СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок обществознание 8 класс ПОТРЕБЛЕНИЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме Потребление разработан в рамках ФГОС НОО для 8 класса по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок обществознание 8 класс ПОТРЕБЛЕНИЕ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Раскрыть сущность понятия «потребление» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан. Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя. Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Семейное потребление

  2. Страховые услуги

  3. Экономические основы прав потребителей

Личностно значимая проблема

Дом не может считаться жилищем человека пока в нем нет пищи и огня не только для человека, но и для разума. М. Фуллер

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Потребление, страхование, права потребителей

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


В начале урока проводится беседа после чтения стихотворения о том, как старик корову свою продавал. Если есть возможность, то можно организовать просмотр мультфильма и затем беседу.

Учащимся предлагается проблема и поиск путей ее решения

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах



Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17

Работа с текстом учебника



Беседа с учащимися










Блиц-опрос




















Решение задачи








Беседа с учащимися

Объяснение учителя











Объяснение учителя


















Анализ правового документа Закона РФ «О защите прав потребителей»




1. Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа с последующими ответами на вопросы: 1) Что влияет на личное и семейное потребление? 2) Какие вам известны виды потребностей? О каких из них идет речь в первых двух абзацах фрагмента «Семейное потребление»? 3) Как потребление связано с размером дохода? 4) Как на семейное потребление влияет состав и воз­раст членов семьи? 5) Чем расходы восемнадцатилетних людей отличаются от расходов шестидесятилетних? 6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками, интересами, культурным уровнем членов семьи?

Учитель предлагает ряд примеров семейных расходов, а учащиеся дают блиц-ответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам. Примерный список расходов может быть таким: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дискотеки.

В результате важно акцентировать внимание на то, что: «Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране». Далее следует вопрос: чем можно объяснить данную установленную экономистами закономерность? При обсуждении ответов важно подчеркнуть, что при высоком уровне благосостояния значительна доля произвольных расходов.

Летом семья В. вырастила много овощей и собрала хороший урожай фруктов. Дочка-восьмиклассница помогла маме делать заготовки на зиму. Можно ли утверждать, что семья В. таким образом уменьшила свои расходы? Имеет ли место в данной ситуации личный вклад восьмиклассницы в доходы семьи? Поясните свои ответы.

2. Страховые услуги

- Что вам известно о различных видах страхования в нашей стране?

- Какие выплаты по договорам страхования относятся к обязательным, а какие — к произвольным?

Затем учителю целесообразно рассказать о видах добровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных интересов граждан. Далее, обращаясь к полученным на уроке знаниям, можно попросить учащихся объяснить, как связаны величина доходов граждан и спрос на страховые услуги.

3. Экономические основы прав потребителя.

Одним из наиболее существенных в этой связи является вопрос о суверенитете потребителя. Чтобы понятие «суверенитет потребителя» стало доступным учащимся, целесообразно обратить внимание на известное им значение более общего понятия — «суверенитет», основной смысл которого заключается в независимости и свободе выбора. После установления сущности понятия «суверенитет» можно, проведя аналогию, изложить содержание понятия «суверенитет потребителя», подчеркнув, что суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения (в частности, в поисках способов получения и увеличения доходов, выборе товара или услуги для своего потребления).

Учитель предлагает проанализировать статьи Закона РФ «О защите прав потребителей». В частности, такой может стать ситуация, изложенная на с. 153 учебника (рубрика «Ситуация»).

Вторая ситуация. К примеру, может быть предложен следующий текст, поступивший в редакцию одной из местных газет: «Поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые нахо­дились в багажном отделении автобуса, испачкались мо­торным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности пере­одеться. Водитель отказывается признавать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит турфирме. Что можно сделать?»

Учитель может дополнить. Необходимо предъявить туристической фирме письменную претензию с требованием компенсировать ущерб, нанесенный имуществу. Туристическая фирма обязана в 10 срок рассмотреть претензию и удовлетворить требования в добровольном порядке. В случае если она отказывается от удовлетворения претензий или никак на них не реагирует, то спор должен рассматриваться в судебном порядке. Важно отметить при этом, что в соответствии со статьей 17 можно предъявить иск в суд по своему месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со статьей 15 потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учащиеся, опираясь на текст учебника, приводят примеры потребностей, а затем их соотносят с потребностями.












Ученики отвечают, что из перечисленного можно отнести к обязательным расходам, а что — к произвольным. В число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жилье, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления закономерностей экономического развития.





Учащиеся решают обществоведческую задачу и поясняют свои решения







Ответ на этот вопрос учащиеся находят в учебнике.















Сильные учащиеся могут вспомнить, что им известно о суверенитете государства (государственном, или политическом, суверенитете).














Одному из учащихся предложено прочитать вслух ситуацию. Затем учащиеся определяют участников экономич. отнош. Вычленяют правовой аспект, находят положение, носящее характер правовой нормы. Затем можно обратиться к фрагменту закона и перечислить иные аспекты, определяющие права потребителей (см. документ на с. 153 учебника).

Учащиеся предлагают свои варианты решения проблемной ситуации. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу. Согласно статье 14 этого же закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков выполненной работы (услуги), подлежит возмещению в полном объеме.





Работа в парах



Фронтальная

работа.









Индивидуальная работа.


















Работа в парах








Работа в парах















Фронтальная работа
















Фронтальная работа





Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Устные ответы












Устные ответы



















Записи в тетради






Устные ответы






Записи в тетради









Записи в тетради.

















Устные ответы


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока обратившись к высказываниям рубрики «Говорят мудрые». Учащиеся высказывают свои соображения относительно того, с какими идеями урока связано каждое из высказываний

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Что влияет на объем и структуру потребительских расходов?

- Какова связь между доходом и потреблением? Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или мной страны? Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель? Назовите различные виды страховых услуг. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 19, термины, опережающее задание: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отделение Сберегательного банка РФ (или другого банка) с целью получения информации (информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа





Потребление и его виды

На этом уроке мы выясним значение термина «потребление», рассмотрим, какие его виды существуют, из чего складывается семейное потребление. Страхование, его виды и защита прав потребителя так же войдут в круг вопросов этого урока.

Потребление – это использование благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

Конечной целью любого производства является потребление. Мы все – каждый гражданин, семья, предприятия и даже государство являемся потребителями.

Различают

потребление производственное - когда ресурсы расходуются и используются в процессе производства,

и непроизводственное - это конечное потребление различных благ людьми, для удовлетворения насущных потребностей.

Н апример, когда вы дома кладете сахар в чай, он будет являться предметом потребления. В случае, когда его использует кондитер при производстве тортов, сахар будет выступать в качестве средства производства. То же самое происходит и с личным автомобилем, когда он эксплуатируется семьей как средство передвижения, то является предметом потребления, а если использовать машину как такси – то это уже будет средство производства.

Непроизводственное потребление в свою очередь может быть

Ø  личным - например, одежда, мобильный телефон,

Ø  и общественным – образование, общественный транспорт.

Процесс потребления бесконечен и не насыщаем. Потребности имеют тенденцию изменяться и расти. Товары и услуги, которые совсем недавно были предметами роскоши, их могли себе позволить не многие, со временем становятся общедоступными. Так произошло с компьютерами, мобильными телефонами, бытовой техникой – холодильниками, кофеварками и т.д. Например, в нашей стране еще 30 лет назад автомобиль был предметом роскоши, статусной вещью, а сейчас многие семьи имеют машину, а подчас и не одну. Но так же необходимо отметить: то, что для одного человека является предметом роскоши, второй может воспринимать уже как предмет первой необходимости.

2. Семейное потребление

 

Е динственное, что ограничивает нас в удовлетворении потребностей, это ресурсы – имеющиеся в нашем распоряжении, т.е. денежные средства. Стоимость потребительских расходов лимитируется доходом человека, семьи. Чем выше доход, тем больше товаров и услуг человек может приобрести. Растут не только наши потребности, но и количество предлагаемых товаров и услуг. От роста благосостояния людей напрямую зависят их материальные потребности. Если растут доходы, появляется потребность в более модных, следовательно, дорогих вещах, даже если старые еще не износились. Они так же меняются под влиянием моды, рекламы и т.д.

Наряду с материальными потребностями (покупка одежды, обуви и т.д.) больший процент отводится и духовным. Например, походам в театр, в кино и т.п. Чем выше доход, тем больше расходы и наоборот, если доходы падают, следовательно, уменьшаются и расходы и тем меньше денег можно потратить на приобретение товаров и услуг. В этом случае люди вынуждены сокращать свои расходы и тратить сколько заработали.

Любой человек может оказаться в непростой жизненный ситуации, когда денежные поступления ограничены или их нет. В этом случае часть расходов человек сможет покрыть из личных сбережений.

Сбережения – это средства, которые отложены на будущее потребление, т.е. про запас.

Немногие имеют хорошую привычку – 10% от заработанного откладывать на будущее. Сбережения помогают людям в трудных ситуациях пережить их. Например, при потере работы они помогут продержаться то время, пока вы заняты поисками новой. Только половина населения нашей страны имеет возможность откладывать часть денежных средств. Все люди бывают ограничены в средствах, используемых для своего потребления, не зависимо от их материального положения. И поэтому любой человек может оказаться в ситуации, когда ему не хватает денег на какую-либо покупку. Современное общество – общество потребителей, поэтому многие покупки сегодня совершаются в кредит или в рассрочку.

Вспомним, что все расходы делятся на обязательные и произвольныеОбязательные - это те, без которых обойтись нельзя: оплата квартиры и услуг ЖКХ, детского сада, налогов, а также расходы на питание, одежду, лекарства и т.д. К произвольным расходам относятся те, без которых можно обойтись. Вы можете возразить, что покупка наимоднейших кроссовок куда важнее ежедневного обеда, но это будет уже ваше личное мнение. Если рассматривать вопрос о первоочередности расходов с социально – психологической точки зрения, то можно сказать следующее: каждый человек сам решает, какие расходы для него важны и необходимы, т.е. он сам расставляет приоритеты. Мы рассматриваем эту ситуацию с экономической точки зрения, то е сть для нас важны общие тенденции в сфере потребления.

Эрнст Энгель, немецкий статистик, еще в 19 веке выявил одну из закономерностей в сфере семейного потребления, сделано это было после многолетних наблюдений. Он установил, что с ростом семейных доходов доля расходов на питание снижается, поскольку в этой ситуации они меняются не значительно, зато доля расходов на культурные потребности возрастает существенно. Исходя из этого, экономисты решили оценивать уровень благосостояния семьи по доле расходов на питание. Если население тратит большую часть своих доходов на питание, то говорят, что уровень благосостояния в стране низкий.

На потребительские расходы также влияют состав и возраст членов семьи. Например, в семье, состоящей только из пожилых людей, большой процент трат приходится на лекарства. Там, где есть маленькие дети, на первое место выходят расходы на детские товары. Наличие в семье школьников вносит свои коррективы в семейный бюджет. Покупки, связанные с учебой: школьная и спортивная форма, письменные принадлежности, портфели, питание в школе, увлечения, книги, дополнительное образование, а также карманные деньги составляют немалую часть расходов. Подчас карманные деньги детьми используются бездумно, родителям не всегда удается контролировать этот процесс. Старших школьников можно условно разделить на 2 категории: первые только расходуют часть доходов семьи, а вторые кроме этого еще и вносят свой личный вклад в её бюджет. А как вы можете повлиять на доход семьи? Ответ прост, уже с 14 лет можно самостоятельно зарабатывать деньги на карманные расходы. А также если серьезно относится к обучению в школе и заниматься самообразованием, то можно исключить расходы на репетиторов. Что приведет к уменьшению расходов семьи. Хорошая учеба в школе, является основой для дальнейшего обучения в профессиональных учебных заведениях - сузах или вузах.

Вкусы и интересы семей очень различаются: в каких-то семьях на первом месте стоят занятия спортом, кто-то старается больше путешествовать, а кому-то хорошо и на диване перед телевизором или у компьютера. Это тоже оказывает влияние на расходы семьи, т.к. все эти занятия требуют финансовых затрат.

3. Страхование

  Для нас как потребителей, очень важно защитить свои имущественные интересы от различных неблагоприятных событий. Для этой цели существует система страхования. Застраховать можно практически все: машину, квартиру, имущество, здоровье, жизнь. Сделать это может как любой гражданин, так и государство.

 

 Страхование - особый вид экономических отношений, который обеспечивает страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

При этом образуется специальный (страховой) фонд для возмещения разного рода ущерба, вызванного неблагоприятными событиями (страховыми случаями). Для получения страховых услуг необходимо заключить договор со страховой компанией, получить полис с перечнем условий и правил страхования.

Страхование бывает обязательным и добровольным. К первой категории относятся, например, обязательное медицинское страхование и страхование автогражданской ответственности. Видов добровольного страхования большое множество. Можно не только защититься от каких-то неприятностей – например, застраховать квартиру, дом, имущество от пожаров, затоплений, краж, но и накопить денег для какой-то важной цели. Это может быть дополнительная пенсия, или оплата учебы ребенка в вузе. Предлагаются и программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее выплаты при несчастных случаях или травмах. Рынок этих услуг у нас в стране только формируется. Спрос на них пока не очень велик по сравнению с западными странами. Причин тому несколько. Это и низкий уровень доходов, и малая информированность населения, и то, что мы часто уверены, что с нами ничего случиться не может.

4. Защита прав потребителя

П риобретая товары и услуги, мы хотим быть уверены в их качестве и безопасности. Какой приобрести товар, и по какой цене, мы решаем сами. Это называется экономическим суверенитетом потребителя. Он проявляется не только в независимости получения и увеличения дохода, а и в его расходовании. Но потребителю требуется защита и поддержка со стороны государства. Именно государство старается обеспечить гарантию безопасности товара или услуги для жизни и здоровья потребителя, гарантию качества товара, а также оно следит за уровнем обслуживания.

В нашей стране существует закон «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между продавцами или производителями с одной стороны и покупателями – с другой. Нам, как потребителям, должна предоставляться максимальная информация о товаре на русском языке, что является обязательным. А также нам должна быть предоставлена следующая информация - где, кем, когда и из чего произведен товар. Согласно этому Закону, товаров, которые нельзя вернуть не существует, если возникли претензии к их качеству. Потребитель может вернуть непродовольственный товар в течение двух недель или обменять его, даже если он надлежащего качества. Часто покупатели страдают только от своей невнимательности, просто надеясь на продавцов товаров и услуг. За качеством всех товаров в нашей стране следит специальная организация – Роспотребнадзор.

Существует несколько правил, которые потребитель должен соблюдать при покупке. Когда вы покупаете товар длительного пользования, то необходимо проследить за тем, чтобы продавец занес в паспорт всю необходимую информацию и поставил печать. Если на распродаже вас не предупредили о дефекте товара, то вы можете смело заявить о своих правах.

5. Краткие итоги урока

Итак, поведение потребителя на рынке должно быть грамотным. При рациональном планировании своих расходов, и умении выделить их них первоочередные, можно удовлетворить большую часть своих потребностей. Каждый член семьи может и должен вносить посильный вклад в ее бюджет. Страхование может помочь в решении многих проблем, а знакомство с законом «О защите прав потребителя» позволит выработать правильное поведение на рынке.

 Литература:

1.     Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.

2.     Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

3.     Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

4.     Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.

5.     С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В. Краюшкина - М.: Издательство «Экзамен».

 

Для визуального оформления использовались источники:

1.     http://www.halamalaysia.com/up/download.php?img=4069

2.     http://pomnipro.ru/memorypage2072/biography

3.     http://dvestrahovki.ru/overall/formyi_strahovaniya

4.     http://kachestvo.rusedu.net/category/3863/10901/page/4

5.     http://vg-news.ru/news/20120341707.html

http://znaika.ru/catalog/8-klass/obshestvoznanie/Potreblenie


3. Экономические основы прав потребителей

15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 г. президент США Джон Кеннеди провозгласил четыре основных права потребителей:

1) на безопасность;

2) на информацию;

3) на выбор;

4) быть выслушанным.

— В каких случаях вы выступали в роли потребителей?

Запись в тетради

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Изготовитель — организация или индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель — любая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям.

Продавец — любая организация или индивидуальный пред-приниматель, реализующие товары потребителям.

Были ли следующие персонажи потребителями?

1. Мама с дочкой пошли на рынок и приобрели зимние сапоги {Да).

2. Ученик дал почитать книгу товарищу. {Нет, так как он не платил за данную услугу.)

3. Житель необитаемого острова Робинзон Крузо. {Нет, он ничего не приобретает за деньги.)

4. Предприниматель приобрел партию шарфов для перепродажи. {Нет, он не будет сам использовать эти товары.)

— Разделитесь на четыре группы. Работая с п. 3 § 25 учебника и различными статьями Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», охарактеризуйте права потребителя.

Первая группа — право на безопасность.

Вторая группа — право на качество товара (услуги).

Третья группа — право на информацию.

Четвертая группа — право на возмещение ущерба.

V. Подведение итогов урока

1. Прокомментируйте правомерность действий продавца в данной ситуации.

Магазин продал Петрову буфет с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке буфет попал под дождь и был сильно испорчен. Петров отказался принять покупку и потребовал возвратить деньги или доставить другой буфет. Администрация магазина заявила, что покупатель является собственником товара с момента уплаты за него денег. Поэтому сам должен нести последствия порчи буфета от случайных причин.

2. Прокомментируйте правомерность действий продавца и изготовителя в данной ситуации.

Сидорова в 1986 г. купила в магазине «Цель» цветной телевизор отечественного производителя. Гарантийный срок на телевизор составлял 2 года. В 1988 г. Сидорова продала телевизор Петрову, а тот Малахову. В результате этих манипуляций документы на телевизор были утеряны. В 1994 г. телевизор загорелся. В результате самовозгорания телевизора полностью выгорел дом.

Малахов потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Малахова. Завод, изготовивший телевизор, также отказался возмещать убытки.

Домашнее задание

1. Прочитать § 25 учебника.



Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

3. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.




Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.



Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального

предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

4. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.


Статья 10. Информация товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. 2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

• сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмови т.д.

• цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

• гарантийный срок, если он установлен;

• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

• информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

• срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом;

• адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

• информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

• информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

• указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!