МКОУ Заводская СОШ
Калачеевский район
Воронежская область
Открытый урок по теме:
"Обобщение материала по теме "Причастие"
(7 класс)
Разработала учитель русского и литературы 1КК
Комиссарова Ирина Владимировна
2016-2017уч.г.
Цели:
-обратить внимание учащихся на обобщение и систематизацию знаний о причастии; орфографические и пунктуационные навыки;
-закрепить знания по использованию в устной и письменной речи причастий и причастных оборотов, по предупреждению грамматических ошибок;
-развивать умения обобщать и сравнивать; воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам, аккуратность.
Оборудование: словари, фотографии и рисунки о природе, раздаточный материал: ватман, фломастеры, карандаши.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Учебно-воспитательная задача: обеспечить переход к практической деятельности.
Учитель: Задача нашего урока — обобщить и систематизировать знания о причастиях, подготовиться к контрольному диктанту.
-Мы будем работать в группах над изданием детской общешкольной газеты "Лесовичок"
План нашей работы:
1)каждой группе необходимо подготовить заметку в газету;
2)жюри определит победителей;
3)самооценка;
4) объединение материала;
5)подведение итогов урока.
- Каждой группе необходимо соблюдать правила.
- Уважаемые ребята, не забывайте, что главное в деле — дружба. Помогайте товарищу, высказывайте свое мнение, прислушивайтесь к мнению одноклассников. Успехов вам, дорогие ребята!
- Давайте назначим редактора газеты. Он будет руководить группой и распределит обязанности:
1) корректор( самый грамотный ученик класса),
2) журналисты,
3) художники-оформители.
(Редактор распределяет обязанности в группе.)
- Приступайте к работе.
- Ребята, помните!
Материалы статей должны быть интересны читателям.
Писать в газете необходимо грамотно и разборчиво.
Не забудьте оставить под статьёй свои данные(имя, фамилию).
2. Систематизация и обобщение знаний по теме.
Учебно-воспитательная задача: в ходе создания проекта учащиеся систематизируют знания по теме, отрабатывают навыки работы с текстом. Учитель координирует деятельность группы, создает условия для самореализации ученика.
Все задания необходимо помещать в газету.
Задание 1.
Повторите трудные случаи написания причастий. Слушайте ответ одноклассника внимательно, дополните, если отвечающий не рассказал главное. Задайте вопросы, если вы что-то не поняли. Создайте кластер.
Задание 2.
Друзья! Вам необходимо пройти лабиринт.
Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.
Не- слитно?
Не-раздельно?
Где н?
Где нн?
1.(Не)улетающие синицы.
2.(Не)улетающие осенью птицы.
3.Деревья (не)посажены.
4.Никем(не) замеченные следы.
1.(Не)доумевающий взгляд.
2. (Не)кошеная
садовником трава.
3.(не)кипячёная вода.
4.(Не)навидящий ложь.
1.Собран(нн)ый урожай.
2.Кошен(нн)ый по росе.
3.Мочён(нн)ое яблоко.
4.Поляна освещен(нн)ая.
1.Ломан(нн)ые прутья.
2.Книга прочитан(нн)а.
3.Просеян(нн)ая мука.
4.Вязан(нн)ая кофта.
Задание 3.
Озаглавьте статью, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, допишите несколько предложений, ответив на вопросы: Какие вы знаете осенние цветы? (астры, георгины, розы, ггладиолусы, хризантемы) Какие цветы издают аромат? Какие цветы нравятся? Почему? К какому стилю относится данный текст? Назовите тип речи.
Какие изобразительные средства представлены в данном отрывке?
Поместите фотографию или рисунок.
Знаете ли вы цветы появляюшиеся в лесу ран(нн)ей весной? Вот на открытой п…лянке цветёт гусин(нн)ый лук. Хорошо видны среди кустарников нежно-лиловые цветы- хохлатки.
Возле ручья р…стёт никем (не)замеч…нная целая семья ж…лтых цветов мать-и-мачехи.
Под сводами д…ревьев струит(ть)ся чудес…ный аромат- это цветёт белый душ…стый колокольчик-ландыш.
Задание 4
1.Поместите в газету интервью журналиста на тему: "Нужно ли соблюдать произносительную норму в речи?" (Не забудьте, речь должна идти о причастиях.)
2. Восстановите стихотворение про осень: А. С. Пушкин
***
Унылая пора! Очей очарованье! Прият..а мне твоя прощальная краса — Люблю я пыш...ое природы увяданье, В багрец и в золото оде...ые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покры...ы небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалё...ые седой зимы угрозы. | Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинстве...ая сень С печаль...ым шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скуч..ая пора; Стоял ноябрь уж у двора. |
Задание 5.
-Ребята, вам пришло письмо.
Дорогие друзья! Здравствуйте! Пишет вам Лесовичок. Я забыл как образовать действительное причастие настоящего времени.
несут - идут- видел - щебечут- моросят - шел - гонят- любят- | приехать- тянуть- шуршат- опадать- течет- серебрит- синеть- протянуть- |
-Благодарю за помощь. Лесовичок.
Задание 6.
- Замените выделенные слова причастиями.
1. Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.
3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрылись снегом.
4. Около купальни, которая строилась под зелёными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.
Задание 7.
-Ребята, дома вы должны были написать сочинение на одну из предложенных тем: "В осеннем лесу", "Деревья- украшения планеты Земля!", "Природа и мы".
Для придания образности речи необходимо было использовать причастия
Лучшее сочинение поместите в газету.
Задание 8.
- Статьи готовы, защитите ваш проект. Жюри оцените объем и качество выполненной работы, отметки занесите в протокол. Проведите обсуждение отметки каждого участника в группе, выставьте в протокол.
3. Итог урока.
Цели: определить степень участия каждого
ученика, дифференцировать домашнее задание. Учить самооценке ученика на уроке.
Оценка знаний, полученных на уроке с помощью рефлексивных карточек.
1.Хорошо знаю тему и могу помочь другим.
Оценка за урок
2.Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю.
3Мне нужно самому разобраться в данной теме, я недостаточно работал над ней
Учитель: Дорогие ребята, редакция благодарит вас за работу.
4.Домашнее задание.
1-й уровень. Повторить правила, подготовиться к контрольной работе.
2-й уровень. Повторить правила, составить словарный диктант по теме "Трудные случаи написания причастий".
3-й уровень. Сделать проектную работу в электронном варианте по теме:
« Причастие»
(Жюри подводит итоги. Лучшие статьи помещаются в общешкольную газету.)
Учитель: Какое задание было самым интересным?
Определите самое трудное задание, отметьте его номер.
С каким настроением вы уходите c урокa?