Тема. Строение и принципы работы нервной системы. Центральная нервная система. Спинной мозг.
Цели урока:
- образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток
- развивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи
- воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, таблица «Строение нервной системы», таблица «Строение рефлекторной дуги»
Структура урока
1. Организационный момент (приветствие, готовность учащихся к уроку)
2. Актуализация знаний.
(устный опрос по д/з)
3. Изучение нового материала:
- Функции нервной системы
- Строение нервных клеток
- Функции нейронов
- Строение нервной системы
- Рефлекс. Рефлекторная дуга
- ЦНС. Спинной мозг.
4. Закрепление
5. Домашнее задание.
6.Рефлексия.
1-й урок (1*30)
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Проверяю готовность к уроку, отмечаю отсутствующих.
- Ребята нарисуйте в тетради на полях смайлик отражающий ваше настроение на начало урока.
2.Актуализация знаний.
Я предлагаю детям записать все ассоциации, которые возникают при прикосновении руки к горячему. Сначала учащиеся работают индивидуально, затем обсуждают в паре, далее в четвёрке. Делают общий список ассоциаций и составляют рассказ о нервной системе. В ходе беседы подчёркивается что, основная структурная единица – нейрон. Главное свойство нервной ткани – возбудимость.
3. Изучение нового материала
Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма.
Итак, тема нашего урока. Строение и принципы работы нервной системы. Центральная нервная система. Спинной мозг.
- Ребята, кто может поставить цель и назвать задачи урока? (заслушиваются ответы учащихся).
1. Функции нервной системы
- Какую роль нервная система играет в организме?
Нервная система – анализирует раздражения, поступающие извне и изнутри организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни
Функции нервной системы
- Согласование работы всех органов и систем организма
- Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма
- Ориентация организма во внешней среде
- Служит основой психической деятельности: речь, память, мысли, чувства
2. Строение нервных клеток
Строение и функции:
(сильные ученики - составляют схемы самостоятельно, слабые совместно с учителем)
Части нервной системы | Центральная | Головной мозг |
| | Спинной мозг |
| Периферическая | Нервы |
| | Нервные узлы (ганглии) |
Отделы нервной системы | Соматический | |
| | Симпатический |
| Вегетативный (Автономный) | Парасимпатический |
| | Метасимпатический |
В ходе беседы учащиеся формулируют определения (я их корректирую) и записывают их в тетради.
Нейрон – Основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости;
Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.
На доске вывешивается таблица «Строение рефлекторной дуги»
В ходе беседы вспоминаем: основную форму деятельности нервной системы – рефлекс; строение рефлекторной дуги и функции каждой части.
Выполняем практическую работу «Действие прямых и обратных связей» (вызываю одного ученика к доске). Обсуждение результатов. Заполнение схемы «Виды рефлекторной деятельности».
Виды рефлекторной деятельности | Прямые связи | Идут от мозга к органам и вызывают их работу |
| Обратные связи | Информируют мозг о достигнутых результатах |
- Как называются клеточные элементы нервной системы? Какие функции они выполняют?
Нейрон – Это основная структурная и функциональная единица нервной системы. Основные функции восприятие, передача и хранение информации.
Нейроглии – вспомогательные клетки, располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.
- Вспомним строение нейрона (к доске выходит ученик)
В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов. К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме.
– Что означает слово "дендрит", что общего с деревом?
Название "дендрит" происходит от латинского "дендрон" - дерево. С деревьями дендрит роднит их ветвление, создающее большую поверхность. Это обеспечивает возможность контакта с большим количеством нейронов. (Дендриты способны принимать до 10.000 сигналов от других нервных клеток).
По аксону сигналы идут от нейрона к другим нейронам или органам. Они пронизывают организм, и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.
Скопление тел нейронов и дендритов образуют серое вещество в ЦНС.
Скопление аксонов – белое вещество.
Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом.
Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – Синапсы, которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой с помощью специальных химических веществ – медиаторов. Молекулы медиатора, запасенные в пузырьках аксонного окончания, выделяются в щель под действием приходящих нервных импульсов.
Вывод: нервная система анализирует раздражения, которые поступают из внутренней и внешней среды организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни.
2 урок (2*30)
3. Функции нейронов
Нейроны по выполняемым ими функциям разделяют на чувствительные нейроны, вставочные и двигательные.
- Чувствительные нейроны проводят импульс от рецепторов – нервных окончаний в ЦНС
- Двигательные проводят импульс из ЦНС к органу
- Вставочные соединяют между собой чувствительные и двигательные пути
Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.
4. Строение нервной системы
Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.
- Работа с книгой, найти определения стр. 50, 51
Нервы – пучки длинных отростков, выходящие за пределы головного и спинного мозга.
Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне ЦНС.
Нервные окончания – разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.
По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную)
Соматическая нервная система (от греческого "сома" - тело) регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются, прежде всего защитные движения. Функции соматической нервно системы подконтрольны нашему сознанию.
Деятельностью внутренних органов управляет автономная или вегетативная нервная система. Ее название происходит от греческого слова "автономия" - самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.
Автономная система представлена двумя отделами – симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное: расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.
Динамическая пауза.
5. Рефлексы
Деятельность нервной системы человека достигла большого совершенства и сложности. В основе ее лежит рефлекс.
- Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?
Рефлекс (от лат. "рефлексус" - отражение) – ответная реакция организма на раздражитель, поступающей из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.
Безусловные (врожденные) рефлексы – относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы. Например, мигание, сосание у новорожденных
Условные рефлексы – рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, слюноотделение на запах пищи, точные движения при письме, игре на фортепиано и т. д. (помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды).
Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга, которая состоит из чувствительного, одного или нескольких вставочных и двигательного нейронов.
Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. Включает:
1. Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс
2. Чувствительный нейрон – передает нервный импульс в ЦНС
3. Вставочный нейрон – обработка полученной информации, передача информации двигательному нейрону
4. Двигательный нейрон – несет сигнал к рабочему органу
5. Реагирует на полученное раздражение
ЦНС. Спинной мозг.
Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов.
Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.
(Слайд №7) Головной мозг. Состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.
Головной мозг состоит:
из мозжечка
из стволовой части
больших полушарий
Мозжечок (Слайд №8)
Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы. Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.
Продолговатый мозг (Слайд №9)
Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.
Нейрон (Слайд №10)
Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе
Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты.
Строение центральной нервной системы (Слайд №6)
Вывод. Основные клеточные элементы нервной системы называются нейронами.Работу мышц регулирует соматическая, а деятельность внутренних органов управляет вегетативная нервная система.
3-й урок (3*30)
Болезни нервной системы (Слайд №11)
Арахноидит (Слайд №12)
Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки.
Заболевание развивается быстро с переходом в хроническую форму.
Причины:
Грипп
Ревматизм
Хронический тонзиллит
Отит
Черепно-мозговая травма
Лечение:
Необходимо устранить источник инфекции
Назначение антибиотиков в терапевтических дозах
Патогенетическая терапия
Обращаться нужно к неврологу.
Невроз (Слайд №13)
Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями
Высокая чувствительность к стрессам
Плаксивость
Тревожность
Чувствительность к громким звукам
Расстройства сна
Потливость, сердцебиение
Причины:
Хронический стресс
Истощение нервной системы
Трудоголизм
Переутомление
Истощающие организм заболевания
Инсульт (Слайд №14)
Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.
Причины:
Лечение:
Полный покой
строгий постельный режим
мероприятия, направленные на устранение сердечно-сосудистых расстройств
предупреждение и устранение нарушений дыхания
улучшение кровоснабжения мозга и борьба с отёком мозга
Выбор методов лечения зависит от типа Инсульта!!!
Паралич (Слайд №15)
Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы
Причины:
Воспалительные процессы
Травмы
Опухоли нервной системы
Нарушения кровообращения
Кто лечит заболевания нервной системы человека? (Слайд №16)
Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую
Профилактика заболеваний (Слайд №17)
Здоровый образ жизни
Рациональное питание
Здоровый, полноценный сон
Избегать нервных срывов
Получение положительных эмоций
Давайте сделаем вывод по нашему уроку:
Результат деятельности нервной системы – та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез. Именно с работой мышц и желез связан любой способ нашего самовыражения. Поступающая сенсорная информация подвергается обработке, проходя последовательность центров, связанных длинными аксонами, которые образуют специфические проводящие пути.
Вывод: основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга.
IV. Закрепление изученного.
Действие прямых и обратных связей
Сядьте на стул. Скрестите руки на груди и попробуйте встать со стула. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом. Это движение обычно происходит в два этапа. На первом этапе вы наклоняете туловище так, чтобы центр тяжести тела находился над точкой опоры, а после этого поднимаетесь на ноги.
Теперь сядьте снова на стул в той же позе и попробуйте встать, не наклоняя корпус вперед. Это не удастся, потому что по обратным связям в мозг пришла команда, что первая, вспомогательная часть рефлекторного действия не выполнена. Вспомогательная часть двигательного акта обычно не осознается.
Потоки обратной информации от всех органов непрерывно поступают в мозг и осознаются в виде бодрого самочувствия или недомогания, если человек устал или не совсем здоров.
Нарисуйте схему подразделения нервной системы на центральную и периферическую.
Из каких нейронов состоит рефлекторная дуга безусловного рефлекса?
Чем управляет соматический отдел нервной системы, а чем – вегетативный?
Какое значение имеют прямые и обратные связи?
Прижмитесь правой стороной тела к стене так, чтобы правые рука и нога, включая правую ступню, плотно прижимались к стене. Теперь попробуйте отвести влево левую ногу. Удается ли это? Объясните причину.
V. Домашнее задание: Читать § 11, 49;
тр. Стр. 15-16, 64-65 № 5-6, № 7-8*
VI. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я…
- Сложнее всего для меня было…
- Больше всего сегодня мне понравилось…
- Сегодня на уроке я чувствовал себя…
- Мои одноклассники сегодня…
Литература и использованные интернет источники
А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш « Биология. Человек.8-класс» (М.: Вентана-Граф, 2003). Маш Р.Д.,
Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., дораб.- М„: Вентана-Граф, 2004.
Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999.
Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.
Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%ED%F2%F0%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%ED%E5%F0%E2%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%EE%E2%ED%EE%E9_%EC%EE%E7%E3
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%ED%ED%EE%E9_%EC%EE%E7%E3
http://www.eurolab.ua/diseases/category/12/
Картинки
http://cs418830.userapi.com/v418830220/a64/DL6NZbcklVY.jpg
http://www.mmv.mdk.ksue.edu.ua/pages/lect/01/images/know.jpg
http://www.pro-fabric.ru/content/setup/pics/catalog/1111111116.jpg
http://pedpsi.ru/wp-content/uploads/2010/09/16-1024x716.jpg
http://mountain.kz/images/2010.jpg
http://www.vash-psiholog.info/images/b/image016.gif
http://balance-4.storage-4.vkurse2.verumnets.ru/public/43/4345092/e1/4-popup-low.jpg
http://www.krugosvet.ru/images/1000207_0629_032.gif
http://cs10460.userapi.com/u36888736/-14/x_658a6c73.jpg
http://cs301607.userapi.com/u144812761/-14/x_c9963fd4.jpg
http://concussioncure.webstarts.com/uploads/Conc2_825.png
http://cache.gawkerassets.com/assets/images/7/2010/07/340x_westnile.jpg
http://photos.demandstudios.com/getty/article/97/85/87677944_XS.jpg
http://women.itop.net/content/files/images/2012/6/2012-6-7-17-53-54-493-j237rsXAQc.jpg
http://samolecar.ru/wp-content/uploads/2012/07/bolezni-nervnoi-sistemy.jpg
http://cs5679.userapi.com/u142870341/138655871/x_b8a5974e.jpg
http://blog.lib.umn.edu/meriw007/psy_1001/Exercise.jp
МБОУ «Гимназия № 1 имени К.И.Щёлкина»
города Белогорска Республики Крым
Конспект урока для 8-го класса
подготовил учитель биологии и ОБЖ
первой квалификационной категории
Касьянова Валерия Викторовна