СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок " Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»

Класс: 2 07.02.2025г.

Подготовила :Курбанова М.Г.

Открытый урок

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цель урока: формирование умения различать одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значениям.

Задачи:

  • Обучающие: обучать умению распознавать одушевленные и неодушевленные предметы по вопросам и лексическим значениям.

  • Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать память, мышление и речь.

  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимание к окружающим.

Оборудование:

Презентация на компьютере, раздаточные карточки с заданиями, маркер.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.


- Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным.

Запишите ,пожалуйста ,сегодняшнее число , Классная работа.

II. Минутка чистописания.

( А 5-6 человек работают по карточкам)

Слайд № 1

-Работу начинаем с чистописания.

-Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии последнего месяца зимы . Догадались ,что это за буква?

-буква Ф,ф - дайте характеристику звуку

(согласный звук, глухой парный , твердый и мягкий парный)

Слайд № 2

- Пропишите заглавную и строчную буквы до конца строки.

Самооценка.

- Подчеркните самое красивое буквосочетание.


III. Словарная работа.

Ребята смотрим на экран. Попробуйте отгадать какие словарные слова мы с вами запишем сегодня .

Посуда , мальчик , класс, медведь, малина , заяц

Слайд № 3

Какой месяц сейчас идёт? (февраль)

Что вы можете рассказать о феврале( последний месяц зимы . В феврале может быть 28 дней или 29 дней. Если 29 дней этот год называют високосным.

Слайд № 4-5

- Запишите слово февраль. (Можно составить с этим словом предложение и выделить главные члены)

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Какие орфограммы вы увидели в этом слове?

- Сейчас мы с вами от слова февраль образуем и запишем однокоренные слова.

- Первоначально вспомним признаки однокоренных слов. (Общее значение, одинаковый корень).

- Как по-другому называются однокоренные слова? (родственные)

1.Был очень холодный февральский день…

Слайд № 7-8

Февральский .

- Какое слово будет лишним и почему? (февральский слово обозначает признак предмета, а все остальные слова являются предметами)

IV. Формулировка темы урока.

- А как называются слова, которые обозначают предметы? (имена существительные).Что такое имя существительное?

- На какие группы можно разбить оставшиеся слова? (слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?)

- Как бы вы назвали слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)

- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? (люди и животные)

- Как бы вы назвали слова, отвечающие на вопросы что? (неодушевлённые)

- Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? (все остальные предметы, которые не являются людьми и животными)

V. Целеполагание (слайд 9)

- Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные) Откройте учебник на странице 48. Прочитайте тему нашего урока.

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

  • Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

(Будем учиться находить имена существительные, ставить к ним вопрос и определять одушевлённое оно или неодушевлённое).

VI. Работа над темой урока (Учебник с 48-50). Правила. Упр.80, 84

Проверим. совпадает ли наш вывод с выводом авторов учебника.

-Работа в парах, группах

- Я приготовила вам задания, которые помогут вам усвоить наш урок, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы.

-У вас на столах лежат конверты, в них задания. Работаем парами.. Достаньте из 1 конверта белый лист. На листочках с помощью стрелок распределите слова на две группы.


Одушевлённые имена существительные

заяц,

коньки,

собака,

снегирь,

тетрадь,

карандаш,

дорога,

воробей


Неодушевлённые имена существительные


Разделите слова на 2 группы.

На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему? (кто?)

На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему? (что?)


Делаем вывод:

Слайд 10 «Вывод»

К каким существительным ставится вопрос кто? Что?

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными. Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.



Физкультминутка

Учитель называет предметы. Если имя существительное одушевлённое — ученики поднимают голову вверх, если неодушевлённое — опускают вниз. 

Примеры слов: сорока, снег, мороз, люди, собака, метель, река, школьник, лёд, лыжня


VII. Работа по теме урока. Закрепление.

Слайд 12. «Один ум хорошо, а два лучше (самый внимательный)»


«Самый внимательный»

- А теперь хотелось бы проверить, насколько вы внимательны. Под конвертом лежит лист 1 на парту.

- Работать будете в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».

- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.

(2 работают у доски)

Работа в группе .

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

- Проверка.

Слайд 13 «Не зевай проверяй»


дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима (Какие из них отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?)

Слайд 14 «Слова»

-Полученные слова помогут нам в дальнейшей работе с текстом.


Самостоятельная работа. Работа с текстом.

- Достаньте из конверта лист. Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст. Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.


Слайд 15 «Работа с текстом»

Наступила (что?)………. Белое пушистое (что?)……….. укрыло землю.

(Что?) ……….. украсил деревья. Вот (кто?)…………. прыгает с ветки на ветку. А (кто?)……… стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)……….. зимой

Проверьте свою работу.

- Прочитаем получившийся текст.

- О чём говорится в тексте?

- Как бы вы озаглавили текст?

- Запишите первое предложение, выделите части речи.


Слайд 16 «Работа с текстом. Проверка»

1. Расшифруй слова.

Слайд № 8

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….(гитара)

  • мышцы+катер=….(мышка)

  • рога+забор=…(роза)

  • сова+баня+капуста=…(собака)

  • коза+лето+сова=…(колесо)

  • сито+нива+царица=…(синица)

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

- Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные.

Работа выполняется самостоятельно.

- Какие слова выписал I вариант? Почему?

- Какие слова выписал II вариант? Почему?

- А теперь сверим свои ответы. Слайд № 9

- Что заметили?

- Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

- Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

3. «Волшебные превращения»

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)

- Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)

- Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.

Слайд № 10

что?

кто?

коса

коза

мак

рак

капля

цапля

сон

сом

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы

Слайд № 11

- А теперь поработайте со словами: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарник.

- Что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)

- Образуйте от данных слов однокоренные неодушевлённые существительные.

- На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)

что?

кто?

сила

силач

гриб

грибник

лыжи

лыжник

пожар

пожарник

неодушевлённые

предметы

одушевлённые

предметы


-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

VIII. Рефлексия.

- Подведём итог урока. Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

  • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)

  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)

  • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).

  • Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)

  • В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.

  • Такие слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание, многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значением)

- Молодцы. А теперь, используя двухцветные круги:

если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет.

IX. Домашнее задание.

Слайд № 12

- Подберите и запишите как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».

Слайд № 13

Долгожданный дан звонок,

Вот и кончился урок.

И смогли вы все на пять

Думать, рассуждать, смекать!






















1. С помощью стрелок распределите слова на две группы.

Одушевлённые имена существительные и неодушевлённые имена существительные .

Работа в паре.

Одушевлённые имена существительные

заяц,

коньки,

собака,

снегирь,

тетрадь,

карандаш,

дорога,

воробей

Неодушевлённые имена существительные

Работа в группе

2. В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.

тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп

встснежокбрлюлшгелесаыук

бпоепокрывалотенгмзимамигв

3. Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.

Наступила (что?)___________ Белое пушистое (что?)_________ укрыло землю.

(Что?) _____________украсил деревья. Вот (кто?)__________ прыгает с ветки на ветку. А (кто?)__________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)___________ зимой.

4.Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….

  • мышцы+катер=….

  • рога+забор=…

  • сова+баня+капуста=…

  • коза+лето+сова=…

  • сито+нива+царица=…



Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.

Карточка №1

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.



3. Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.

Наступила (что?)___________ Белое пушистое (что?)_________ укрыло землю.

(Что?) _____________украсил деревья. Вот (кто?)__________ прыгает с ветки на ветку. А (кто?)__________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)___________ зимой.

3. Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.

Наступила (что?)___________ Белое пушистое (что?)_________ укрыло землю.

(Что?) _____________украсил деревья. Вот (кто?)__________ прыгает с ветки на ветку. А (кто?)__________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)___________ зимой.

3. Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.

Наступила (что?)___________ Белое пушистое (что?)_________ укрыло землю.

(Что?) _____________украсил деревья. Вот (кто?)__________ прыгает с ветки на ветку. А (кто?)__________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)___________ зимой.

3. Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст.

Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.

Наступила (что?)___________ Белое пушистое (что?)_________ укрыло землю.

(Что?) _____________украсил деревья. Вот (кто?)__________ прыгает с ветки на ветку. А (кто?)__________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)___________ зимой.








4.Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….

  • мышцы+катер=….

  • рога+забор=…

  • сова+баня+капуста=…

  • коза+лето+сова=…

  • сито+нива+царица=…

4.Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….

  • мышцы+катер=….

  • рога+забор=…

  • сова+баня+капуста=…

  • коза+лето+сова=…

  • сито+нива+царица=…


4.Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….

  • мышцы+катер=….

  • рога+забор=…

  • сова+баня+капуста=…

  • коза+лето+сова=…

  • сито+нива+царица=…










15