиграхауда, парадарайа


Сохранилось множество исторических сведений о саках. Для запоминания начертим следующую схему. Раздаю детям заранее подготовленные схемы. Они её заполняют, за тем вклеивают к себе в тетрадь.








Подтема «Жизнь, традиции и хозяйство саков» рассказывают учащиеся, которые готовили материал на эту тему.

Саки-кочевники первыми изготовили и применили боевую ко­лесницу, с юных лет их сыновья и дочери были великолепными наездниками, образовали самое сильное государство своей эпохи. Они научились выплавлять не только бронзу, но и железо. О том, как много было у саков золота, люди слагали легенды. "Они сража­ются с одинаковой ловкостью в пешем и конном строю. Обычно вооружены луками, копьями и топорами, - писал древнегречес­кий историк Геродот, живший в середине V в. до нашей эры. -Наконечники копий и стрел, лезвия топоров изготовляют из латуни.

Головной убор - шлем украшают золотом. На своих коней на­девают латунные нагрудники. Уздечки и удила позолоченные, с узо­рами. Они не используют в быту железо и серебро, потому что их нет в этих краях. Но золота и латуни не счесть".

Так писал древний историк о богатствах наших предков - са­ков, не скрывая своего восхищения. К тому же саки владели та­ким огромным количеством скота, какого в те времена не было ни у одного народа. Саки были известны своими высокими боевыми качествами, особенно как прекрасные кавалеристы.

Саки, сохраняя древние традиции арийцев, поклонялись богу неба Тенгри, Солнцу и Луне, считали священными Землю-мать, Реку-мать. Эти верования саков лежат в основе названий некото­рых сибирских рек. Например, река Лена - древнетюркское на­звание "йлеана", т.е. Лена-мать. Саки устраивали пышные похо­роны наиболее выдающихся людей - царей, цариц, воинов-баты­ров.

Показываю слайды на доске о хозяйстве саков.



Вещи, посуда и изделия саков украшались в зверином стиле. Главным божеством считалось солнце. Саки приносили душам умерших предков жертвы возле курганов.

У саков традиция погребения умерших отличалась от предшествующих эпох. Умерших хоронили в вытянутом положении курганах, сооруженных из песка, камня и дерева. Саки возводили огромные курганы, в которых хоронили вождей племен.









Заключение.


Скифы – саки создали замечательную культуру, охватившую Восточную Европу, запад и центр Азии. Саки были воинственными племенами, внесли вклад в развитии мировой цивилизации.


V.Домашнее задание: прочитать параграф 16, ответить на вопросы , сделать творческое задание.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!