СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок окружающего мира "КАК МОСКВА СТАЛА СТОЛИЦЕЙ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока окружающего мира  в 3 классе  "КАК МОСКВА СТАЛА СТОЛИЦЕЙ"  по программе Виноградовой  ("Начальная школа 21 в")

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира "КАК МОСКВА СТАЛА СТОЛИЦЕЙ"»

Урок окружающего мира, 3 класс, «Начальная школа XXI века»

Учитель: Юдина С. П.

Тема урока: «Как Москва стала столицей»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основания Москвы;

  2. Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов; способствовать развитию умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении, т.е. создавать условия для положительной мотивации в обучении

  3. Воспитание любви к своей стране, интерес к её истории, бережное отношение к историческим памятникам.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска);

-презентация Microsoft PowerPoint;

-карточки с заданиями

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока


Примечание

I. Cамоопре-деление к деятельно-сти. Организа-ционный момент.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело.
Путь нелегкий предстоит

В даль дорога побежит.
Мы промчимся чрез века,
Через многие года,
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

-Сегодня мы продолжим изучение истории нашего государства. Как оно называлось сначала? (РУСЬ)


Слайд 2.











Слайд 3.

II. Актуализа-ция знаний


1. Давайте немного вспомним о тех далёких временах.

-Разгадайте ребус.

-Кто такой князь?

  1. Интерактивное упражнение-игра «Первые русские князья» https://learningapps.org/6622248

-Расположите изображения первых русских князей в порядке их правления



  1. Работа в группах

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получает лист, на котором есть таблица с историческими фактами, вам нужно в эту таблицу вписать имена первых русских князей.

-Фронтальная проверка.


Слайд 4.













Гиперссылка


Слайды 5 и 6.

(резервные, на случай отсутствия Интернета)


Слайд 7.

Приложение №1

III. Постано-вка про- блемы, формули-рование темы урока

-Перед вами карта Древней Руси. Какой город был столицей во времена правления большинства этих великих князей? (Киев)

- Как он стал столицей? (Князь Олег перенёс в Киев княжеский престол)

-Каким городом был Киев? (Очень крупным, богатым и развитым)



-В каком городе была, согласно летописям, первая столица, где княжил Рюрик? (В Новгороде)



-А кто знает, какой город стал следующим главным городом нашего государства? (Москва)

-Кто из вас может рассказать, как Москва стала столицей? (Дети затрудняются).

-Можем ли мы сейчас точно ответить на этот вопрос? (Нет, пока не можем, но хотим)

- Значит, эту проблему мы должны решить сегодня на уроке.

- Так какова же тема нашего урока? («Как Москва стала столицей»)


Слайд 8.




Слайд 9.

IV. Изучение нового материала, совместное открытие новых знаний

1. Возвышение Москвы. Работа в группах

-Чтобы в этом разобраться, нам нужно будет ответить сразу на несколько важных вопросов.

- Ребята, из какого источника мы можем получить ответы на наши вопросы? (Из учебника)

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получает свой вопрос и ищет на него ответ в учебнике (с. 22, 1 абзац)

- Обратите внимание, что в тексте учебника вам встретятся 2 незнакомых слова. Где мы можем посмотреть значение этих слов? (В «Толковом словаре» в конце учебника)

(Ученики в группах выполняют задания)

- Итак, что же вам удалось узнать их текста? (Выступление представителей групп)

Вывод: Московские князья объединили русские княжества в единое государство.

- Это могло быть причиной того, что Москва станет столицей? (Да, конечно.)

2. Физминутка.

3. Становление Москвы

- Ребята, но кроме этого, существовали еще причины усиления Москвы как столицы.

–Давайте выясним, какие? И для этого поговорим о том, как же возникла Москва, как расположена и как она менялась.

а). Вопрос №1: Как Москва появилась?

-Кто знает, какой князь считается основателем Москвы? (Ю. Долгорукий)

-В каком году это было? (1147 год)

(Ученик читает наизусть стихотворение о строительстве Москвы)

б). Вопрос №2: В чём удобство расположения Москвы?

-Об этом вы узнаете, прочитав 2 и 3 абзацы на с. 22 учебника. Обсудите в группе.

-Итак, в чем же состояло удобство расположения города? (Город был очень удобно расположен. Стоял далеко от границ и в центре торговых путей, которые шли с севера на юг и с запада на восток. Говорили, что Москва стоит на перепутье торговых дорог. Население Москвы быстро росло, город расширялся и богател.)

- А всё это могло быть причиной того, что Москва стала столицей? (Да, это было очень удобно и выгодно)

в). Вопрос №3: Как менялась Москва?

-А вот о том, как Древняя Москва менялась, мы узнаем, посмотрев видеофрагмент фильма об этом городе. Будьте внимательны. (Просмотр видеофрагмента)

-Давайте проверим вашу внимательность и заполним ленту времени «Как менялась Москва?»

( Первый Кремль – деревянный – был заложен по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году.

В 1365 году) Дмитрий Донской построил Москву из белого камня.

В конце XV века при правлении Ивана III построили новый Кремль из красного кирпича.)


Молодцы, ребята!


Слайд 10.







Приложение №2












Слайд 11.

Слайд 12.




Слайд 13.











Слайд 13.



Слайд 14.



Слайд 15.

















Слайд 16.






Слайд 17.

V. Закрепление изученного материала


-А теперь давайте немного поиграем.

Игра «да - нет»:

  • Москва всегда была столицей? (НЕТ)

  • Правители Московского княжества были смелыми и умными людьми? (ДА)

  • Объединение русских княжеств происходило очень легко? (НЕТ)

  • Кремль был сделан из белого камня? (ДА)

  • Есть ли река с названием Москва? (ДА)

  • Красная площадь находится в Киеве? (НЕТ)

- Молодцы!


Слайд 18.

VI.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Итак, какой же был главный вопрос нашего урока?

-Мы смогли узнать, благодаря чему Москва стала столицей? (Да)

- Похлопайте в ладоши те, кто узнал.

-Назовите эти причины.

- Ребята, молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

- Каждая группа справилась со всеми заданиями.

- Кого бы вы в своей группе похвалили за хорошую работу? (Самые активные ученики получают отметки)

Слайд 18.








Слайд 19.

VII. Домашнее задание

  1. Объяснить значение пословиц:

Москва – всем городам мать.

Москва веками строилась.

Все дороги ведут в Москву.

  1. Р.т., с. 15-16, №1, 2

-Спасибо за урок!


Слайд 20.








Слайд 21.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!