Конспект интегрированного урока русского языка и литературы с учетом требований ФГОС.
Урок открытия новых знаний.
Тема урока: « Назывные предложения »
Выполнила учитель русского языка и литературы : Алиева Ш.О.
Характеристика урока
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения».
Цель урока: расширить понятийную базу односоставных предложений за счет включения элемента «назывные предложения»
Задачи урока:
образовательные:
дать представление о назывных предложениях;
формировать умение находить и узнавать назывные предложения в тексте;
воспитательные:
вовлечь в активную познавательно-исследовательскую деятельность;
овершенствовать коммуникативные навыки;
развивающие:
продолжить развитие умения анализировать,сопоставлять,сравнивать.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения темы является сформированность следующих умений:
распознавание назывные предложения в художественных текстах;
классификация назывных предложений по наличию второстепенных членов;
построение речевых высказываний с употреблением назывных предложений разного вида.
Личностные УУД:
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль назывных предложений в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, понимать эмоции поэтов и писателей, выражать свои эмоции;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя:
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Тип урока –урок открытия новых знаний
Вид урока – интегрированный урок.
План-конспект урока
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Настроимся на работу, улыбнемся друг другу.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с единицей синтаксиса «Предложение».
2. Этап мотивация к учебной деятельности учащихся.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.П. Чехова
«Все гениальное – просто» (слайд 1)
Как вы понимаете эти слова?
(Высказывания учащихся)
Да.Правильно.Чтобы создать ясную картину, образ, необходима простота изложения, ясность мысли, четкая рельефность.
Какие же синтаксические конструкции помогают добиться этих целей. Наша задача сегодня это выяснить.
Проверка домашнего задания:
1.Поисково-исследовательская работа учащихся
а). Гуляя по городу, записать тексты рекламных щитков и вывесок. Зачитайте их.
-Являются ли они предложениями?
-Какие они по составу?
-Какой главный член предложения в них?
Можно сделать вывод: «Эффектно, быстро и не сложно». Оцените свою работу.
2.Мозговой штурм
Вспомним характеристику простого предложения при синтаксическом разборе. (На выбор- сделать синтаксический разбор предложения)
Продолжим фразы. (слайд 1)
По цели высказывания предложения бывают-…
По интонации – …
По наличию главных членов - …
Если в предложении 2 главных члена, то оно …
Если один главный член, то оно …
Мы остановимся на односоставных предложениях
Подведение к новой теме (слайд 2)
Сентябрь. Любимая школа.
Россия. Дагестан. Страна гор. Горная страна.
Большая и малая Родина моя.
Ответственный навеки за судьбы твои Я!
- Какие мысли эмоции пробуждают в вас эти строки?
-В каком предложении выражена основная мысль?
-Какими по составу являются предложения в четверостишии?
- Из какого главного члена состоит грамматическая основа предложений?
-О каких предложениях пойдет сегодня у нас речь на уроке
Запишите под диктовку (пишут на доске и в тетрадях).
Декабрь. (2) Три часа ночи. (3) Злой ветер. (4) Окопы. (5) Какая тишина! (6) Только изредка яркий свет ракеты вспыхивает на темном небе.
Подчеркните грамматические основы.
Какое предложение лишнее и почему?
( 6 предложение лишнее. Оно двусоставное в ряду односоставных)
- Правильно. Молодцы. Вы видите, что грамматическая основа состоит из подлежащего. Эти предложения показывают, что события, явления, предметы существуют. Они названы.
-Запишите слово «названы». Определите часть речи и подберите ряд однокоренных слов.
Названы- называть, название, названый(брат), назывной.
-Составьте словосочетание со словом «назывной»
(назывной план)
Правильно.
Назовите вид связи
(согласование)
-Не только план может быть назывным, но и предложение.
Работа с учебником-стр.,
Односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в И.п. или сочетанием числительного с существительным, считаются назывными.
3.Обобщение-закрепление.
а. Создание проблемной ситуации.
Спишите, найдите назывные предложения. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
(слайд№4)
Звенят куранты…Полночь…Снегопад…
Минут раздвинув сомкнутые грани
На ч..рный,золотом тисне(н\нн) ц..ферблат
Л..жатся отблески рубиновых сияний.
-Графически обозначьте орфограммы и объясните постановку знаков препинания.
б.Работа в группах
На экран проецируются картины художников – импрессионистов. Под тихую музыку идут слайды.
1 группа. Стихотворение А.А. Фета.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Инструкция выполнения:
1.О чём данное стихотворение?
2.Какая картина рисуется в нашем воображении?
( Это стихотворение о чувствах, настроении, переживаниях лирического героя. Поэт стремится передать красоту чудесных мгновений, стремится запечатлеть их).
2 группа. Стихотворение А. Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1.О чем данное стихотворение?
2.Динамичную или статичную картину рисует поэт?
(Философское стихотворение о замкнутом круге жизни. Поэт рисует статичную картину, замершую в пространстве)
3группа. Отрывок из стихотворения А. Т. Твардовского «Ленин и печник»
Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.
В доме пусто, нелюдимо,
Ни котенка не видать.
Тянет стужей, пахнет дымом -
Ну овин - ни дать ни взя
1.Выразительно прочитайте стихотворение.
3.Перечислите назывные предложения. Определите их роль в стихотворении.
( Автор включил в стихотворение назывные предложения, чтобы показать картины в движении. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.)
4 группа сравнивает и делает выводы
1.Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние лирического героя.
2.Они позволяют сосредоточить наше внимание на отдельных предметах. Автор выделяет их из всей обстановки.
3.Эти детали становятся важными. Они помогают воссоздать картину в целом.
Назывные предложения рисуют неподвижные картины мира и передают движение.
4.Следовательно, назывные предложения являются синтаксическими средствами выразительности
Каждое назывное предложение –картина. Словесные мазки напоминают мазки художников – импрессионистов.
Рефлексия.
(приложение 1)
Сегодня на уроке я понял, что…
Я узнал…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Оцените свою работу на уроке в оценочном листе (приложение 2)
Домашнее задание. Упражнение на развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
Выразите в виде назывных предложений:
1ряд. Что ты видел(а),когда шел в школу?
2ряд. Что ты видел(а) на берегу моря?
3 ряд. Что видел(а) на экскурсии в Гуниб.
Возвратимся к эпиграфу. Процитируйте высказывание А.П.Чехова.
Мы можем сделать вывод: «Простота- высшая степень искуства»
Спасибо за урок, ребята.
7