Формирование безопасной среды образовательной организации как условие эффективного функционирования современной системы образования. Поведения обучающихся в системе уроков и во внеурочной деятельности с ОБЖ.
(Выступление на дискуссионной площадке для преподавателей и организаторов ОБЖ и учителей физической культуры30 мая2016 года)
В.А. Володьков, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ № 1 им. Ю.А. Гагарина, г. Гагарин Смоленская область.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для того, чтобы с раннего детства научить, подготовить человека избегать экстремальных ситуаций, а если они случились, найти вовремя правильное решение.
Наши дети должны иметь общее представление о комплексе индивидуальных мер безопасности в природных, техногенных, социальных и бытовых условиях; владеть навыками рационального поведения в экстремальных условиях.
Формирование компетентности учащихся происходит, прежде всего на уроках ОБЖ, которые являются «фундаментом» в учебно-воспитательной работе.
Проблема преподавания в школе ОБЖ на сегодняшний день остаётся острой. Специфика курса требует от преподавателя не только поурочной, но и внеклассной, внешкольной работы по программе «Школа выживания».
Заповедь ОБЖ: «Опасность надо предвидеть, постараться её избежать и в случае необходимости (если только не удалось её избежать)- действовать». И преподавание предмета должно основываться на этом правиле. Мы преподаватели курса ОБЖ ближе всех к пониманию опасностей современной жизнедеятельности детей и к реальным действиям во имя перспективы безопасности России.
Возникает вопрос о качестве преподавания курса ОБЖ. Качество и эффективность учебного процесса зависят от его организации.
Поэтому свои уроки ОБЖ я стараюсь проводить интересно, творчески, а занятия походят на увлекательные приключения. Я уверен, что даже самые «скучные» темы могут быть детям интересны, если преподаватель мастерски, со знанием основополагающих задач и моментов образовательного процесса умело и правильно организует свою учебную деятельность.
Ситуации в жизни бывают такими, что нет времени на раздумье - надо действовать моментально, автоматически. Отработкой таких автоматических действий следует заниматься прежде всего на занятиях.
У меня на уроках ОБЖ, а также в «Школе выживания» дети обучены действовать по вводным: «К вам приближается злая собака…», «На кухне загорелась газовая плита…», «Кто-то звонит в дверь…», «Вы оказались в толпе…», «Слышен резкий запах газа…» и так далее- «Ваши действия?» Такие «внезапные задачи» может перед каждым ребёнком поставить жизнь… Главное не растеряться и постараться выйти из ситуации с минимальными потерями.
Такая форма преподавания Основ безопасности жизнедеятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет обучающимся правильно применять полученные знания не только в школе, но и через многие годы после её окончания.
Например, с Никитиным Сергеем (выпускником нашей школы -2005 года) мы встретились 9 мая 2016 года. Он, увидев, стал благодарить меня за те жизненные уроки ОБЖ, которые спасли недавно две человеческие жизни. А дело было так:2 мая2016 года загорелась баня, в которой находился пожилой человек…Сергей, не раздумывая, бросился спасать. «Я, - говорит, Валерий Алексеевич, - вспомнил все ваши рассказы и указания на уроках ОБЖ о действиях во время пожара (намочил полотенце, закрыл дыхательные пути, накрылся мокрым одеялом, присел и, пробравшись в пылающую баню, спас не только старика, но и самого себя». Скажу честно, рассказ Сергея меня растрогал…, а особенно его последние слова: «Много хороших предметов в школе, а вот ОБЖ - жизненно нужный и самый главный предмет! Спасибо, вам за школу жизни!»