СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок " Народные промыслы России"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

История разных промыслов. Элементы росписи.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Народные промыслы России"»

Открытый урок по ИЗО учителя Гапоновой Галины Владимировны 5 класс МОУ СОШ им Н. А. Некрасова

Красота земли родной.


Цели: 1. Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

2. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

3. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.

4. Активизация творческого потенциала учеников.


Оборудования и материалы.

  1. Выставка работ уч-ся по теме « Русское народное искусство».

  2. Народные костюмы и украшения для ведущих.

  3. Музыкальное оформление.( слайд заставка, в гостях у сказки, народные мелодии. )

  4. Различные поделки. (посуда, игрушки. )


Ход урока

Звучит музыка ( слайд заставка « В гостях у сказки».)

Учитель:- Здравствуйте , ребята! Сегодняшний урок мы посвящаем народным промыслам и я приглашаю вас сегодня совершить необычное путешествие в страну красоты.

В этом мне помогут 2 красные девицы.

Выходят ведущие.

1-й ведущий. Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, люди честные,

Гости наши дорогие!

2-й ведущий. Не от сивки, не от Бурки,

Не от вещей Каурки

Начинаем свой рассказ

В сказку приглашаем вас!

1-й ведущий. Сказка по лесу идёт

Сказку за руку ведёт

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

2-й ведущий. В каждом доме и квартире

Сказка рядышком живёт

Сказка- умница и прелесть

Красоту нам создаёт.

Учитель:- А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем и засияют в доме тысячи её искр переливчатых и чистых. И на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.

Куда ни глянешь – кругом весёлые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.

А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили её: одни- работая с деревом, другие- с металлом, третьи- с тканями, четвёртые- с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из куска глины- прелестные детские игрушки. 2

1-й ведущий. Давайте отправимся сегодня в те места, где красота создавалась да сказка рождалась. Приглашаем наших гостей.

(выходят три девушки, у них в руках городецкие рисунки.)

1-й ведущий Откуда вы- девицы- красавицы?

Девушки. – Я из Хлебаихи

- Я из Курцева

- Я из Коскова.

2- й ведущий. А где это?

( включается компьютер, показ презентации на тему « Народные промыслы России».

Идёт показ городецкой росписи, городецких изделий, а девочки говорят.)

Девушка 1-я. Да недалеко от Нижнего Новгорода на берегах Узолы – левого притока великой Волги.

Девушка 2-я. Промысел наш называется Городец.( показывает на экран)

Девушка 3-я. Сначала наши мастера занимались резьбой по дереву, а потом стали красками диковинные узоры писать. Примите в подарок наши работы на выставку.

Ведущие вместе. Спасибо вам за работу вашу, за красоту, что вы дарите. Кланяются.

Девушки вывешивают рисунки городецких изделий.

Учитель.- А вот и наши следующие гости.(выходит группа уч-ся, в руках у них рисунки хохломских изделий.)

Включается компьютер, идёт демонстрация хохломских изделий.

Учащиеся. Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы

Рощи, перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно- медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый

По волнам узоров яхонты горят

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд? - 3 -

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И ни где на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Учитель.- А знаете ли вы, что хохлома «золотой» называется? Но сначала скажите, что обозначает слово «золотой» в различных словосочетаниях. Учитель задаёт вопросы, а учащиеся отвечают.

- золотая коса… ( светло- русая )

- золотое солнце… ( яркое )

- золотая нива… (спелая )

- золотая голова ( умная )

- золото ты моё … ( любимый )

- золотые руки… (умелые )

- золотой человек … ( покладистый, добрый )

1- й ведущий. Золотая роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, берёзы, осины.

Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково_ ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние её.

2- й ведущий. Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш, за подарки! Никогда не забудем мы вашего чуда!

Выбегают ребята, в руках у них гжельская посуда.

  1. й ведущий. А вы, ребята, откуда?

Ребята. А вы угадайте!

Включается компьютер, идёт демонстрация гжельских изделий.

Назови, подружка, цветик

Самый милый и любой, -

А подружка отвечает:

Колокольчик голубой!

Василёк, василёк,

А лучше незабудки

Заплету из них венок

Для сестры Машутки.

Из лазоревого цвета наберу и два букета - 4 -

Синей лентой завяжу

Кому в подарок – не скажу.

Ребята вместе. Как зовётся наш промысел?

Учащиеся отвечают. Гжель.

Ребята. Ну тогда получайте подарки. (вывешивают изделия гжели на доску)

1 – й ведущий. Спасибо вам! Хороши ваши подарки!

2- й ведущий . Ну, а теперь пойдём дальше.

Выходят уч – ся и сразу начинается показ на компьютере на тему « Дымково».

Учащийся. Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного

Что серости серей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что – то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком

По всей земле в домах.

1 – й ведущий. Ну, теперь, я знаю, где самые народные игрушки делают.

2 – й ведущий. Спасибо вам , мастера.

1 – й ведущий. Сколько же этих промыслов? И конца им нет.

Учитель. А давайте спросим у ребят, какие ещё промыслы они знают.

Ребята посмотрите на экран и скажите, что это за промысел?

- Резьба по дереву и кости.

- Плетение кружев.

- Вышивка

- Лаковая миниатюра: Палех, Федоскино.

- Кузнечное дело: кованые решётки, ворота.

- Жостовские подносы.

Ребята отвечают, на компьютере показ каждого промысла.

Учитель Хорошо, ребята, знаете.

А сейчас отгадайте загадку.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

В гости к нам они идут угадайте, как зовут? (Деревянные матрёшки ) Ответ. – 5 -

Учитель. Правильно. Ребята мы путешествовали. Много народных промыслов вспомнили и увидели и пришли в мастерскую деревянных матрёшек. Но что мы видим, матрёшки не расписаны. Чтобы завершить наше путешествие нужно матрёшки расписать. Давайте посмотрим на экран и вспомним виды матрёшек.

  1. Загорская матрёшка – у неё скромный наряд, чистые краски.

  2. Семёновская матрёшка – на фартуках яркие буккеры.

  3. Полхов – майданская матрёшка – удлинённый силуэт, яркие и сочные краски.

Сегодня мы будем расписывать свои матрёшки как Полхов – Майданские мастера расписывали.

  1. Косынка и фартук жёлтого цвета.

  2. Матрёшка красного цвета.

  3. Когда краска высохнет начинаем цветы, ягоды, листья на фартуке расписывать.

Чтобы роспись получилась выразительная, красивая, давайте вспомним приёмы народной цветочной росписи. Русские мастера часто для выполнения ягод, листьев, цветов рисовали кистью простейшие элементы растительного и геометрического характера. Можно выполнить « волшебные ягоды» приёмом «тычка», т .е. наматать кусочек ватки на кончик кисточки, обмакнуть его в красную краску и выполнить веточку из ягод. Каждая ягода должна быть чуть меньше предыдущей. При этом красиво смотрится веточка, если её немного изогнуть. После желательно каждый из кружков украсить маленьким тёмным штрихом. Обводка всех элементов чёрной краской. Волшебные листья – приёмом « прикладывания» « примакивание». Листики выполняются зелёным цветом. Кисть кладётся под наклоном и как бы примакивается. После тонкой кистью дописываются изящные элементы. На лице оцень аккуратными штрихами чёрного цвета намечают глаза, нос и рот или рот можно красного цвета и розовые щёчки.

Звучит народная мелодия.

Самостоятельная работа.

Задание. Выполните самостоятельно узор матрёшки. Постарайтесь использовать в работе те приёмы декоративной росписи, которые мы повторили.

Итог урока.

Выставка работ уч – ся ( матрёшек )

Учитель. А сейчас завершается наше путешествие в страну красоты.

Какие матрёшки получились?

Ребята, вам нравятся ваши работы?

Где – то более удачно, аккуратно расписали матрёшки.

Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

Обобщение пройденного.

Учитель. Ребята, чем запомнился вам урок.

Что вы нового узнали. - 6-

Дом. Задание. Подготовить сообщение об украшениях Египта, а все уч – ся находят в журналах изображения Египецких украшений.

Учитель. А сейчас наше путешествие закончено.

До свидание.






























7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!