Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жигалковская основная общеобразовательная школа
Брянской области Погарского района
Открытый урок
по географии 6 класс
План и карта
АВТОР: учитель географии
первой квалификационной категории
Бурцева Тамара Васильевна
2014 г.
Тема: Обобщение по теме: «План и карта».
Цель: обобщить, углубить и оценить знания учащихся по теме «План местности» и «Географическая карта», подвести итог изучению темы. Продолжать учить работать с картой и атласом. Продолжать формирование приёмов учебной работы в группе.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, глобус, топографическая карта «План местности». Выставка книг по охране природы. Стенды «Знаки беды», «Друзья природы». Презентация, ноутбук, карточки с номерами 1, 2, 3, 4, 5.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами закрепим знания по плану местности, о географических координатах. Попутешествуем по карте и глобусу, побываем на экваторе, на полюсах и даже поднимемся на самую высокую вершину Земли. Вспомним, кто первый из учёных определил размеры Земли, кто первый нарисовал карту и т.д. (раздаю каждой команде карточки разной формы с номерами)
Итак, вперёд за знаниями!
РАЗМИНКА.
Географический устный диктант. (СЛАЙД 2)
Прибор для определения сторон горизонта? (компас)
Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки? (долгота)
Условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой? (горизонтали)
Модель Земли? (глобус)
Кратчайшая линия, условно проведённая на поверхности Земли от одного географического полюса к другому? (меридиан)
Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделённые на градусы? (градусная сетка)
МИР КАРТОГРАФИИ – УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР. (СЛАЙД 3)
- А сейчас, разделимся на группы по 2 человека. Это ваши команды. Мы отправляемся в путешествие. Путь называется «Мир картографии».
1 страница –« Картография в древности» (СЛАЙД 4)
Варианты ответов на экране. Я зачитываю вопрос, а вы поднимаете соответствующую карточку с цифрой, соответствующую каждому ученому. За правильный ответ – жетончик. Команда, набравшая большее количество жетонов, является победителем.
Мы отплываем на дирижабле.
Кто из учёных составил первую карту мира? (Эратосфен)
Кто впервые высказал гипотезу о шарообразности Земли? (Пифагор)
Кто из учёных выдвинул гипотезу о строении вселенной? (Птолемей)
Учёный, который создал телескоп и точно установил, что Земля вертится? (Галилей )
2 страница – «Великие географические открытия» ( СЛАЙД 5)
Я зачитываю вопрос, а вы поднимаете нужную карточку с цифрой, соответствующую номеру путешественника. За правильный ответ – жетончик.
Кто открыл материк Америка, считая при этом, что достиг берегов Индии западным путём? (Х.Колумб)
Кто совершил первое кругосветное путешествие, доказав на практике шарообразность Земли? (Ф.Магеллан)
Когда и кем был открыт последний шестой материк? (в 1821 г. Беллинсгаузен и Лазарев)
Кто исследовал восточный берег Австралии, а открыл острова Полинезии, которые позднее были нанесены на карту? (Д.Кук)
- В средние века, отмеченные гонением на просвещение, забылись практически все знания в области картографии. Картографы, скрывая своё невежество, украшали карты рисунками животных. Только в 15 веке вернулись к учению о шарообразности земли. Великие географические открытия потребовали знаний картографии, создав тем самым условия для её развития.
3 страница – «Масштаб карты» (СЛАЙД 6)
- Самое верное представление о расположении материков и океанов даёт глобус (уменьшенная модель нашей планеты). В самом определении уже заложено понятие «масштаб». Масштабы карт выражают отношение единицы к числу, показывающему, во сколько раз все размеры на карте, меньше соответствующих размеров в действительности. Правильный ответ соответствует масштабу, ответы поднимаются на карточках.
Под каким номером в списке значится именованный масштаб. (4)
Наиболее крупный масштаб. (3)
Наиболее мелкий. (2)
Средний. (1)
4 страница – «Знатоки картографии» (СЛАЙД 7)
- В создании карт принимают участие топографы и геодезисты. В трудных полевых условиях начинается порой создание карты. И качество создаваемой карты, часто зависит от умения топографа правильно передать характер и особенность местности.
Как называется отношение , показывающее, во сколько раз уменьшены линии на местности при её изображении на карте. (3)
Широта и долгота точки земной поверхности называют … (2)
Превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря. (5)
Угол между направлением на север и на какой-либо предмет. (1)
Что такое плоское картографическое изображение участка местности в крупном масштабе. (4)
5 страница – «Знатоки координат» (СЛАЙД 8)
- Очень трудно иногда отыскать точку на земной поверхности. Ведь Земля такая огромная, а точка такая маленькая. Земля разделена на четыре полушария.
Точка в северном полушарии. (1)
В западном. (4)
Точка в восточном полушарии. (3)
Точка в южном. (2)
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. (СЛАЙД 9-14)
- Чтобы попасть домой, нужно знать условные обозначения на плане местности. В конвертах для каждой команды даны карточки с условными знаками. Расшифруйте их и вы дома.
4) ТАЙНА В КОНВЕРТЕ. ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ГЛОБУС. (СЛАЙД 15)
Раздаю конверты с заданиями. По одному участнику из каждой команды выходит к доске и показывает на экране указкой, где стоит знак вопроса, ответить, что это?



![]()


5) НЛО ЗОВЁТ В ПОХОД. (СЛАЙД 16)
- Ой, что это, мне слышатся какие-то сигналы, да их несколько. Это сигналы неизвестных мне объектов. Ага, кажется это к нам на Землю прилетели гости с других планет. Они просят определить их местонахождение, где они приземлились, и дают координаты. (раздаю на карточках координаты каждой команде)
00 ш., 500 з.д. (р.Амазонка)
290 с.ш., 900 з.д. (р.Миссисипи)
140 с.ш., 130 в.д. (оз.Чад)
520 с.ш., 450 в.д. (г.Кавказ)
320 с.ш., 350 в.д. (Мёртвое море)
6) ПРОПОЛИТЕ СТРОЧКИ. (СЛАЙД 17)
Вычеркнуть из помещённых здесь строк лишние буквы и вы прочтёте имена путешественников.
КОЛАМЕРУ ИКМБА (Колумб)
КАНУКДЫ (Кук)
СКИНДИЯОТТ (Скотт)
ЛАПАЛДАНТЕВ (Лаптев)
ГУДЗЭРИОН (Гудзон)
7) ПОЧТА.
На доску прикрепляются 5 кармашек с названиями :
1) Координаты
2) Виды карт
3) Путешественники
4) План местности
5) Элементы карты
Командам выдаются по одному набору карточек с разными названиями - знаки карты, плана местности, координаты, имена путешественников, перемешанные. Для каждой команды назначается кармашек, куда они кладут карточки с их темой кармашка.
Тема кармашка | примеры |
координаты | 150 ю.ш 320 в.д | 340 с.ш 580 в.д. | 1080 с.ш. 40 в.д. | 780 ю.ш. 540 з.д. | 970 с.ш. 50 з.д. |
Виды карт | Физичес-кая | Экономиче-ская | Климатичес-кая | Топографичес-кая | Политичес-кая |
Путешественники | Магеллан | В.Скотт | Колумб | Васко да Гамма | Гудзон |
План местности (нарисовать) | овраг | река | Смешанный лес | луг | холм |
Элементы карты | параллели | экватор | координаты | равнины | Шкала высот |
8) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (СЛАЙД 18)
- Подсчитываем жетоны. Сколько у каждой команды. Победила команда … Выставляем оценки.
-Какова была тема урока?
-Какова была цель урока?
-Достигли ли цели?
-Какими способами работали?
-Какие трудности испытали в ходе урока?
- Что запомнилось на уроке?
- Что понравилось?
- Чтобы хотели пожелать всем?
- С каким настроением покидаете урок?
На ваших партах лежат смайлики. Поднимете смайлик, соответствующий вашему настроению.
Приложение № 1
Карточки для рубрики «Картография в древности»
1 2

3 4

5