СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок " Обозначение звуков [г], [г’] на письме буквами Гг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый  урок в рамках наставничества

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Обозначение звуков [г], [г’] на письме буквами Гг"»

Конспект открытого урока Учитель Лосева Ирина Архиповна

Тема урока: обозначение звуков [г], [г’] на письме буквами Гг



Предметы усвоения:


ПУ: представление о звуках [г], [г’]

КСО: знание

Вид знания: представление

Содержательная характеристика:

чувственный образ: звуковой

акустический: состоит из голоса, состоит из шума

артикуляционные:

[г]

  • Язык широко распластан, кончик оттянут от нижних резцов;

  • Задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом.

  • Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки;

  • Губы и зубы разомкнуты;

  • Воздушная струя тёплая, проходит по середине языка.

  • Голосовые складки сомкнуты, вибрируют;

]

  • Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки;

  • Положение губ зависит от последующих гласных;

  • Между верхними и нижними резцами сохраняется небольшое расстояние;

  • Язык слегка продвигается вперед, смычка образуется дополнительно средней и задней частью спинки языка с твёрдым нёбом.

  • Голосовые складки сомкнуты и дрожат.

Средства усвоения:

знания: понятие звук, слог (понятие), ударный слог (факт), безударный слог (факт), гласный звук (понятие), согласный звук (понятие), представление о гласных звуках, работа букв гласных (факт)

умение: умение интонировать каждый звук слова, умение делать звуковой анализ умение выделять звуки в слове с помощью приёма "интонирования", умение выделять количество слогов в слове с помощью приёма "скандирование", умение определять ударный слог в слове с помощью приема «Позови слово».

Этап усвоения: восприятие + осмысление.

Форма умственного действия: материализованное, в громкой речи.

Характер деятельности: продуктивный, частично-поисковый.


Предмет усвоения: представление о буквах Н н

Компонент содержания образования: знание

Вид знания: представление

Содержательная характеристика:

чувственный образ: зрительный

существенные признаки:

  • занимает 4 место в алфавите;

  • обозначает на письме звуки [г], [г’];

  • имеет свое название “ГЭ”;

  • имеет свое написание .

Средства усвоения:

знания: понятие гласные и согласные звуки, звуки [г], [г’] (представление), буква (представление), буквы, обозначающие гласные звуки (представление), работа букв гласных (факт).

умения: умение находить букву в алфавите по предметным картинкам, умение определять наличие звуков [г], [г’] в слове.

Этап усвоения: восприятие + осмысление.

Форма умственного действия: материальное, в громкой речи.

Характер деятельности: продуктивный, частично-поисковый


Предмет усвоения: умение писать строчную букву Г

Компонент содержания образования: умение

Характеристика действия:

а) по широте применения: предметное

б) по степени сформированности: умение

Средства усвоения:

знания: представление о звуках [г], [г’], элементы буквы: наклонная линия с закруглением вверху влево и внизу вправо (представление), название буквы Гг.

действия: умение произносить звуки [г], [г’], умение ориентироваться в пространстве листа рабочей тетради, умение писать элементы буквы: наклонная линия с закруглением вверху влево и внизу вправо, умение называть букву Гг.

Опорное знание:

Для того, чтобы напечатать строчную букву Г нужно: начаять писать чуть ниже верхней линейки рабочей строки, закруглить вправо, касаясь верхней линейки рабочей строки, написать прямую на себя, чуть не доводя до нижней линейки рабочей строки закруглить вправо, касаясь нижней линейки рабочей строки, закончить писать чуть выше нижней линейки рабочей строки.

Структура действия:

а) ориентировочная часть: вспоминаю ОЗ

б) исполнительская часть:

  • начинаю писать чуть ниже верхней линейки рабочей строки;

  • закругляю вправо, касаясь верхней линейки рабочей строки;

  • пишу прямую на себя, чуть не доводя до нижней линейки рабочей строки закругляю вправо, касаясь нижней линейки рабочей строки

  • заканчиваю писать чуть выше нижней линейки рабочей строки.

в) контрольная часть:

  1. смотрю на плакат “Алфавит”;

  2. смотрю на образец буквы, написанный учителем на доске;

  3. называю букву.

Этап усвоения: восприятие + осмысление

Форма умственного действия: материализованное, в громкой речи

Характер деятельности: репродуктивный.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • Представление о звуках [г] и [гˈ].

  • Представление о буквах Г г

  • Умение писать строчную букву Г (включает умение назвать её)

  • Понятие мягкий согласный звук

  • Понятие твердый согласный звук

  • Умение читать открытый слог с буквой Г

  • Умение читать закрытый слог с буквой г

  • Умение читать слово

  • Умение читать предложение


Метапредметные:

Познавательные:

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • Анализ объектов с целью выделения признаков деятельности


Регулятивные:

  • Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

  • Формировать умение контролировать свою деятельность и деятельность товарищей

  • Формировать умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Коммуникативные:

  • Умение договариваться, находить общее решение практической задачи

  • Умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности

  • Формировать умение слушать учителя

  • Формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Личностные:

  • Развитие познавательных интересов, учебных мотивов



Ход урока 1 этап. Постановка целей и задач урока.

ОДЗ: организовать деятельность по определению темы и цели урока, сформировать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Вид работы: беседа.

УЗУ: организовать деятельность по определению темы и цели урока, сформировать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Узу: будем учиться формулировать цели и задачи урока.

Практическая задача: для этого побеседуем.


Организация деятельности:

Учитель: ребята, сегодня к нам придет еще одна гостья. Нам нужно ее встретить так, как мы встречали нашу прошлую гостью-букву. Поэтому работа будет проходить так: мы сформулируем задачи сегодняшнего урока, определим, чему мы научимся.


Содержание:

Учитель: ребята, раз уж сегодня к нам приходит в гости буква, то мы что-то о ней узнаем. А что именно?

Ученик: познакомимся с буквой

Ученик: познакомимся со звуками, которые она обозначает

Ученик: потренируемся читать слоги с буквой, слова и предложения

Ученик: еще будем учиться писать букву


Контрольно-регулировочный компонент:

контроль со стороны учителя: корректирует ответы детей, дополняет, если в этом есть необходимость. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает дополнительные вопросы, используя незаконченные предложения.

контроль со стороны учащихся: контролируют деятельность одноклассников, а также свою деятельность. Аргументируют свою точку зрения, дополняют ответы друг друга, делая это объективно.


Оценочно-результативный компонент:

Учитель: вы хорошо поработали, ребята. Были ли у вас сложности в процессе определения задач?

Ученики: нет.

Учитель: отлично! А сейчас посмотрите на количество задач, которые нам удалось сформулировать. Много ли их получилось?

Ученики: много!

Учитель: как вы считаете, получится сегодня решить все эти задачи?

Ученики: я думаю, что у нас получится решить все задачи.


2 этап. Подготовка к восприятию изучаемого материала

ОДЗ: актуализировать средства усвоения, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность учащихся.


Вид работы: дидактическая игра.

УЗУ: организовать деятельность по актуализации средств усвоений

Узу: вспомним, что мы узнали ранее

Практическая задача: для этого поиграем.


Организация деятельности:

Учитель: работать будем так: я расскажу вам условия игры, после чего вы выполните задание


Содержание:


Игра «Гласные и согласные»

- Сегодня к нам на урок пришли два брата-гномика: Гоша и Гена. Пришли они к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись.

Вдруг набежала туча, загремел гром, полил дождь, началась сильная гроза. Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша сине-зелёный. Буквы так испугались дождя, что забыли, под каким зонтом им надо прятаться. Давайте ребята поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? А какие под сине-зелёный?

Дети прячут буквы, которые обозначают гласные звуки – под красный зонтик (а, ы, и, у, о, е), а согласные – под сине-зелёный (к, н, с, т, п, р, м, з, л, в, б, д).



Контрольно-регулировочный компонент:

контроль со стороны учителя: корректирует ответы детей, дополняет, если в этом есть необходимость. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает дополнительные вопросы, используя незаконченные предложения.

контроль со стороны учащихся: контролируют деятельность одноклассников, а также свою деятельность. Аргументируют свою точку зрения, дополняют ответы друг друга, делая это объективно.


Оценочно-результативный компонент:

Учитель: вы хорошо поработали, ребята. Были ли у вас сложности в процессе определения задач?

Ученики: нет.

Учитель: отлично! А сейчас посмотрите на количество задач, которые нам удалось сформулировать. Много ли их получилось?

Ученики: много!

Учитель: как вы считаете, получится сегодня решить все эти задачи?

Ученики: я думаю, что у нас получится решить все задачи.


Вид работы: подготовка артикуляционного аппарата

УЗУ: подготовить артикуляционный аппарат для произнесения звуков

Узу: подготовим артикуляционный аппарат к произнесению звуков

Практическая задача: для этого произнесем чистоговорку


Организация деятельности:

Учитель: работать будем так: я произношу часть чистоговорки, а вы за мной повторяете


Содержание:

Чистоговорка

СА-са-са - в лесу бегает лиса

Со-со-со – у Вовы колесо

Ри-ри-ри - двор убрали раз, два, три.

Де-де-де - друзья познаются в беде.

Ти-ти-ти - съели кашу всю почти.

Контрольно-регулировочный компонент:

контроль со стороны учителя: корректирует ответы детей, дополняет, если в этом есть необходимость. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает дополнительные вопросы, используя незаконченные предложения.

контроль со стороны учащихся: контролируют деятельность одноклассников, а также свою деятельность. Аргументируют свою точку зрения, дополняют ответы друг друга, делая это объективно.


Оценочно-результативный компонент:

Учитель: вы хорошо поработали, ребята. Были ли у вас сложности в процессе определения задач?

Ученики: нет.

Учитель: отлично! А сейчас посмотрите на количество задач, которые нам удалось сформулировать. Много ли их получилось?

Ученики: много!

Учитель: как вы считаете, получится сегодня решить все эти задачи?

Ученики: я думаю, что у нас получится решить все задачи.


2 этап. Частичный слого-звуковой (звуковой) анализ с позиции выделения изучаемых звуков в слове.

ОДЗ: формировать представление о звуках [г], [г’] организовать наблюдение за признаками изучаемых звуков и обобщить наблюдения.


Вид работы : слого-звуковой (звуковой) анализ.

УЗУ: формировать представление о звуках [г], [г’], закреплять умение выполнять слого-звуковой (звуковой) анализ слова.

УЗу: будем продолжать учиться выделять звуки в слове


Практическая задача: для этого выделим первые звуки в словах

Содержательный компонент: загадки


Организация деятельности:

Учитель: работать будем так: я произношу загадку, вы определяете отгадку, после чего в этом слове интонируете первый звук


Содержание:

Учитель:

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож (груша). 


Ученики выделяют первый звук в слове – [г]


Учитель:

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. 


Ученики выделяют первый звук в слове – [г’]


2. Вид работы: наблюдение над признаками изучаемых звуков.

ДЗУ: организовать наблюдение за признаками звуков [г], [г’].

УЗу: будем наблюдать за признаками звуков [г], [г’].

Практическая задача: для этого побеседуем.

Организация деятельности: работать будем так: в ходе беседы мы выделим признаки звуков [г], [г’] и понаблюдаем за ними.

Содержание:

Учитель организует выделение фонетических признаков звуков [г], [г‘]




Контрольно-регулировочный компонент:

контроль со стороны учителя: корректирует ответы детей, дополняет, если в этом есть необходимость. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает дополнительные вопросы, используя незаконченные предложения.

контроль со стороны учащихся: слушают друг друга, контролируют деятельность одноклассников, контролируют свою деятельность. Дополняют и корректируют с помощью сигнальных карточек ответы одноклассников, показывают свое согласие/ несогласие.


Оценочно-результативный компонент:

Учитель: ребята, какая задача перед нами стояла?

Ученики: нам необходимо было понаблюдать за признаками звуков [г], [г’].

Учитель: все ли давалось легко?

Ученик: нет, иногда мы делали ошибки, но вместе сразу их исправляли.



3 этап. Развитие фонематического слуха. Вид работы: дидактическая игра.

ОДЗ: учить слышать изучаемые звуки в словах, развивать фонематический слух.
ДЗУ:
учить слышать изучаемые звуки в словах, развивать фонематический слух.

Узу: будем учиться слышать звуки [г], [г’] в словах, определять их место в слове.

Практическая задача: для этого поиграем.

Содержательный компонент: предметные картинки.

Организация деятельности:

Учитель: работать будем так: сейчас я буду показывать вам картинки, на которых изображены различные предметы. Ваша задача - определить, что изображено на картинках и назвать слово, обозначающее тот или иной предмет. После этого вам необходимо определить место звука [г], [г’] в слове: в начале, середине или конце.


ИГРА

ФИЗМИНУТКА


Содержание:

Учитель показывает предметные картинки, учащиеся определяют расположение звуков – в начале, середине, в конце

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: корректирует ответы детей, дополняет, если в этом есть необходимость. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает дополнительные вопросы, которые помогут детям сформулировать правильный ответ.

Контроль со стороны учеников: контролируют деятельность одноклассников, а также свою деятельность. Аргументируют свой ответ, дополняют ответы друг друга, делая это объективно, опираясь на критерии.


Оценочно-результативный:

Учитель: ребята, молодцы. Скажите, чему с вами сейчас учились?

Ученики: мы учились слышать звуки [г], [г’] в словах.

Учитель: всё ли у нас получилось?

Ученики: да.

Учитель: возникли ли у вас трудности в ходе этой работы?

Ученики: иногда мы допускали ошибки, но быстро исправляли их, потому что работали все вместе.

Учитель: вы большие молодцы, отличная работа!



4 этап. Работа с буквой.



КАК ВСЕГДА

ПОСЛЕ С ФОТО ПО ГРУППАМ

ОДЗ: формировать представление о большой и маленькой букве Н.

1. Вид работы: знакомство с буквой и наблюдение за её признаками.

ДЗУ: формировать представление о большой и маленькой букве Н.

Узу: узнаем, какая буква обозначает звуки [г], [г’] на письме.

Практическая задача: для этого побеседуем.

Содержательный компонент: алфавит.

Организация деятельности: работать будем так: вам необходимо будет найти в алфавите по предметным картинкам букву, обозначающую звуки [г], [г’] на письме. После чего, мы выделим признаки найденной буквы.


Содержание:

Ученики ищут на алфавите предметные картинки, название которых начинается с изучаемых звуков. Определяют, какая буква обозначает данные звуки.

Учитель произносит название буквы

Контрольно-регулировочный:

контроль со стороны учителя: корректирует ответы детей, дополняет, если в этом есть необходимость. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает дополнительные вопросы, которые помогут детям сформулировать правильный ответ.

контроль со стороны учеников: контролируют деятельность одноклассников, а также свою деятельность. Аргументируют свой ответ, дополняют ответы друг друга, делая это объективно, опираясь на критерии.


Оценочно-результативный:

Учитель: ребята, какую работу мы с вами проделали?

Ученики: мы знакомились с буквой, которая обозначает звуки [н], [н’] на письме.

Учитель: отлично, а что еще мы смогли сделать?

Ученики: мы смогли выделить признаки буквы.

Учитель: возникали трудности в процессе работы?

Ученики: нет, мы помогали друг другу и соблюдали критерии. Поэтому сложностей не возникло.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя