МКОУ «Хуцеевская СОШ»
Открытый урок обобщения по химии в 8 классе:
«Типы химических реакций»
Класс: 8
Подготовила: Разакова Х.А.
Тема урока по теме: «Типы химических реакций»
Тип урока: Обобщения полученных знаний (ОПЗ)
Цель:а) повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации, умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчеты;
б) продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, логическое мышление, эрудицию.
Перед уроком класс делится на 4 команды по 6 человек. Выбирают капитана..
Задачи:
Образовательные:
Закрепить полученные знания о типах химических реакций и принципах их классификаций, умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчеты;
Развивающие:
развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные: объяснить значение понятий по теме – Типы химических реакций,; закрепить характерные признаки типов химических реакций.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки типов химических реакций
Личностные: у учащихся развиваются представления о типах химических реакций и проводить по ним расчеты.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Основные понятия урока: Реакция разложения, соединения, замещения, обмена
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника и т.д.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Оборудование:
Учебник: химия 8 класс – Рудзитис Г.Е.; раздаточные материалы, таблицы.
Ход урока
Учитель: Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить вместе со мной путешествие в Страну химических реакций. Каждой команде выдается карта маршрута.
Этапы маршрута | Прохождение маршрута | Количество баллов |
1. Собери рюкзак | | |
2. Наскальные рисунки | | |
3. Восхождение на гору | | |
4. Река уравнений реакций | | |
5. Привал. Химическая рыбалка | | |
6. Водопад реакций | | |
7. Дорога домой | | |
8. Путевые заметки | | |
I этап. Собери рюкзак
Учитель: Перед тем как отправится в путешествие мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии.
На столе учителя карточки в виде компаса, спичек и т. д. За каждый ответ на вопрос команда получает карточку-снаряжение.
II этап. Наскальные рисунки
Учитель: Сейчас мы подошли к гористой местности. Перед нами четыре горы и на каждой из них свой рисунок. Ваша задача разгадать эти надписи.
Ответы:
1.Реакция соединения, экзотермическая.
2.Реакция разложения, эндотермическая
3.Реакция замещения
4.Реакция обмена.
(По 1 баллу дается за каждую правильно расшифрованную схему).
III этап. Восхождение на гору
По два ученика от каждой команды выходят к доске. Им предстоит восхождение на гору.
На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки с помощью магнитов к доске под названием горы
IV этап. Река уравнений реакций
Учитель: А сейчас нам предстоит преодолеть реку уравнений химических реакций.
Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Их задача - правильно расставить коэффициенты и определить тип химической реакции (6 уравнений, по одному на каждого члена команды). Необходимо не только самому правильно расставить коэффициенты, но и проверить правильность выполнения задания остальными членами команды.
Команда получает по 1 баллу за каждое правильно решенное уравнение реакции.
Команды проводят взаимопроверку. Правильные ответы написаны на мультимедийной доске.
V этап. Привал
Учитель: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдохнуть. Поэтому сейчас у нас будет привал. Двое учеников отправляются на химическую рыбалку.
Из плотного листа бумаги вырезают карточки. Одна половина карточек выполнена в форме головы рыбы и передней части ее туловища, а другая половина - в виде задней части туловища рыбы и хвоста. На карточках первого вида пишутся начала химических реакций, а на карточках второго вида - правая часть уравнения. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыболов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сразу же на доске из «пойманных» карточек - частей рыб составить уравнения реакций.
Победителем будет тот «рыболов», который поймал больше рыб-карточек и составил из них больше химических уравнений реакций, определив, к какому типу реакции они относятся. Задание на время.
Начало реакции Окончание реакции
Na + Н2О→ NaOH
Na2О + Н2О → FeCl2 + H2
SO3 + Н2О → FeCl3 + H2О
Fe2О3 + НС1 → H2SO3
Fe + HC1 → H2SO4
NaOH + H2
VI этап. Водопад реакций
Учитель: Сообразительность - качество, нужное всегда и везде, в том числе и в путешествии. Вот и сейчас вам очень пригодится сообразительность.
Каждая команда получает инструкцию к заданию.
1.Расположите перед собой основное игровое поле. Внимательно изучите на нем незаконченные уравнения реакций.
2.Возьмите из конверта рабочие карточки.
3.Соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения химических реакций.
4.Положите рабочую карточку на клетку игрового поля в том месте, где формула вещества на карточке логически вписывается в уравнение химической реакции.
5.Закройте карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности.
6.Прочтите слово-код на обратной стороне карточек.
7.Подготовьтесь к проверке учителя.
Оборотная сторона рабочих карточек
VII этап. Путь домой
Каждому учащемуся дается тест по повторенной теме (по количеству членов команды дается 6 вариантов тестов).
Вариант 1
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
а) эндотермическими;
б) термическими;
в) экзотермическими.
Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
а) замещения;
б) соединения;
в) разложения.
Уравнение реакции обмена:
а) СаО + SiО2 →CaSiО3;
б) 2КСО3 = 2КС1 + 3О2;
в) FeS + 2HCl =FeCl2 + H2S.
Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой А1 + С12 →А1С13, равна:
а) 4;
б) 7;
в) 5.
Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:
а) Н2 + С12→2НС1;
б) Са + О2→ 2СаО;
в) Zn + НС1→ ZnCl2 + Н2.
VIII этап. Путевые заметки
Учитель: Уважаемые туристы наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это путешествие. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно повторить §§ 25-33 и сделать упражнение № 2 на с. 100
Выставляются оценки ученикам.
I этап. Собери рюкзак
Учитель: Перед тем как отправится в путешествие мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии.
II этап. Наскальные рисунки
Учитель: Сейчас мы подошли к гористой местности. Перед нами четыре горы и на каждой из них свой рисунок. Ваша задача разгадать эти надписи.
III этап. Восхождение на гору
Обратите внимание на гористое образование и укажите типы предполагаемые химических реакций и обоснуйте
IV этап. Река уравнений реакций
Учитель: А сейчас нам предстоит преодолеть реку уравнений химических реакций.
Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Их задача - правильно расставить коэффициенты и определить тип химической реакции (6 уравнений, по одному на каждого члена команды).
V этап. Привал
Учитель: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдохнуть. Поэтому сейчас у нас будет привал. Двое учеников отправляются на химическую рыбалку.
Из листа бумаги вырезают карточки. Одна половина карточек выполнена в форме головы рыбы и передней части ее туловища, а другая половина - в виде задней части туловища рыбы и хвоста. На карточках первого вида пишутся начала химических реакций, а на карточках второго вида - правая часть уравнения. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыболов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сразу же на доске из «пойманных» карточек - частей рыб составить уравнения реакций.
Победителем будет тот «рыболов», который поймал больше рыб-карточек и составил из них больше химических уравнений реакций, определив, к какому типу реакции они относятся. Задание на время.
VI этап. Водопад реакций
Учитель: Сообразительность - качество, нужное всегда и везде, в том числе и в путешествии. Вот и сейчас вам очень пригодится сообразительность.
Каждая команда получает инструкцию к заданию.
VII этап. Путь домой
Каждому учащемуся дается тест по повторенной теме (по количеству членов команды дается 6 вариантов тестов).