СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Обобщение по причастию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по теме "Обобщение по причастию" с дидактическим материалом, используемым на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Обобщение по причастию»

Тема: обобщение изученного по теме «Причастие»


Цели: обобщить изученный материал по причастию;

закрепить знания теоретического материала;

повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием;

развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

развивать орфографическую зоркость.

Задачи: мотивировать обучающихся использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Причастие»;

активизировать словесно-логическое мышление, устойчивость внимания;

воспитывать умение работать в коллективе, в группах.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация


Ход урока.


  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.


Рефлексия.

У нас сегодня необычная встреча, много гостей. Давайте поможем друг другу преодолеть волнение. Просто улыбнитесь. Смотрите, даже в классе как-то стало теплее и светлее, правда? А теперь желаю нам хорошей работы.


  1. Сообщение темы и целей урока.


Сегодня мы подведём итоги тому, что успели сделать за первую четверть по теме «Причастие». Послушайте притчу: «Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? Протянуть руку и взять ложку.

- Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действия. Желаю удачи!


Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнём свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды». (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица)

Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано – сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?


Подберите однокоренные слова к слову причастие и назовите их. (Причастие, причастность, причастный. Давайте выясним по словарю Ожегова значение слова «причастный». «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий, непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)

Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на этот вопрос поможет эпиграф нашего урока.

Слайд 1

Такое ёмкое и интересное определение причастию дал В.И.Даль, автор знаменитого словаря. Раскройте суть данного высказывания, расшифруйте его (ответы учеников).

Хочу ваши ответы подтвердить (или дополнить) стихотворением.


Слайд 2

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?


Слайд 3


Перед вами маршрутные листы, с помощью которых мы и будем посещать странички нашего виртуального путешествия. Повторять причастия мы будем путешествуя.

Сегодня на уроке мы дополним сведения о причастии, узнаем о роли причастия в тексте. Запишите тему урока в свой маршрутный лист.


  1. Повторение теоретических сведений о причастии.

Итак, страница первая – «Биографическая». Чтобы представить причастие, нам понадобится заполнить анкету-тест. Давайте с вами вспомним и запишем биографические данные причастия. В вашем маршрутном листе кроссворд. Если вы ответите правильно, то по вертикали от цифры 7 вы прочтёте название изучаемой части речи.


Проверим работу. Кроссворд

Были ли у кого-нибудь затруднения в ответах? Оцените себя и поставьте первую оценку в маршрутном листе.


Биографию причастия мы повторили. А теперь задача по этим данным найти причастие, которое спряталось среди других слов.

Слайд 3

Проверьте работу своего товарища по парте. Не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.


Мы переходим на новую страничку «Словообразовательную». Попробуем применить теоретические знания на практике.

Необходимо вспомнить способы образования причастий и назвать их.

I вариант – согнать, II вариант – брить

Возможные варианты ответа: согнавший, согнанный (т.к. причастия образованы от глагола совершенного вида, переходного, то образуются только причастия настоящего времени).

Бреющий, бривший, бритый (причастия образованы от глагола несовершенного вида, переходного, форма страдательного причастия настоящего времени не образуется).

Проверьте и оцените себя, поставив оценку в маршрутный лист.


Итак, мы отправляемся на страничку третью «Орфографическую». Выполняем тест. готовимся к экзаменам. Вам предложены варианты заданий по изученной теме, сформулированные для экзамена в 9-ом классе (первый тест) и для 11-ого (второй тест). Выбираем такое задание, с которым вы сможете справиться.

1 вариант.

  1. Из предложения 23 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

Ответ:_________________________________________

  1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

(1)В институтский буфет вошёл парень – худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке.

Ответ:______________________________________

  1. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.

Ответ:____________________________________

  1. Из предложений 10-11 выпишете слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

– (10)А вот так, – сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку. (11)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.

Ответ:_____________________________________

2 вариант.

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. кле..вший, выглаж..ный 2) высуш..нный, постро..нный

  1. немысл..мый, вид..мый 4) выполня..мый, предлага..мый

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. рассе..нный, чита..мый 2) независ..мый, верт..щийся

3) сопровожда..мый, ла..вший 4) возвраща..мый, оберега..мый

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы так именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде выреза(4)ой головы лошади.

1) 1,2; 2) 2,3,4; 3) 1,2,3; 4) 3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

На клумбе, украше(1)ой цветами, росли несея(2)ые одуванчики, занесё(3)ые ветром.

1) 1,2; 2) 2; 3) 2,3; 4) 1,3

Проверьте и оцените себя, поставив оценку в маршрутный лист. Слайд 4

Ребята, мы с вами уже долго путешествуем, вы, наверное, устали, проголодались, предлагаю заглянуть в орфографическое кафе и полакомиться вкусненьким.

Работа по карточкам в группах.

Карточка 1

Торт «Трюфель».

Бисквитный пласт, разреза…ый на 2 части, разложить на 2 стекля…ые тарелки, украше…ые, орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое…ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё…ую солнцем сторону. через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить. Сверху и с боков, смаза….ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше… конфетами, масля…ым кремом и оформле… в виде плетё…ой корзинки.


Карточка2

Клубника со сливками.

Выраще…ую собстве…ыми руками клубнику помыть и очистить от зелё…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую на ярмарке, а также не подойдёт для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлаждё…ыми.


Карточка3

Фруктовый салат.

Очище…ые, нареза…ые кубиками консервирова…ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезё…ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза…ую с дерева грушу. Всё это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.


4.Физминутка. Слайд 5


Продолжим нашу работу. Перед нами следующая четвёртая страница – «Речевая». Дан текст. Определить стиль текста, найти в нём предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях. Подобрать синоним к слову шарабан.


Текст. Слайд 6.

Утро было прелестное. Лес окутанный утренним светом был тих и неподвижен, словно прислушивался к моим шагам и чириканью птичьей братии встречавшей меня выражениями недоверия и испуга… Мне казалось, что молодые берёзки, придорожная травка и гудевшие без умолку майские жуки разделяли это моё чувство.

Сзади послышался шум экипажа. Оглянувшись, я увидел тяжёлый шарабан запряжённый в пару гнедых лошадок. Оленька сидевшая в шарабане весело закивала мне головой и улыбнулась. (А.П.Чехов)


Возможные варианты ответа:

Стиль художественный. Знаки препинания ставятся в предложениях, т.к. определяемое слово стоит перед причастным оборотом.

Шарабан – коляска.

Шарабан – открытый экипаж с поперечными сидениями в несколько рядов.

Утро было прелестное. Лес, окутанный утренним светом, был тих и неподвижен, словно прислушивался к моим шагам и чириканью птичьей братии, встречавшей меня выражениями недоверия и испуга… Мне казалось, что молодые берёзки, придорожная травка и гудевшие без умолку майские жуки разделяли это моё чувство.

Сзади послышался шум экипажа. Оглянувшись, я увидел тяжёлый шарабан, запряжённый в пару гнедых лошадок. Оленька, сидевшая в шарабане, весело закивала мне головой и улыбнулась. (А.П.Чехов)

Проверьте и оцените себя, поставив оценку в маршрутный лист. Слайд 7.


5. Подведение итогов урока.

Блиц-опрос. В тетради дать ответ «да» или «нет».

  1. Причастие – это «гибридная форма»?

  2. Причастия изменяются по падежам?

  3. Причастия имеют форму будущего времени?

  4. Действительное причастие – это причастие, которое испытывает на себе действие со стороны другого предмета?

  5. Краткие страдательные причастия бывают в предложении сказуемыми?

  6. Бывает ли у действительных причастий краткая форма?

  7. Краткие страдательные причастия с частицей НЕ пишутся раздельно?

  8. Зависимое слово – это то слово, которое зависит от причастия?

  9. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он обособляется?

(Взаимопроверка. Выставление баллов.

«5»-если ошибок нет; «4»-если 1-3 ошибки; «0»-если ошибок более 4.)Слайд 8.


Итоги.

Посмотрите на свои результаты выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать. Выведите среднюю оценку. Сумму оценок разделите на 7. Округлять в большую сторону.


Домашнее задание. На выбор.

  1. Сочинение «Это удивительное причастие».

  2. Подобрать примеры из художественных произведений, иллюстрирующие роль причастий в тексте.










Маршрутный лист ученика(цы) 7 класса ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________

Тема урока. ­­­_____________________________________________________________

1. Страничка «Биографическая».

Задание № 1.












7
















4


















3
















6














1









9


















10

















2















8












11







5



По горизонтали.

1, 2 – часть речи, признаки которой имеет причастие.

3, 4– признаки глагола у причастия.

5 6, 7 – признаки прилагательного у причастия.

8 – как называется слово, к которому относится причастие?

9 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие?

10 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?

11 – какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные?

Рефлексия. Были ли затруднения в ответах?

Оцени себя и поставь первую оценку в маршрутном листе.

Итог: 11 баллов – «5»; 8-10 баллов – «4»; 6-8 баллов – «3»; 1-5 баллов – «2»

Оценка

Задание № 2.

Укажите в спрятанных словах только причастия. Подчеркните их.

1. Крепкий, укрепленный, крепчайший.

2. Действительный, действовавший.

3. Бережный, сбереженный, сберегательный, сберегаемый.

4. Заметный, замечаемый, замечательный.

5. Мягчайший, смягчающий.

6. Строительный, построенный, строящийся.

Оценка

Проверь работу своего товарища по парте. Не забудь поставить оценку в маршрутный лист. Итог: 8 баллов – «5»; 6-7 баллов – «4»; 4-5 баллов – «3»; 1-3 баллов – «2»

2. Страничка «Словообразовательная».

Задание № 3. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий:

Согнать-___________________ __

__________________________________________________________________________

Брить-_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________ ______

Проверь и оцени себя, поставив оценку в маршрутный лист

Итог: 8 баллов – «5»; 6-7 баллов – «4»; 4-5 баллов – «3»; 2-3 балла – «2»


Оценка


3. Страничка «Орфографическая».

Задание №4. Тест. Выбери вариант№1 или 2 (варианты распечатаны). Запиши ответы.


Тест №

1. Ответ: ___________________________

2. Ответ: ___________________________

3. Ответ: ___________________________

4.Ответ: ___________________________

Рефлексия. Почему ты выбрал(а) этот вариант?

Итог: 4 балла – «5»; 3 баллов – «4»; 2 балла – «3»; 1 балл – «2»


Оценка


4. Страничка «Речевая».

Определить стиль текста, найти в нём предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях. Подобрать синоним к слову шарабан.

Утро было прелестное. Лес окутанный утренним светом был тих и неподвижен, словно прислушивался к моим шагам и чириканью птичьей братии встречавшей меня выражениями недоверия и испуга… Мне казалось, что молодые берёзки, придорожная травка и гудевшие без умолку майские жуки разделяли это моё чувство.

Сзади послышался шум экипажа. Оглянувшись, я увидел тяжёлый шарабан запряжённый в пару гнедых лошадок. Оленька сидевшая в шарабане весело закивала мне головой и улыбнулась. (А.П.Чехов)

Рефлексия. Я знаю, над чем мне поработать

Итог: 7 баллов – «5»; 5- 6 баллов – «4»; 3-4 балла – «3»; 2 балла – «2»

Оценка

Прочитайте текст.

Тяжелый знойный воздух словно замер. Горячее лицо искало ветра. Ветер освежил бы его.

Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью.

1. Какие речевые ошибки допущены?

2. Как их исправить?

3.Объедините предложения с помощью причастий.

4. Прочтите полученный текст.


6. Итоги урока.

1. Выведите среднюю оценку.

Сумму оценок разделить на 7. Округлять в большую сторону.

Оценка


2. Рефлексия.

Интерес: что интересного было на уроке?


Творчество: какие творческие работы вы выполняли?


Обучение: чему вы научились?



Главное: что сегодняшний урок принес мне?

9. Домашнее задание. На выбор.

1. Сочинение. «Это удивительное причастие».

2. Подобрать примеры из художественных произведений, иллюстрирующие роль причастий в тексте.




Приложение № 1


Орфография. Вариант №1.

1. Из предложения 23 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

Ответ: ___________________________


2. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

(1)В институтский буфет вошёл парень — худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок. (З)Поставил и подошёл к буфетной стойке.

Ответ: ___________________________

3. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.

Ответ: ___________________________

4.Из предложений 10—11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

— (10)А вот так, — сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку. (П)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.

Ответ: ___________________________



Орфография. Вариант №2.

1.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) Кле..вший, выглаж..нный 2) высуш..нный, постро..нный

3) немысл..мый, вид...мый 4) выполня..мый, предлага..мый


2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) рассе..нный, чита..мый 2) независ..мый, верт..щийся 3) сопровожда..мый, ла..вший 4) возвраща..мый, оберега..мый


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две НН?

Может быть, коньки назва(1)ы так именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде выреза(4)ой головы лошади. 1) 1, 2; 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3; 4) 3,4,


4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н? На клумбе, украше(1)ой цветами, росли несея(2)ые одуванчики, занесе(3)ые ветром. 1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 3




Карточка 1

Торт «Трюфель».

Бисквитный пласт, разреза…ый на 2 части, разложить на 2 стекля…ые тарелки, украше…ые, орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое…ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё…ую солнцем сторону. через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить. Сверху и с боков, смаза….ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше… конфетами, масля…ым кремом и оформле… в виде плетё…ой корзинки.


Карточка2

Клубника со сливками.

Выраще…ую собстве…ыми руками клубнику помыть и очистить от зелё…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую на ярмарке, а также не подойдёт для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлаждё…ыми.


Карточка3

Фруктовый салат.

Очище…ые, нареза…ые кубиками консервирова…ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезё…ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза…ую с дерева грушу. Всё это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.









А

Д

Е

Ж







Р

Е

М

Я



И

Д







И

С

Л

О



Л

А

Г

О

Л




Е

Й

С

Т

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е




10С

Т

Р

А

Д

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е




Р

И

Л

А

Г

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е


П

Р

Е

Д

Е

Л

Я

Е

М

О

Е

11К

Р

А

Т

К

У

Ю


О

Д




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!