Конспект открытого урока по теме:
Обобщающий урок по теме «Квадратичная и степенная функции»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: Образовательная: обобщить понятия функции, графика функции, свойств функции.
Развивающая: развить у учащихся мировоззрение, мышление, память.
Воспитательная: воспитать любовь к предметам математики и физики.
Задачи урока: Образовательная: закрепление свойств функции при выполнении заданий, подготовка к ГИА.
Развивающая: развитие у учащихся представления о физических процессах с помощью понятий функции, графика функции.
Воспитательные: воспитание любознательности, ответственности.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка выполнения домашнего задания. Проверить номер 127.
Подготовка учащихся к применению знаний, умений, навыков.
Прежде всего, вспомним изученные свойства. Устная работа с классом. В это время несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам.
Вспомним схему анализа свойств функции с помощью ее графика (область определения, область значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения функции, возрастание и убывание функции, максимальное и минимальное значения аргумента). Раздать карточки учащимся.
Что называется областью определения функции?
Найдите область определения функции:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
Какая функция называется возрастающей, а какая убывающей?
Назовите промежутки возрастания и убывания функции:
Рисунок 1.
Витя Петров начертил графики функций и , а потом стер оси координат. Назовите координаты точек А; В; С. Графиком какой функции является линия , линия ?
Рисунок 2.
Собрать карточки у учащихся.
Обобщение и систематизация знаний.
Давайте рассмотрим известные нам в математике функции в применении к физическим задачам. Коснемся законов движения тела брошенного вверх и прямолинейного равномерного движения.
№ 1. Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью v0 (м/с) с высоты h0 (м). Высота h (м), на которой окажется тело через t секунд выражается формулой
. На рисунке 3 показан график зависимости h от t для случая, когда Ответьте на вопрос, какая функция изображена на рисунке?
Рисунок 3.
Найдите по графику (устно):
сколько времени тело поднималось вверх;
сколько времени оно опускалось вниз;
какой наибольшей высоты достигло тело;
через сколько секунд тело упало на землю.
Исследуйте функцию по изученной нами схеме.
№ 2. Уравнение движения тела . Постройте график . Ответьте на вопросы:
какой линией описывается траектория движения?
график какой функции изображен на рисунке?
движение какого вида описывает график? (равнозамедленное). Почему?( ) Если бы было , то каким было движение?
исследуйте функцию по схеме.
Рисунок 4.
Вывод: как мы видим, межпредметные связи в самом деле имеют место. В частности при описании различных видов движения в физике используют из математики такие понятия как функция (квадратичная, линейная), график функции.
Закрепление знаний и способов деятельности.
Разбор типовых заданий из учебно-тренировочных тестов ГИА.
Установить соответствие между графиками функций (см. рис. 5) и формулами, которые их задают.
Рисунок 5.
Ответ:
Н
а рисунке 6 изображены графики функций и . Вычислите координаты точки М. Ответ: М (-2; 6).
Рисунок 6.
Контроль знаний. Самостоятельная работа.
1 вариант.
№ 1. Найти область определения функции:
а) у = ; б) у = .
№ 2.Используя шаблоны парабол, постройте функции:
а) у = -х2 +1; б) у = (х-3)2.
№ 3. По эскизу графика найдите промежутки возрастания и убывания функции.
2 вариант.
№ 1.Найти область определения функции:
а) у = ; б) у = .
№ 2.Используя шаблоны парабол, постройте функции:
а) у =х2 -2; б) у = -(х+1)2.
№ 3. По эскизу графика найти промежутки возрастания и убывания функции.
Задание на дом.
Пункты 5-9, № 255(а, б, в), № 262.
Комментарий: требуется повторить определение квадратичной функции и ее свойства, а также определение степенной функции и ее свойств. № 255: в этом номере требуется построить график степенной функции, используя элементарные преобразования (симметрию относительно оси Ох, параллельный перенос вдоль оси Ох на n единиц, параллельный перенос вдоль оси Oy на m единиц). № 262: для решения данного номера требуется найти область определения функции с учетом четности и нечетности показателя корня.
Подведение итогов урока.
Объявить оценки за урок, подвести итоги урока:
- скажите, что называется областью определения и областью значений функции?
- какие еще свойства функции вы можете назвать?
- чем мы сегодня занимались на уроке? Что показалось вам наиболее интересным?
В оставшееся время предлагается решить номер на сообразительность:
Дан график функции: у = х4. Найти АВ, если ОК=2401.
Рисунок 7.
Литература:
Алимов Ш.А. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007 г.
Галицкий М.Л., Гольдман А.М. Сборник задач по алгебре для 8 – 9 классов. М.: «Просвещение», 2000 г.
Кирик Л.А. Физика 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.-М.: ИЛЕКСА, 2009.
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: «Легион-М», 2011 г.
Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.
Мальцев Д.А. Математика 9 класс. Итоговая аттестация 2013. Предпрофильная подготовка: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2013.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. М.: «Просвещение», 1995 г.